>
(к разработке закона РФ “О рыбной торговле”)
По оценкам многих экспертов рыбного хозяйства России, назрела необходимость реформы в сфере внешней и внутренней торговли рыбными товарами. При этом следует учесть требования и защиты водных биоресурсов страны, и их более рационального использования.Примечательно, что ведущей рыболовной страной мира является КНР (в 2001 г. – 41,6 млн. т). При этом общее мировое производство рыбных товаров составляет около 130 млн. т, из которых 28% – продукция аквакультуры (товарное рыбоводство).
В 90-е гг. объем производства (соответственно и потребления) в отечественном рыбном хозяйстве снизился в 2 раза. Известную роль сыграло значительное сокращение его государственной поддержки и повышение цен на топливо, которое государством перестало субсидироваться.В 2001 г., по статистическим данным Госкомстата России (внешняя торговля за пределами таможенной границы) и ГТК России, общий экспорт пищевых и непищевых рыбных товаров составил 1,137 тыс. т на сумму 1,472 млрд. долл. США, а импорт – 732,799 тыс. т на сумму 336,508 млн. долл. При этом, по имеющимся оценкам, нелегально ловится и экспортируется еще около 1 млн. т.Сегодня организация товарных рыбных рынков, в том числе для экспортных и импортных поставок, недостаточно эффективна. Имеется значительный разрыв (в 3-5 раз) между экспортными ценами российских рыбных товаров, прежде всего “рыбы мороженой”, и конечной ценой реализации на мировых рынках (рыбные биржи, сеть оптовой и розничной торговли и др.).
Есть элементы скрытой монополизации, диспаритета закупочных, оптовых и розничных цен. В ряде случаев торговля способствует изъятию и присвоению значительных денежных средств без их направления или перераспределения в постройку судов, развитие рыбообрабатывающей промышленности и др.Многие данные в отраслевой печати говорят не только об имеющихся резервах снижения цен, особенно в розничной торговле, но и о значительных резервах для требуемого инвестирования модернизации и строительства нового рыболовного и иного флота.Проведенные расчеты специалистов Гипрорыбфлота (С.-Петербург) показывают масштабы надвигающейся на Россию катастрофы. При соблюдении нормативного срока эксплуатации имеющегося в рыбном хозяйстве страны флота уже к 2015 г. Россия сможет вылавливать всего 80 тыс. т морской рыбы и других водных биоресурсов. Возможное снижение к 2005 г. численности имеющихся в рыбном хозяйстве судов на 17%, а к 2010 г. – на 67% существенно уменьшит добывающие мощности флота (“Рыбное хозяйство”, 2002, N 2, с. 44).В 90-е г. формирование рыночных отношений способствовало появлению неэффективной системы товародвижения с ростом числа посредников между производителем и потребителем, а также тенденции необоснованного роста оптовых и розничных цен на рыбные товары, разница между которыми составляет 1,5-2,5 раза.Также необоснованный рост таких цен способствовал с 1997 г. их сближению (по некоторым позициям и превышению) с уровнем мировых цен на рыбные товары и цен на отечественные мясные продукты, что существенно снизило конкурентоспособность отечественных рыбных товаров.
По нашему мнению, Россия могла бы без ущерба для отечественного потребителя значительно снизить импорт не всегда качественных куриных окорочков из США и Евросоюза, развернув процентов на 50 массированные экспортные поставки высокопитательной рыбы (треска, минтай, лососевые, окунь и др.) на внутренний рынок России.В этом отношении просматриваются новые требования к российской экономиче-ской политике при использовании возобновляемых природных ресурсов с более активными инновационными и инвестиционными задачами в части повышения конкурентоспособности России.Сегодня же явно недостаточным оказывается регулирующее воздействие Минэкономразвития России, МПР России и Госкомрыболовства России (при участии ФГУП “Нацрыбресурсы”). Неудовлетворительно и правовое обеспечение деятельности рыбного хозяйства, что показали парламентские слушания в Государственной Думе РФ “О правовом обеспечении развития рыбохозяйственного комплекса” 14 декабря 2001 г.Рыбная торговля не выполняет таких основополагающих функций, как стимулирование отечественного производителя, инвестиционное обеспечение процесса товародвижения, снижение коммерческого риска, информационное консалтинговое и маркетинговое обслуживание и др. Все это негативно отражается на конкурентоспособности как рыбных товаров, так и товаропроизводителей рыбного хозяйства России.Важнейшую роль в решении проблем совершенствования внешней и внутренней торговли рыбными товарами, а также обеспечения их качества и борьбы с нелегальным браконьерским промыслом мог бы сыграть закон РФ “О рыбной торговле”.
Сегодня многие нормы Гражданского кодекса РФ применительно к рыбной торговле нуждаются в уточнении.Вопрос о содержании закона о рыбной торговле весьма неоднозначен и затрагивает многие аспекты назревшей необходимости повышения эффективности как внешней, так и внутренней торговли. В итоге может появиться и такой закон, исполнение которого приведет к тому, что “богатые станут еще богаче”. Сложившаяся демографическая ситуация и более уравновешенная социальная политика требуют резко повысить потребление рыбы и морепродуктов у беднейших слоев нашей морской державы – до 30-40 кг в год. (Известно, что в 90-е гг. среднедушевое потребление рыбы в России сократилось в 2 раза и в настоящее время составляет лишь около 10-12 кг в год.)На наш взгляд, в этом законе можно было бы отразить принципы организации рыбной торговли в такой стране, как Норвегия (Закон о регулировании и контроле над производством, реализацией и экспортом рыбы и рыбных товаров от 30 июня 1955 г., Закон о сбыте рыбы-сырца от 14 декабря 1951 г., Закон о контроле качества рыбы и рыбных товаров от 28 мая 1959 г. и др.).Законодательная система внешней торговли Норвегии отличается наличием целого ряда специфических “рыбных” нормативных актов, которые определяют порядок реализации рыбных товаров на внутреннем и внешнем рынках, имея между собой тесную связь. Основополагающим законом по торговле рыбой является вышеназванный Закон о сбыте рыбы-сырца.
Он устанавливает, что любая реализация рыбы в “первые руки”, независимо от того, где она выловлена, с целью переработки, сбыта, экспорта должна осуществляться только через специально созданные организации (кооперативы) по сбыту рыбы, которые утверждаются в Директорате рыболовства. Действие закона также распространяется и на поставки рыбы в “первые руки” с иностранных судов.Такое положение в последующем было закреплено в Законе о морском промысле N 40. На основе указанного закона утверждено Постановление “О реализации рыбы-сырца в “первые руки” от 29 июня 1990 г.”, в котором детально определяются все особенности рыбной торговли (включая перечень региональных кооперативов, список видов реализуемых рыб и др.). При этом регламентируется запрет на сбыт рыбы и продукции из нее с судов, которые сами доставляют рыбу в иностранный порт или на иностранное судно непосредственно в море (в районе промысла).Опыт Норвегии, имеющей шесть уполномоченных коммерческих организаций, которые имеют право регулировать первичную продажу выловленной рыбы с учетом установления минимальной цены за каждый вид, может быть отражен в федеральном законе РФ о рыбной торговле. Все другие норвежские и иностранные суда должны ориентироваться на эти цены. Также могут быть запрещены обработка, продажа или экспорт сырой рыбы и рыбной продукции, если рыба не была сначала продана уполномоченному посреднику или не было его согласия на такую продажу.
