Кормилица России Арктика нуждается в защите

По | 27.03.2021

>

russkaja arktika
Остров Большой Бегичев. Море Лаптевых

Арктика v это не только последний ресурсный резерв России, но и в буквальном смысле слова кормилица России, так как является одним из основных поставщиков сырья. В то же время Арктика v узел сложных противоречий. И сейчас самый актуальный вопрос v о её безопасности. Безопасности военной, геополитической, рекреационной, экологической.
Сложилась парадоксальная ситуация, когда вместо секторального деления Северного Ледовитого океана имеется огромное количество территорий международного пользования, за экологическое состояние которых никто не отвечает. Я об этом говорю не только потому, что длительное время работаю в Институте геологии Арктики (ныне Всероссийский институт геологии минеральных ресурсов Мирового океана), но и потому, что эта проблема должна затрагивать каждого россиянина. Не может страна, имеющая богатейшую природную арктическую базу, жить на гране нищеты. Достаточно сказать, что богатейшие республики Севера занимают последнее или предпоследнее места в общем уровне благосостояния. Так, Ненецкий автономный округ стоит на 88-м месте, Республика Коми v на 44-м, лишь Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий АО занимают первые строки в таблицах дохода.
В последнее время много говорится о том, чтобы осваивать Арктику вахтовым методом, что северный завоз обходится много дороже, чем получаемая прибыль. Высказывается мнение, что Арктику как инфраструктуру надо прикрывать. На самом же деле Арктику надо развивать, делать ее базу прибыльной, т.к. без Арктики нормальной жизни в России быть не может. За счёт природных ресурсов Арктики живет и остальной мир, ибо, покупая наши природные богатства, они сохраняют свои. Хочу заметить, что после распада Советского Союза Россия лишилась многих минеральных богатств, и сейчас только в Арктике остались хром, марганец, значительная часть нефтегазовых месторождений. Мы черпаем их из этой копилки, ничего не давая взамен.
Уже прошло немало совещаний по арктическим проблемам, написано множество книг, однако арктические проблемы должны решаться практически. Для этого нами предлагается проведение полярного десанта в связи с реанимацией инфраструктуры Северного морского пути. Эта проблема касается не только России, но и зарубежных стран, не только полярных стран, таких как Норвегия, но и стран южных (Япония). Севморпуть v это кратчайший путь из Азии в Европу. Арктические проблемы v глобальные проблемы (имеются в виду полярные проблемы вообще).

 

arktika russija
Загадочные каменные шары на острове Чамп.

В настоящее время ситуация в российской части Арктики вызывает большую тревогу. В первую очередь это касается оленеводства. Оленеводство в Европейской части Арктики уже лишилось многих своих преимуществ. Во-первых, в связи с работой нефтяников и газовиков значительная часть территории выпала из оборота. Более того, имеющиеся пастбища загрязнены. В Ненецком округе своих пастбищ не осталось Они вынуждены пасти оленей в Республике Коми. Кормов явно не хватает, и проблему домашнего оленеводства надо решать кардинально. С одной стороны, надо от него отказываться, с другой стороны, на Таймыре имеется самое большое в мире стадо диких оленей, причём мигрирующее стадо, 1200 голов. Весенние и осенние отстрелы не дают нужного уменьшения численности. Транспортные возможности тоже весьма ограничены, и эту проблему нужно как можно скорее решать. И оживление Севморпути является наиболее оптимальным выходом из создавшейся ситуации.
Таймырское стадо оленей мигрирует весной от Нижнетунгуста на Таймыр, а осенью обратно. Человек добился того, что традиционные пути миграции оленьего стада в настоящее время нарушены. На пути оленей встает газопровод. Правда, специально для проходов оленей в газопроводе сделаны ворота, но, во-первых, олени этих ворот боятся, во-вторых, там происходит огромная толчея, которая тоже ни к чему хорошему не приводит. А за воротами этих оленей ждут браконьеры, которые не столько отстреливают животных, сколько губят их, т.к. взять с собой браконьеры могут только печень и язык, остальное выбрасывается и гниёт. Песцы же просто не в состоянии съесть всё выбрасываемое мясо.
Следующий момент. Традиционные тропы оленей опять же нарушены в результате техногенной деятельности, т.е. когда было открыто Канадское месторождение, естественно, мост начали строить в самом узком месте реки. Олень же тоже предпочитает узкие места. Город Норильск непрерывно расширяется, и оленям приходится его обходить. Зачастую это происходит в таких местах, где имеются широчайшие водные преграды, преодолевая которые олени тоже гибнут.
Основным рыбным регионом у нас является Баренцево море, но и тут тоже возникают свои проблемы. Например, из-за вылова мойвы и сельди были нарушены кормовая база и традиционные пищевые цепочки. Уменьшаются стада трески, пикши, сайры и др. В результате рыбы вынуждены поедать свою молодь. Некоторые звенья пищевых цепочек оказались невостребованными.

