>
Продолжение.начало статьи о том кто такая лесная чайка.
Итак, надо было познакомиться с жизнью тихоокеанской чайки у неё на родине, побывать в колониях этих птиц и записать их голоса на портативный магнитофон. Так я попал на остров Шеликан, расположенный в северной части Охотского моря примерно в пяти километрах от ближайшего берега. Этот остров есть не что иное, как вершина подводного хребта, возвышающаяся на 70 метров над морской гладью. Крутые скалистые склоны поросли разреженным лесом из кедрового стланика, лиственницы и каменной берёзы. Этот своеобразный лес несколько более разрежен на самой вершине острова, где есть более или менее ровная площадка. На неё в своё время был опущен вертолётом маленький дощатый домик, куда каждое лето приезжают на полевые работы зоологи из Института биологических проблем Севера, базирующегося в Магадане. В этой избушке я и мой спутник А. В. Ильичёв (в те годы студент Иркутского университета) провели четыре счастливых дня наедине с чайками и с величественной природой Дальневосточного Севера.
В конце июня, когда мы наслаждались красотой этих мест, ночь на Севере очень коротка. В три часа уже совершенно светло. Борясь с желанием хоть ещё немного понежиться в тепле спального мешка, я вылезал из него, усаживался на пороге нашей избушки и часами наблюдал за происходящим в колонии тихоокеанских чаек. Ближайшие гнёзда находились всего в каких-нибудь десяти метрах от меня, но птицы совершенно спокойно относились к присутствию двуногих пришельцев из иного мира и как ни в чём не бывало занимались своими собственными делами.
Большинство семейных пар были поглощены насиживанием яиц. Как это свойственно всем без исключения видам чаек, родители насиживают кладку по очереди. Пока один из партнёров сидит на гнезде, второй либо улетает в море за провизией, либо стоит неподалёку от гнезда, постоянно готовый дать отпор непрошеному гостю. Границы между соседними участками соблюдаются очень строго, и никто из соседей обычно даже и не пытается перейти невидимую черту, разделяющую небольшие гнездовые участки семейных пар, обосновавшихся поблизости друг от друга птиц. Как правило, расстояние между ближайшими гнёздами составляет от полутора до двух с половиной метров.
Наблюдая за чайками в бинокль, фотографируя их и записывая голоса на магнитную ленту, я очень быстро понял, что тихоокеанская чайка по особенностям своего поведения имеет очень мало общего с чайкой серебристой. Совершенно различными оказались не только окраска этих птиц, но также очень многие особенности способов общения, именно ритуальных поз и звуковых сигналов, составляющих вкупе уникальный язык каждого вида. Теперь уже стало вполне понятным, почему так редко встречаются гибриды между серебристой и тихоокеанской чайками. Когда работа на острове Шеликан подошла к концу, у меня ни на минуту не оставалось сомнений в том, что в данном случае мы имеем дело с совершенно разными видами.
Одна из замечательных особенностей чаек, из года в год гнездящихся на этом крошечном островке Охотского моря, состоит в том, что многие пары не гнушаются устраивать свои гнёзда среди деревьев. Удивительным образом выглядит подобная лесная колония чаек. Разумеется, лес как таковой им не нужен, и они с тем же успехом могут гнездиться в открытой местности, как это вообще свойственно чайкам. Довольно странно тем не менее видеть, сколь охотно эти морские птицы усаживаются на ветви высоких лиственниц.
Впрочем, в этом отношении чайки острова Шеликан не столь уж уникальны. Известно, что на севере Сибири, на полуострове Таймыр, некоторые семейные парочки ещё одного вида чаек, чайки сизой, иногда даже свои гнёзда устраивают на разлапистых ветвях елей.
Е. Н. Панов, профессор, фото автора