Порядок регулирования норвежского экспорта рыбы и рыбных товаров установлен в законах “О запрете экспорта” от 13 декабря 1946 г. и “О регулировании и контроле над производством, реализацией и экспортом рыбы и рыбных товаров” от 30 июня 1955 г., который уточнил ряд понятий и экспортных процедур.Отметим далее, что сбыт продукции вылова норвежских судов осуществляется с оформлением документов через соответствующий сбытовой кооператив, независимо от того, где была выловлена рыба.В Норвегии нет отдельного закона по импорту рыбы и рыбных товаров. Некоторые важные функции регулирования внешней торговли в Норвегии выполняет таможенный тариф с многочисленными ссылками на нормы других документов и международных соглашений. На этой правовой основе регламентируется, в частности, импорт в Норвегию рыбы и рыбных товаров.В связи с дискуссией о возможном принятии Государственной Думой России закона “О рыбной торговле” следует отметить наличие в Норвегии Закона о контроле качества рыбы и рыбных товаров от 28 мая 1959 г. и др.Свои задачи тарифного и нетарифного регулирования (например, квотирования и др.) ставит совершенствование внешнеторговой деятельности с учетом принципов Всемирной торговой организации (ВТО), к которой присоединяется Россия в ближайшие годы.В регулировании мирового рыболовства важное значение имеет исполнение странами “Кодекса ведения ответственного рыболовства” ФАО ООН (1995 г.). Кодекс определяет основные принципы и международные стандарты, имея в виду обеспечение эффективного сохранения живых водных ресурсов, их управление и развитие с учетом состояния окружающей среды и биологического разнообразия.
Можно особо отметить статьи Кодекса, касающиеся ответственной торговли рыбной продукцией.Так, в статье 6.14 указывается: “Международная торговля рыбой и рыбными продуктами должна осуществляться в соответствии с принципами, правилами и обязанностями, закрепленными в Соглашении ВТО и других соответствующих международных соглашениях. Государства должны обеспечивать, чтобы их политика, программы и действия, относящиеся к торговле рыбой и рыбопродуктами, не создавали препятствий этой торговле и не являлись причиной ухудшения окружающей среды и негативных социальных воздействий, включая проблему питания”.Следует отметить наличие в Кодексе подраздела 11.2. “Ответственная международная торговля”.Сегодня дискутируется вопрос о введении государственной монополии на торговлю осетровыми, черной икрой, а также ценными видами крабов и др. Пересмотр экспортной политики нами связывается с частичным сокращением экспорта рыбы и расширением поставок на внутренний рынок. Это, в свою очередь, ставит вопрос о государственном субсидировании рыбного хозяйства России на уровне стран Евросоюза, Канады, Республики Корея и др.Рыба и морепродукты отличаются по целевому назначению от нефти и газа, леса, минеральных удобрений, проката, алмазов и др. Вылавливаемая рыба и другие водные биоресурсы должны реализовываться прежде всего в России с целью повышения среднедушевого потребления рыбы и других морепродуктов. Следует сократить (до 50% и более) экспортные поставки рыбы и других морепродуктов и повысить обеспеченность внутреннего рынка РФ.
На наш взгляд, полная государственная монополия во внешней торговле рыбными товарами не целесообразна. Однако необходимо ввести лицензирование внешнеторговой деятельности. При этом важно при участии ФГУП “Нацрыбресурсы” стимулировать концентрацию экспорта и импорта у крупных “вертикально интегрированных компаний” (ЗАО “Севрыба ” и др.) и решить другие проблемы.В 2002 г. начата разработка системы аукционной торговли рыбными товарами с использованием Интернет-технологий. В реализации проекта ФГУП “Нацрыбресурсы” участвуют “Банк Москвы”, имеющий филиалы в большинстве рыбодобывающих регионов, и ИА “Росбизнесконсалтинг”. Это позволит повысить уровень экспортных цен, особенно на продаваемую свежую рыбу, привлечь дополнительных импортеров из стран Европы и Юго-Восточной Азии, а также улучшить структуру предложения товаров для внутреннего рынка.На российском рынке оптовое звено рыбной торговли должно активнее переходить в собственность крупных рыболовных компаний Дальнего Востока (Владивосток, Южно-Сахалинск, Петропавловск-Камчат-ский), Севера (Мурманск) и Запада (Калининград).Очевидно, в ближайшие годы оправдан переход части оптовой торговли (30-50%) под контроль ФГУП “Нацрыбресурсы” как структуры, представляющей интересы государства.Подобные проблемы и должен решить закон РФ “О рыбной торговле”.
Ю.А. Бобылов, с.н.с. ВНИИЭРХ Госкомрыболовства России