Непродуманная деятельность человека тоже зачастую приводит к отрицательным последствиям. Наглядный тому пример v переселение камчатского краба в Баренцево море. К чему это привело? Тут невольно вспоминаются строки Губермана: LМне одна догадка душу точит: вижу её правильность везде. Каждый, кто живет не там, где хочет, вреден окружающей среде¦. Камчатскому крабу не понравилось его новое местожительство, и он отправился к Гусиной банке Новой Земли. Гусиная банка является самой крупной промысловой колонией морского гребешка. В результате их поедания крабами колония лишилась своей промысловой значимости. А камчатского краба ловить ещё тоже нельзя, т.к. у него акклиматизационный период.
Всё это вместе взятое приводит к тому, что мы постепенно теряем значительную часть наших промысловых ресурсов. В частности, лов ластоногих практически прекращён, но их вымирание происходит из-за того, что им не хватает пищи. Не говоря уже о том, что загрязнённость морских бассейнов, в том числе и Северного Ледовитого океана, и в первую очередь пластиковой тарой, приводит к тому, что, проглатывая полиэтиленовые пакеты, ластоногие гибнут. В связи с освоением нефтегазового потенциала арктического шельфа экологические проблемы приобретают особую значимость.

arktika
Остров Большой Бегичев. Море Лаптевых

И, в первую очередь, России нужно определиться с северными границами шельфа, что по праву принадлежит России, ведь Северный Ледовитый океан v это, по сути дела, внутриконтинентальный бассейн типа Средиземного моря, и границы, естественно, должны быть определены по секторальному принципу. В нашем институте соответствующие материалы по этому вопросу подготовлены. Теперь дело за правительственным решением. В результате мы получили бы дополнительную нефтегазоносную базу, появился бы хозяин территории, который, допуская на работу в эти районы иностранных потребителей, отвечал за то, чтобы эта территория не была загажена.
Освоение Северного морского пути потребует изучения уже имеющейся ситуации и определения перспектив на будущее. Для этого нами предлагается проведение так называемого полярного десанта, т.е. комплексного изучения акватории и суши прибрежных морских зон с целью предупреждения их загрязнения. Ведь Северный Ледовитый океан v это конечный бассейн стока огромной территории, он является наиболее уязвимым объектом воздействия с хрупкой природной средой. Тут уместно будет вспомнить, к каким печальным последствиям привело строительство гидротехнических сооружений на крупных реках, впадающих в Северный Ледовитый океан. Источником дешёвой электроэнергии они не стали, а вот запасы пресной воды поубавились. В настоящее время основная часть пресных питьевых вод сосредоточена в Арктике в виде ледников и айсбергов. Однако то загрязнение, которое наблюдается в настоящее время, может привести к тому, что эти зарезервированные запасы чистой воды окажутся непригодными для питья.

К тому же в Арктике имеются ещё старые, довоенные захоронения боевых отравляющих веществ, в составе которых v мышьяк. Контейнеры, в которых они хранятся, уже полуразрушены, и их разгерметизация в ближайшее время может привести к катастрофическим последствиям.
Всё это свидетельствует о том, что назрела необходимость в создании специальной структуры по изучению полярных проблем. Она должна сплотить разнопрофильных исследователей-единомышленников, которых волнует судьба Арктики и которые хотят добиться здесь заметных перемен в лучшую сторону, потому что Арктика должна жить, а не выживать, должна процветать и по-прежнему давать России доход. Это поможет нашей стране рассчитаться с долгами и стать самодостаточной страной с высоким промышленным потенциалом.
Далее. Очень важно добиться, чтобы Россия продавала не сырьё, а продукты его переработки на основе высоких технологий, и такие примеры имеются. Так, в Ухте на базе нефтегазоперерабатывающего комплекса освоено производство сажи, которая необходима для выпуска многочисленных резиновых изделий, в частности, шин, покрышек и т.д. Твёрдую сажу готовы покупать многие зарубежные государства, т.к. этот продукт достаточно дефицитный и высокотехнологичный. А вот в Норильске легко избавиться от огромного количества оксидов серы, связав их с кутекскими фосфоритами, и производить суперфосфат, который можно экспортировать за границу. И таких примеров сколько угодно. Да та же самая нефть должна продаваться внутри страны, 70% её должно оставаться у нас, а 30% идти на экспорт. Но с учётом того, что разница между внутренними ценами и ценами на международном рынке на нефть составляет порядка 10 раз, естественно, не 70% её остается в России, а гораздо меньше. В результате стране не хватает продуктов переработки нефти, и мы их вынуждены будем в ближайшее время покупать их по дорогим ценам за рубежом, т.е. нам такая экономическая политика обойдется боком.
Много и других проблем. Вот, например, Институт культурного природного населения под руководством П.В. Боярского проводит многолетние работы на побережье и на островах российской Арктики. Учёные нашли очень много предметов культуры, доказывающих, что Арктика была освоена уже много веков тому назад.

И это подлежит дальнейшему изучению. Арктика, с одной стороны, огромный регион, который зачастую подменяется расплывчатым понятием LКрайний Север¦, а у нас почти вся страна LКрайний Север¦ по существующей терминологии. С другой стороны, Арктика v это регион со своими специфическими условиями. Тут можно много говорить и об экстремальных погодных условиях, и о ранимости арктической среды, но, с другой стороны, нужно говорить и о богатствах Арктики. Богатствах животного и растительного мира, но в первую очередь v о минеральных богатствах, т.к. такой минеральной базы, как в Арктике, нет больше нигде в мире, эти сырьевые запасы смогут обеспечить Россию на многие десятилетия, а то и на сотню лет. Надежда, что у нас появятся какие-то дополнительные ресурсы на других территориях, не очень велика.
Естественно, арктические проблемы волнуют не меня одного. Об этом свидетельствуют многие совещания, которые ежегодно проходят в Мурманске, Архангельске и других северных городах. Одно из таких совещаний было посвящено проблемам поморья Баренцевского региона, т.е. самой уязвимой части Арктического бассейна. На другом были обсуждены особенности строительства городов в Заполярье, перспективы их развития, а также проблемы консервации бесперспективных городов и посёлков.
Необходима продуманная политика правительства в отношении Арктики. При этом нужно осознать, что никакие природоохранные мероприятия немыслимы без знания не только ситуации, сложившейся на сегодняшний день, но и перспектив развития. Поэтому изучение необходимо в первую очередь для того, чтобы определиться, какие объекты нуждаются в самом скорейшем природоохранном режиме, а какие из них могут ещё потерпеть. Не следует также забывать, что Арктика может стать не только объектом добычи какого-то сырья, но и объектом специализированного туризма v ведь это неповторимый уголок Земли.
А теперь мне вновь хотелось бы вернуться к вопросу о необходимости полярного десанта. Предложения на этот счёт делались во все инстанции и докладывались неоднократно. Проблема может быть решена не только за счёт государственного финансирования, но и за счёт зарубежных инвесторов, которые готовы вкладывать деньги в подобные мероприятия, потому что наука v не только затратная отрасль, она может приносить и доход, экономя деньги на последующих этапах освоения природной среды. Мы готовы эти проблемы обсуждать и решать с кем угодно, когда угодно и где угодно. Не скрою, мне хотелось бы при своей жизни увидеть проведение полярного десанта и поучаствовать в этом мероприятии.
Подведем некоторые итоги рассмотрения арктических проблем. Несомненно, Арктика нуждается в защите. Для этого должна быть выработана чёткая государственная экономическая, экологическая, природоохранная и этимогеографическая политика на основе знания ситуации, для чего нужно определить арктические границы. Необходимо отделить Арктику от необъятных просторов Крайнего Севера и на основе полученной информации выработать комплекс мероприятий. Первоочередным в этом плане предлагается проведение полярного десанта, который может явиться той верёвочкой, потянув за которую можно развязать весь узел арктических проблем.
ВНИИокеангеология имеет опыт морских исследований, ещё не утрачен опыт изучения суши. В нём есть костяк учёных, на основе которого можно сформировать ядро полярного десанта. Хочется надеяться, что все организации, в первую очередь, Союз городов Заполярья и Крайнего Севера, ассоциации полярников примут участие в этом мероприятии. Приступать к этим работам необходимо до того, как начнётся отслоение арктического шельфа. Необходимо также помнить, что зарегулирование стоков большинства северных рек уже привело к изменению их гидрологического режима, а в связи с этим и процесса осадконакопления, в том числе и в прибрежных частях тех морей, куда они впадают. Возникает опасность, что загрязняющие вещества, которые где-то были захоронены, в результате будут перезахоронены в этих местах. Например, уже резко возросла радиационная обстановка в Енисеевском заливе, причём барьерные зоны некоторых рек уже не справляются с техногенной нагрузкой, вредные вещества перемещаются дальше в Баренцево и Карское моря.

Достаточно сказать, что биота в значительной степени (до 70% территории преимущественно Карского моря) уже деградировала, а это означает, что уменьшилось видовое разнообразие, снизилась продуктивность и выпали некоторые звенья пищевых цепочек. Так что в Арктике сейчас проблем больше, чем способов их решения. Ну и последнее, на чём я хотел остановиться: к сожалению, непродуманная национальная политика Советского Союза унаследовалась и Россией v ведь малые народности Севера нуждаются в совершенно иной национальной политике, потому что проблема их развития в первую очередь зависит от развития Арктики, возможности полного использования имеющихся трудовых ресурсов и привлечения дополнительных ресурсов.
Арктика в ближайшем будущем должна стать центром развития высокотехнологичной новой культуры. Проблема воспитания носителей этой культуры, проблема обучения, проблема образования v об этом тоже не нужно забывать, решая арктические вопросы.
М. Садиков, д. г.-м. н., акад. РАЕН.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *