>
ПРОГУЛКА ПО САЯНАМ
Известно, что заповедников в России много, и каждый из них своеобразен. Но цель у них одна – охрана того, что можно спасти от человека, который стремится отобрать у природы последнее, дабы насытить свой неуёмный аппетит к обогащению. Одним из таких заповедников является и Саяно-Шушенский, который мне, как студентке, проходящей преддипломную практику, удалось посетить.
Прибыв на место, откуда отходят катера в Саяно-Шушенский заповедник, я была ошеломлена количеством древесины, плавающей в водеи просто-напросто гниющей. Но меня ждал заповедник с его красивейшими местами, и поэтому постаралась поскорее позабыть о первом отрицательном впечатлении.
Мы шли по Саяно-Шушенскому водохранилищу. Раньше здесь был Енисей, но сооружение Саяно-Шушенской ГЭС привело к подъёму уровня воды, а вслед за этим и изменению климата, качества воды и появлению больной рыбы. Вода в Енисее поднялась настолько, что часть леса, находящаяся в непосредственной близости от берега, уходит под воду при подъёме уровня воды в водохранилище.
В день нашего выезда моросил противный мелкий дождь, но это мне не мешало любоваться высокими скалистыми горами, которые были окутаны дождевыми облаками. Если вы когда-нибудь видели скалы, то поймёте меня: чёрные, крутые, изрезанные многочисленными трещинами, изредка покрытые отдельными деревьями. Кто видел эту красоту – не забудет её никогда! Вода в водохранилище упала, обнажив выходы горных пород, а также затопленный лес, а точнее, то, что от него осталось… Наконец мы добрались до первого КПП “Голая”, где оставили двоих из наших собеседников, которые заезжали на вахту. Здесь отмечаются катера, лодки, люди, желающие проехать в заповедник. Местечко очень даже симпатичное! Северный склон Западного Саяна. Кругом горы, а в горах мой любимый кедрово-пихтовый лес. Красота! Сам кордон представляет собой помещение из нескольких комнат, бани, кухни и удобств на улице. Наш путь продолжился… Моей же конечной целью стал кордон Базага, который так запал мне в душу, что я останусь там жить на всё время прохождения практики.
Мой сопровождающий – Василий Сёма поселил меня в доме другого госинспектора. От самого дома я пришла в ужас: никак не думала, что люди, которые охраняют заповедник от браконьеров, рискуя собственной жизнью, живут в таких условиях – проломленные полы, протекающая крыша.
Сам кордон приходит в упадок. Ведь когда-то здесь было все, включая магазин, а теперь здесь живут инспектора, которые на лето привозят своих детей. Вокруг множество разнообразного мусора, в основном, конечно, строительного происхождения.
Первым пунктом моей работы стала речка Шигнота, до которой мы добирались на лодке. По таёжным тропкам, которые относительно захламлены поваленными деревьями, мы идём к месту моей работы. Мне предстояло проверить почвенную карту (ведь я же почвовед). Цель наша – сосновые леса, под которыми, судя по почвенной карте, есть бурые лесные почвы. Если вы когда-нибудь слышали о таких почвах, вы бы удивились, пытаясь найти их на южных склонах. Ведь южный склон Западного Саяна – это и малоснежье зимой, сочетающееся с сильными морозами, и жара летом. Здесь каждое дерево борется за влагу, особенно на склонах гор. Но, придя в лес, я поняла, что здесь очень влажно. Изменение влажности из-за водохранилища привело к бурному росту растительности, т.е. разрастаются кустарники, не говоря уже про травянистый ярус. Изменение влажности привело также к смене древесного яруса – в подросте мы заметили кедр, который для южного склона характерен на высотах более 1500 м. По рассказам моего сопровождающего, который работает в Саяно-Шушенском заповеднике уже 20 лет, раньше такого бурного роста растительности никогда не было. Ещё я была очень удивлена тому, что в горной реке не оказалась рыбы. А ведь когда-то, наверное, была. Вот тебе и водохранилище!
Вторым пунктом стала река Узун-Сук. Выходя из леса, мы заметили медведицу с двумя медвежатами. Медведица ловила леща, изредка давая поесть своим детям. Вы бы видели это потрясающее зрелище! Ни один самый профессиональный рыбак не смог бы с такой ловкостью ловить рыбу. Я, конечно, понимаю, что соседство с медведицей и медвежатами опасно, но так хотелось подойти поближе! Сколько мы там сидели – неизвестно, но Василий очень захотел есть и попытался спугнуть семейку. Но когда ещё я так близко увижу медведя! Поэтому пришлось открывать тушёнку, но зато подольше понаблюдать за рыбачкой. Вот именно в такие минуты сознаёшь: чтобы сохранить подобное чудо, обязательно нужны заповедники!
Вряд ли можно донести до людей, которые видели замученных зверей в зоопарках, что здорово наблюдать, как резво скачут по скалам козероги, которые и людей-то редко видят, как медведица может спокойно ходить по тайге и чувствовать себя хозяйкой и не опасаться за свою жизнь. Как донести до людей то, что, зайдя в лес, видишь не мусор, а краснокнижные виды растений, которые не подвергаются массовому сбору, а просто радуют глаз! Как донести до людей то, что прекрасно дышать свежим воздухом, наполненным ароматом хвои, и пить воду из горных рек, не опасаясь за своё здоровье!
Далее в целях познавательной экскурсии по всей территории Саяно-Шушенского заповедника я решила поехать в экологический лагерь для детей от 10 до 15 лет, организованный эколого-просветительским отделом при поддержке WWF. Руководила этим лагерем Татьяна Леонидовна Сашко. Этой мужественной женщине предстояло руководить толпой детей из разных районов и сблизить их между собой. По-моему, у неё это получилось великолепно. Будь я на её месте – с ума бы сошла. Ну, уж очень шумные! Правда, когда лагерь закончился, было даже грустно. Цель лагеря – научить детей общаться не только с природой, но и между собой. Ведь именно экологическое воспитание, заложенное с детства, позволит нам воспитать поколение, которое должно знать о хрупкости окружающей нас природы. Хочется надеяться, что дети, которые побывали в лагере, не только приобрели навыки разведения костров, обогатили свои знания в энтомологии, почвоведении, герпетологии, но отныне будут способствовать сохранению биоразнообразия. Очень жаль, что поддержку подобным лагерям оказывает не государство, а фонды. Благодаря этому лагерю мне представилась возможность проехаться по территории заповедника, побывать на всех кордонах.
Я побывала на кордоне “Шугур”. Местечко поразило меня своим уютом, т.е. не только очаровательными домиками и приветливым госинспектором Александром Василенко, но и само место в эстетическом плане радует глаз. “Шугур” является южной границей Саяно-Шушенского заповедника. Здесь уже не встретишь лесов – здесь горная степь или лесостепь, а тебя окружают скалы из гранитов. Здесь идёт настоящая борьба за выживание между растениями за воду. Между этими скалами бежит небольшой ручеёк, по берегу которого растёт редкий тополь. А как здорово сделаны грядки – любой ландшафтный дизайнер позавидует! Здесь земля бедная и каменистая, поэтому используется каждый свободный кусок.
Свой день рождения на этот раз я справляла уже на Базаге, которую ласково называю своим домом. Гуляли всем кордоном. Виктор Александрович Смазнов (наш главный радист на Базаге) поймал по такому случаю великолепного тайменя и большую щуку. Было всё вкусно и весело! На следующее утро мне предстоял поход по одной из самых больших рек заповедника – Большие Уры. Мы вместе с Тамарой Алексеевной Макашовой, специалистом по технике безопасности, её дочерью и энтомологом Вагиным отправились до речки Отук-Суг. Несколько дней подряд лил достаточно сильный дождь, вода в реках поднялась и приобрела цвет кофе с молоком. Идти в такую воду, конечно, было немыслимо.
Но вода убывать не хотела, и мы всё-таки тронулись в путь. Путь наш был неблизок – через многочисленные переправы, броды, заросли колючих кустарников, крутые подъёмы и спуски. Периодически мы то проходили огромные участки хвойного леса, то выходили на степные участки; то поднимались в горы, то шли по равнине. Люди, вот где настоящий рай! Нет, по-моему, ничего лучше прогулки с рюкзаком по такой местности. Вот где глаз отдыхает, а душа радуется за то, что сохранено и не испорчено! Особенно весёлыми были переправы, сделанные на тросах с коляской. Меня они вообще приводили в бурный восторг, особенно тогда, когда висишь посреди реки и тебя вылавливают на удочку в буквальном смысле. Сидишь, ногами болтаешь, а посмотришь вниз – такое ощущение, что тебя вместе с этой коляской несёт вниз по течению. Аж дух захватывает! Местом нашей временной стоянки стали “Солонцы”. Оказывается, в этом месте выходят породы, содержащие огромное количество легкорастворимых солей.
Кордон “Отук-Суг” находится на месте впадения одноимённой реки в Большие Уры. Ну, прямо рай для уставшего путника! Очаровательные домики, банька, лошади. А главное, что всё это очарование находится в великолепном сосновом бору! Для нас, которые промокли до нитки, это было настоящим спасением. Оказывается, когда-то в этом месте тоже жило много семей, а все необходимые продукты доставлял вертолёт. Но теперь из-за недостатка средств у Саяно-Шушенского заповедника остались только лошади. Они-то и доставляют продукты, а также неподъёмный груз работников науки.
Ещё одна проблема заповедника – охрана территории. Охрана животных от браконьеров ведётся чуть ли не вплоть до военных действий. Госинспектора, а именно оперативный отдел, выходят в рейд с такой обоймой, что прямо страх берёт. Какие-то банды тувинцев, вооружённые, между прочим, лучше самих оперативников, отстреливают животных.
Трудно передать всё увиденное словами, передать красоту заповедных мест. Единственное, что можно сделать, – посетить эти замечательные места. После этого действительно понимаешь, что лучше Сибири места отдыха нет! Но здесь хочется сделать одну поправку: что заповедник – это не зона отдыха и не туристическая база, где любой человек может вот так зайти на территорию. В этом случае хорошо быть научным работником, коим я на данный момент являюсь. Правда, наука в Саяно-Шушенском заповеднике находится в плачевном состоянии, и это вина целиком ложится на людей, которые отвечают за финансирование заповедников. Хорошо, что сейчас появляются студенты, аспиранты и другие научные работники из разных уголков России, которые болеют за заповедное дело и вносят свою лепту в развитие научной деятельности. Ведь Сибирь – необъятная страна, в которой столько всего неизвестного и неоткрытого.
Евгения СИУНОВА, студентка факультета почвоведения МГУ им. М.В. Ломоносова.