ЛЕСНОE ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО И ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ

По | 27.03.2021

>

les i zakom1. ВВЕДЕНИЕ.

Практика ведения лесного хозяйства и, в том числе, государственного контроля за ведением лесного хозяйства и лесопользованием на Карельском перешейке складывается под воздействием ряда специфических, присущих только данной территории факторов:

·      Близость границ, с наличием постоянного спроса на круглую древесину по ценам, намного превышающим стоимость древесины на корню и внутренние закупочные цены, и, как следствие – интенсификация как легальной, так и нелегальной лесозаготовительной деятельности.

 

·      Ландшафтная, природная ценность региона, его населенность, огромная рекреационная роль.

 

·      Применение пока не сильно распространенной в России “сортиментной технологии” заготовки древесины с использованием многооперационной техники.

·     Широкое применение способа учета отпускаемой на корню древесины по количеству заготовленных лесоматериалов.

Наличие таких особенностей вызывает потребность   в осуществлении  особенно тщательного государственного контроля и, в то же время, сильно усложняют его проведение.

Следует отметить, что за время, прошедшее после межведомственной комиссии, работавшей на Карельском перешейке в 1997 г**., положение дел, связанное с проблемами соблюдения лесного законодательства при ведении лесозаготовок, улучшилось. Так, например, на настоящий момент практически отсутствуют факты сокрытия лесопользователями объемов древесины, заготовленных ими сверх указанных в лесорубочном билете при проведении рубок с учетом “по примерному количеству”. Такие перерубы  отражаются лесопользователями в справках о количестве заготовленной  древесины.

В то же время тут имеется ряд серьезных недостатков, как в сфере применяемого законодательства, так и порядка его применения, контроля за его соблюдением. В предлагаемом  исследовании основное внимание уделено фиксированию существующих недостатков в этой области с целью определения первоочередных  направлений работ по рассматриваемому вопросу в рамках проекта.

Настоящее исследование выполнено на основании опыта и  материалов,  приобретенных членами неправительственных природоохранных организаций путем опросов, независимых полевых обследований, работы с документами и информации, предоставленной соответствующими государственными структурами по запросам.  В связи с этим исследование нельзя считать исчерпывающим. Ряд важных вопросов в нем может быть упущен из-за недостатка первичной информации.

2. ОБЗОР “ВРЕМЕННОГО РУКОВОДСТВА ДЛЯ  ПРОВЕДЕНИЯ НЕСПЛОШНЫХ РУБОК ПО СКАНДИНАВСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ В ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ”

Данное руководство утверждено заместителем Министра природных ресурсов и экологической безопасности В.Ф.Будариным и первым заместителем руководителя ФСЛХ – П.Ф.Барсуковым) – является нормативно – правовой базой для проведения на Карельском перешейке несплошных рубок с использованием колесной многооперационной техники. Отличительными чертами такой технологии заготовки являются:

·      Применение узкопасечных технологий заготовки древесины с шириной пасек 20-21 м. (при ширине технологических коридоров 4 м) и, следовательно – сплошная рубка древостоя в технологических коридорах на площади не менее 16,6 % от площади лесосеки. Это повышает общую интенсивность рубки, повреждаемость корней деревьев при заготовке (особенно  в ельниках), площади уничтоженного подроста.

·      Широкое применение способа учета отпускаемой на корню древесины по количеству заготовленных лесоматериалов, с отбором  деревьев в рубку (на лесосеках несплошных рубок) оператором харвестера непосредственно при разработке лесосеки. Операторы не всегда имеют достаточные знания существующих лесохозяйственных нормативов, кроме того, они материально заинтересованы в заготовке максимальных объемов древесины. Процесс контроля качества рубки со стороны работников лесного хозяйства серьезно затрудняется.

·      Ускорение процесса разработки лесосек и вывозки древесины, что открывает возможность для вывозки этой древесины до освидетельствования работниками лесного хозяйства.

Сокращение рабочей силы, занятой на лесозаготовках из-за высокой механизации процессов лесозаготовок.

“Руководство”, объемом 6 страниц утверждено Федеральной службой лесного хозяйства, и, следовательно, при возникновении разночтений подменяет собой документы [4,5]. “Руководством” установлены единые нормативы по интенсивности, параметрам оставляемого древостоя, технологии для всех видов рубок ухода и главного пользования. При этом установленные “Временным руководством” нормы соответствуют параметрам рубок максимально допустимой интенсивности (некоторые противоречия между требованиями и рекомендациями “Наставления по рубкам ухода…” [5]  и “Временным руководством…” приведены в таблице 1).

Таким образом “Руководство” фактически отменяет различия по целям, способам и методам ведения лесного хозяйства в лесах разных групп и категорий защитности, стирает различия между рубками главного и промежуточного пользования, игнорирует требование научного подхода к организации лесопользования. Таким образом, “руководство” входит в противоречие со статьями 2,  54 , 79, 114 Лесного кодекса РФ.

Согласно ст. 1 ЛК РФ в случае возникновения противоречий между Лесным кодексом и иными нормативными актами должен действовать лесной кодекс. Таким образом, все рубки, назначаемые и проводящиеся с применением положений “временного руководства” могут быть признаны незаконными.

Таблица 1.

Примеры противоречий между “Наставлением по рубкам ухода в равнинных лесах Европейской части России и “Временным руководством для  проведения несплошных рубок по скандинавской технологии в Ленинградской области”

>

№ п/п

>

Наставление по рубкам ухода в равнинных лесах Европейской части России

>

“Временное руководство для проведения несплошных рубок по скандинавской технологии в Ленинградской области”

>

1.

>

п. 2.6.7. максимально допустимые площади технологических коридоров при проведении проходных рубок – 15% при придании им прямолинейной формы и 7-8% – при непрямолинейной. Для выборочных санитарных рубок – 5-7% и 3-4% соответственно

>

Разделы 2 и 3.1. Допускается ширина пасек 20 м при ширине технологических коридоров 4 м и придании им непрямолинейной формы. Нетрудно подсчитать, что при этом площадь технологических коридоров составит 16,6%.

>

2.

>

п. 2.6.20. Проходные рубки в лесах, имеющих эксплуатационное значение ведутся в основном с шириной пасек 24-36 м.

>

Раздел 2. Допускается расстояние между пасечными коридорами 20 м.

>

3.

>

2.6.9. Для прокладки новых технологических коридоров может быть вырублено не более 7-8% деревьев из числа оставляемых на выращивание

>

Разделы 2 и 3.1. Объем древесины, заготавливаемой  на волоках может достигать 16% от исходного запаса древостоя.  При этом соблюсти требования п. 2.6.9. наставлений по рубкам ухода практически невозможно

>

4.

>

3.2.5.; 3.2.10.; 3.4.6. Интенсивность Проходных рубок в лесах сосновых и еловых хозяйственных секций не превышает 20% по запасу.

>

Разделы 2 и 3.1. Объем древесины, заготавливаемой  на волоках может достигать 16% от исходного запаса Следовательно необходимо повышать общую интенсивность для обеспечения ухода в пасеках.

>

5.

>

7.1.16 В лесах, где не допускаются рубки главного пользования на рубках ухода применяются малогабаритные маневренные машины

>

Раздел 3. Лесосеки разрабатываются звеном из “харвестера” и “форвардера”,  требования к этой технике не указаны, что позволяет использовать в том числе тяжелую колесную технику.

>

6.

>

8.8. При проведении выборочных санитарных рубок закладываются технологические коридоры через 64-65 м. и более

>

Раздел 2. Ширина пасек может составлять 20 м.

>

 

>

Кроме того, “Временным руководством” не проработан и ряд других важных вопросов:

>

 

 

1.Не определены случаи, когда заготовка древесины должна производиться с предварительным отбором и клеймением деревьев, а когда – нет. Очевидно, в лесах, выполняющих  преимущественно средообразующие, рекреационные, защитные функции и при проведении выборочных санитарных рубок должен проводиться предварительный отбор деревьев в рубку опытными работниками лесного хозяйства, во избежание утраты насаждениями их функций.

>

 

2.    “Временным руководством” не разработан порядок выборочных контрольных перечетов пней и оставленных деревьев на лесосеках для определения объемов фактически заготовленной древесины, параметров изъятого и оставленного древостоя. Такие перечеты, в условиях отпуска древесины при несплошных рубках  без предварительного отбора и клеймения приобретают исключительную важность.

>

3.Действующими нормативными актами не предусмотрено применение неустоек к лесопользователю за нарушение установленных требований по интенсивности рубки, сверхнормативного снижения полноты, неправильного породного состава изъятого древостоя, однако во “Временном руководстве…” этот вопрос также не решен. Таким образом, даже при обнаружении нарушений лесохозяйственных требований при разработке лесосек,  отсутствует возможность привлечения лесопользователя к ответственности за эти нарушения.

>

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *