>
Одним из формальных принципов российского лесного законодательства, перечисленных в статье 1 Лесного кодекса РФ, является обеспечение многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах. Неистощительность использования древесных ресурсов леса теоретически должна обеспечиваться, в числе прочего, за счет запрета на заготовку древесины в объеме, превышающем расчетную лесосеку (ч.4 ст. 29 Лесного кодекса РФ), и за счет обязательности воспроизводства лесов после сплошных рубок (ч. 5 ст. 17 Лесного кодекса РФ). В действующем законодательстве есть и другие нормы, направленные на обеспечение неистощительности лесопользования, но эти две (запрет на “переруб” и обязательность воспроизводства леса после сплошных рубок) имеют, в теории, наибольшее значение с точки зрения неистощительности использования лесов для заготовки древесины.
Еще одним формальным принципом лесного законодательства является сохранение средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду. Одним из механизмов обеспечения этого принципа является выделение особо защитных участков леса, на которых запрещается осуществление деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями (ч.5 ст. 102 Лесного кодекса РФ), в том числе, за исключением отдельных случаев, проведение сплошных рубок лесных насаждений (ч.2.1 ст. 107 Лесного кодекса РФ). Вокруг сельских населенных пунктов должны выделяться особо защитные участки лесов шириной один километр (приложение 4 к Лесоустроительной инструкции, утвержденной приказом Рослесхоза от 12 декабря 2011 г. № 516).
Теоретически перечисленные нормы действующего лесного законодательства должны обеспечивать как неистощительность использования лесов, так и сохранение их средообразующих и иных полезных функций в отношении конкретных поселений, и за счет этого – соблюдение, в той части, в какой оно связано с лесом, конституционного права граждан России на благоприятную окружающую среду (ст. 42 Конституции Российской Федерации).
Но на практике эти нормы не работают и право граждан на благоприятную окружающую среду не обеспечивают. Рассмотрим это на примере окрестностей поселения (деревни) Ковчег Малоярославецкого района Калужской области
Краткая информация о поселении
Создание экопоселения Ковчег было начато на заброшенных землях сельскохозяйственного назначения в Малоярославецком районе Калужской области инициативной группой граждан в 2001 году. В 2002 году были построены первые дома этого поселения, и появились первые постоянные жители. В общей сложности поселение занимает около ста двадцати гектаров земли, и разделено на участки площадью по одному гектару. В нем постоянно проживает более 110 человек, построено более девяноста домов. С 2007 года в поселении работает школа. Постановлением Правительства РФ от 20 августа 2009 года № 684 на основании представления Законодательного собрания Калужской области поселению официально присвоен статус деревни и наименование “Ковчег”.
Жители Ковчега профессионально занимаются пчеловодством и в целом сельским хозяйством, строительством. На базе поселения постоянно проводятся семинары по сельскому строительству, пчеловодству, организации экопоселений. Поселение представляет собой весьма заметный в масштабах Калужской области культурный объект, и устойчиво развивается.
Жизнь Ковчега тесно связана с лесом. Годовая потребность поселения в древесине, включая дрова, составляет более четырехсот кубометров – основная часть древесины заготавливается самими жителями деревни. В поселении есть вся необходимая для лесных и дорожных работ техника, а также собственные специалисты с лесным образованием. Жители поселения имеют опыт выполнения выборочных рубок и других лесохозяйственных работ (в качестве подрядчиков-исполнителей), и выполняли эти работы весьма качественно. Наконец, окрестные леса для жителей поселения являются и местом отдыха, и местом сбора разнообразных грибов и ягод, которых там весьма много.
Жители Ковчега – люди социально активные, готовые бороться за свои права и права жителей окрестных деревень (Ильинского сельского поселения Малоярославецкого района). Отстаивая свои законные права и интересы, они добираются лично до чиновников весьма высокого уровня, вплоть до руководителей федеральных министерств и ведомств. Для органов власти поселение Ковчег – с одной стороны, кость в горле, мешающая спокойно жить; но с другой стороны – прекрасная возможность создать и показать другим пример грамотной совместной работы с социально активными жителями сельских поселений.
Леса окрестностей поселения Ковчег относятся к району хвойно-широколиственных лесов европейской части Российской Федерации. Основная часть этих лесов относится к Ильинскому участковому лесничеству Малоярославецкого лесничества Калужской области. Небольшой участок леса, в том числе входящий в километровую зону вокруг границ поселения, относится к Тишневскому участковому лесничеству Боровского лесничества (расстояние от границы поселения до ближайшей точки Боровского лесничества составляет около 950 метров). Еще меньший участок в окрестностях поселения, не входящий в километровую зону, относится к Медынскому лесничеству (расстояние от границы поселения до ближайшей точки Медынского лесничества – около двух километров).
За небольшим исключением, леса, окружающие поселение Ковчег, ранее относились ко второй группе. После введения Лесного кодекса 2006 года они автоматически были включены в состав эксплуатационных лесов. Поскольку на момент проведения последнего лесоустройства официально поселение Ковчег еще не существовало, особо защитный участок леса в примыкающих к нему лесах выделен не был. Кроме того, не были в установленном порядке выделены леса, расположенные в водоохранных зонах; в лесохозяйственном регламенте Малоярославецкого лесничества по этому поводу сказано следующее: “на момент разработки лесохозяйственных регламентов необходимая информация о лесах, расположенных в водоохранных зонах отсутствовала”. Таким образом, действующий в настоящее время лесохозяйственный регламент Малоярославецкого лесничества в части выделения защитных лесов и ОЗУ не соответствует действующему законодательству в части выделения лесов, расположенных в водоохранных зонах, и в части выделения особо защитных участков леса вокруг населенных пунктов.
Согласно Закону Калужской области от 28 июня 2007 года № 729 “Об установлении порядка и нормативов заготовки гражданами древесины для собственных нужд, порядка заготовки и сбора гражданами недревесных лесных ресурсов для собственных нужд, порядка заготовки гражданами пищевых лесных ресурсов и сбора лекарственных растений для собственных нужд на территории Калужской области”, гражданам предоставлялось право заготавливать для собственных нужд для целей отопления до 15 кубометров дровяной древесины на одну семью ежегодно, до 70 кубометров древесины один раз в тридцать лет на одну семью, и для иных собственных нужд до 30 кубометров древесины один раз в десять лет. С учетом этих нормативов, для обеспечения законного права на заготовку древесины для собственных нужд жителями поселения Ковчег в среднем за длительный период после полного заселения деревни (примерно на девяносто семей) могло потребоваться до 1,8 тысячи кубометров древесины. Фактическая потребность поселения в древесине для собственных нужд, благодаря экономному ее расходованию и неполному пока заселению, составляет в настоящее время несколько более четырехсот кубометров в год.
С учетом того, что общий средний прирост основных лесообразующих пород в Калужской области составляет около 3,8 кубометра на гектар лесных земель (по данным Государственного учета лесного фонда на 1 января 2003 г.), для обеспечения нормативной потребности жителей деревни Ковчег в древесине для собственных нужд после полного ее заселения потребовалось бы около 476 гектаров лесных земель, используемых только для этой цели; а для обеспечения фактически сложившейся в настоящее время потребности – около 105 гектаров. При составлении лесохозяйственного регламента Малоярославецкого лесничества эти площади выделены не были, и леса в окрестностях поселения Ковчег, равно как и в окрестностях иных населенных пунктов Ильинского сельского поселения, предоставлялись в аренду без учета потребностей местного населения.
Вопрос о выделении особо защитного участка леса вокруг поселения Ковчег неоднократно обсуждался представителями поселения с руководством Малоярославецкого лесничества, Министерства лесного хозяйства Калужской области и Федерального агентства лесного хозяйства. Всеми тремя перечисленными органами принципиальное решение о необходимости выделения ОЗУ было принято, но фактические действия по его выделению отложены до проведения очередного лесоустройства и внесения изменений в лесохозяйственный регламент. В настоящее время ОЗУ вокруг поселения Ковчег отсутствует.
Леса, расположенные в окрестностях поселения Ковчег – темнохвойные (с преобладанием ели, включая отдельные участки лесных культур ели) и их производные, главным образом смешанные березово-осиново-еловые. Преобладают леса спелые и перестойные по хозяйственным меркам, а также молодняки по вырубкам последних двадцати лет; леса иных групп возраста в окрестностях поселения Ковчег занимают незначительную площадь. За последние четыре года значительная площадь старых ельников и смешанных насаждений с высокой долей ели оказалась пораженной короедом-типографом и погибла; вспышка численности короеда в Малоярославецком районе пока не затухла, осенью 2013 года все еще отмечалось усыхание отдельных деревьев и куртин ели. Основные очаги усыхания ельников приурочены к стенам леса вдоль сплошных рубок и к массиву лесных культур ели начала ХХ века, расположенному вблизи юго-восточной границы поселения Ковчег. Наибольшая площадь усыхания ельников в окрестностях поселения Ковчег пришлась на 2011-2012 годы.
Фактическая лесистость окрестностей поселения Ковчег (территории в пределах трехкилометровой зоны вдоль официальной границы поселения) составляет в настоящее время 58%, с учетом как покрытых лесом, так и непокрытых лесом лесных земель – вырубок, несомкнувшихся молодняков.
Лесопользование: оценка неистощительности
Для оценки лесопользования в окрестностях поселения Ковчег за последние десять лет специалистами Гринпис России были использованы дистанционные данные: снимок SPOT 5 от 21 августа 2013 года для определения границ лесов, границ рубок и очагов усыхания леса, и снимки LANDSAT 2003 и 2013 г.г. для датировки изменений лесного покрова (то есть определения того, какие из выявленных по снимку SPOT изменений в лесном покрове приходятся на анализируемый десятилетний период).
Лесопользование в окрестностях поселения Ковчег анализировалось для двух территорий: во-первых, для территории, отстоящей от кадастровых границ поселения на один километр (то есть для тех лесов, которые, согласно Лесоустроительной инструкции, должны быть включены в особо защитный участок леса), и во-вторых, для территории, отстоящей от кадастровых границ поселения на три километра (для тех лесов, которые, по словам жителей поселения, находятся на примерном расстоянии пешеходной доступности).
Вот так выглядит снимок окрестностей поселения Ковчег, сделанный в августе 2013 года (SPOT 5) с наложенными на него границами километровой и трехкилометровой зон:
Пунктирными линиями на снимке отображены границы километровой (малый круг) и трехкилометровой (большой круг) зон вокруг поставленных на государственный кадастровый учет границ поселения Ковчег. Поскольку поселение имеет не круглую форму, границы зон также отличаются от геометрически правильных кругов.
Фрагмент снимка с его исходным разрешением (не уменьшенный) на километровую зону вокруг поселения Ковчег:
При таком разрешении на снимке очень хорошо видны не только границы леса и вырубки, но и очаги усыхания ельников.
Изображение, полученное из снимков Ландсат 2003 и 2013 г.г., отражающее произошедшие изменения в лесном покрове (отображаются в виде красных или пурпурных пятен). Разрешение снимков Ландсат не позволят определить границы произошедших изменений с нужной детальностью, зато использование этих снимков на начало и конец анализируемого периода позволяет датировать изменения, определить, попадают ли они в интересующий нас период времени:
Границы лесов, вырубок и погибших от короеда-типографа насаждений за период с лета 2003 по лето 2013 г.г. – границы проведены на основе снимка SPOT 5, датировка произведена на основе сравнения снимков LANDSAT:
На схеме серым цветом обозначена территория поселения, пунктирными линиями – границы километровой и трехкилометровой зон, зеленым – леса, красным – вырубки за десять лет, желтым – насаждения, погибшие от короеда-типографа.
Разделение рубок на относившиеся к хвойной и лиственной хозяйственной секциям не проводилось, поскольку не во всех случаях можно было однозначно установить их принадлежность к той или иной хозсекции. В подавляющем большинстве случаев сплошные рубки проводились в хвойных насаждениях.
Кроме того, не выявлялись и не анализировались выборочные рубки, в связи с тем, что по снимкам данного разрешения однозначно выявить эти рубки невозможно. При наземном обследовании территории обнаружены следы проведения выборочных рубок последнего десятилетия (проходных, выборочных санитарных, без учета ухода в молодняках) на площади, составляющей около трети от площади сплошных рубок за тот же период времени.
В результате были получены следующие данные.
Площадь лесов в пределах трехкилометровой зоны от границ поселения составила 2444,6 га. Площадь, вырубленная сплошными рубками за десятилетие, в пределах этой зоны составила 227,8 га, а площадь насаждений, погибших от короеда-типографа и не расчищенных – 47,9 га.
Такая интенсивность рубки в пределах трехкилометровой зоны соответствует обороту рубки в 107 лет (без учета выборочных рубок), а такая интенсивность потерь живых древостоев (считая сплошные рубки и усыхание, которое должно было вести к сплошной санитарной рубке) – обороту рубки в 89 лет.
Площадь лесов в пределах километровой зоны от границ поселения составила 429,2 га. Площадь, вырубленная сплошными рубками за десятилетие, в пределах этой зоны составила 47,5 га, а площадь насаждений, погибших от короеда-типографа и не расчищенных – 23,8 га.
Такая интенсивность рубки в пределах километровой зоны соответствует обороту рубки в 90 лет (без учета выборочных рубок), а такая интенсивность потерь живых древостоев (считая сплошные рубки и усыхание, которое должно было вести к сплошной санитарной рубке) – обороту рубки в 60 лет.
Если условно принять площади выборочных рубок последнего десятилетия в насаждениях старших классов возраста за одну треть от площадей сплошных рубок, а среднюю долю выборки – за 25% запаса (что примерно соответствует выборочным наземным наблюдениям, причем это минимальная оценка по площади и интенсивности), то расчетная интенсивность лесопользования, в пересчете на площадь сплошных рубок, увеличится примерно на 8,3%.
В этом случае расчетный оборот рубки составит для трехкилометровой зоны:
99 лет – с учетом только фактических рубок;
82 года – с учетом фактических рубок и усыхания, которое должно было обусловить проведение сплошных санитарных рубок;
для километровой зоны, то есть той территории, на которой должен был быть выделен особо защитный участок “участки лесов вокруг сельских населенных пунктов и садовых товариществ”:
83 года – с учетом только фактических рубок;
56 лет – с учетом фактических рубок и усыхания, которое должно было обусловить проведение сплошных санитарных рубок.
Поскольку основная площадь лесов, пройденных сплошными рубками на протяжении последнего десятилетия в окрестностях поселения Ковчег, приходится на хвойные насаждения (хвойный пиловочник является наиболее востребованным сортиментом), то сравнивать полученные расчетные показатели интенсивности лесопользования и фактических оборотов рубки, в том числе с учетом потерь древостоя в результате усыхания, следует именно с нормативными показателями для хвойной хозяйственной секции. Поскольку среди хвойных лесов на рассматриваемой территории абсолютно преобладают высокобонитетные ельники, следует ориентироваться на возраст рубок, установленный для еловых насаждений III класса бонитета и выше. Он составляет для Малоярославецкого и смежных районов Калужской области, согласно приказу Рослесхоза от 19 февраля 2008 года № 37 в действующей редакции, 81 год для эксплуатационных лесов и 101 год для защитных лесов.
Таким образом, мы видим, что фактическая интенсивность лесопользования, в пересчете на оборот рубки, в окрестностях поселения Ковчег примерно соответствует максимально возможной для эксплуатационных лесов в долгосрочной перспективе (рассчитываемой также через оборот рубки) – она особенно высока в пределах километровой зоны вокруг границ поселения, и чуть ниже в пределах трехкилометровой зоны.
Однако, кроме собственно лесопользования, в окрестностях поселения Ковчег наблюдается еще и усыхание ельников до такой степени, при которой согласно действующему законодательству должны были быть проведены сплошные санитарные рубки. Однако, эти санитарные рубки проведены не были, а на обследованных участках не было обнаружено никаких признаков отвода погибших насаждений в рубку. Таким образом, с точки зрения утраты ресурсов живых растущих насаждений, это усыхание примерно равно сплошной рубке, и погибшие насаждения следует учитывать наравне со сплошными рубками.
При таком подходе к оценке лесопользования и потерь леса оказывается, что лесопользование в границах трехкилометровой зоны вокруг поселения Ковчег примерно соответствует максимально допустимой интенсивности, соответствующей установленным возрастам рубок, а в границах километровой зоны – значительно превышает ее.
Следует учитывать и другие обстоятельства, отрицательно влияющие на устойчивость и неистощительность лесопользования.
Во-первых, подавляющее большинство сплошных рубок проводится в хвойных насаждениях, и к ним же приурочены очаги усыхания леса в результате повреждения короедом-типографом. За счет этого лесопользование в хвойных лесах оказывается намного более интенсивным и истощительным, чем в лесах в целом. Это оказывает отрицательное влияние на средообразующие и другие защитные функции лесов, поскольку именно хвойные насаждения и смешанные с большой долей хвойных представляют наибольшую ценность с точки зрения отдыха местного населения, сбора грибов и ягод.
Во-вторых, с учетом низкого качества лесовосстановления (отсутствия ухода за лесными культурами или, чаще, отсутствия самих культур) реально возможные обороты рубки по хвойному хозяйству вовсе не соответствуют установленным вышеупомянутым приказом возрастам рубки. За счет низкого качества лесовосстановления такая интенсивность лесопользования ведет к прогрессирующей смене былых хвойных и смешанных лесов производными лиственными, причем в условиях Малоярославецкого района – преимущественно порослевыми осинниками.
В-третьих, самая высокая интенсивность лесопользования в окрестностях поселения Ковчег наблюдается в пределах километровой зоны вокруг его границ, то есть ровно там, где по действующему лесному законодательству должен быть выделен особо защитный участок леса с запретом сплошных рубок, кроме отдельных частных случаев (включая рубку погибших насаждений).
В-четвертых, как в километровой, так и в трехкилометровой зонах значительная площадь лесов приходится на водоохранные зоны, которые должны были быть выделены согласно статье 65 Водного кодекса РФ, но которые не были должным образом выделены в лесохозяйственных регламентах лесничеств (что является прямым нарушением действующего законодательства). Согласно Лесному кодексу РФ, сплошные рубки в этих лесах запрещены, и в окрестностях поселения Ковчег фактически не ведутся. Если бы эти зоны были выделены, расчетная интенсивность лесопользования в пределах той территории, где возможны сплошные рубки (даже без учета полагающегося ОЗУ), еще бы существенно увеличилась.
Сплошная рубка и семенная куртина
Сплошная рубка
Старый ельник, сильно поврежденный короедом
Сплошная вырубка примерно пятилетнего возраста – признаков лесовосстановления нет, зарастает березой, осиной и кустарниками
Стена леса у сплошной вырубки примерно пятилетнего возраста
Чуть более старая сплошная вырубка и стена леса
Порослевой осинник на вырубке 90-х годов, сильно поврежденный лосем
Еще один вариант возобновления леса на вырубке 90-х годов
И еще один вариант возобновления леса на вырубке 90-х годов
Лесные культуры ели 90-х годов
Из всего вышеизложенного можно сделать следующие выводы.
1. В настоящее время управление лесами и лесопользование в окрестностях поселения Ковчег Малоярославецкого района Калужской области не соответствует действующему лесному законодательству. В частности, вокруг поселения не создан особо защитный участок леса, а в лесохозяйственный регламент лесничества не внесены изменения в связи с произошедшим изменением (появлением в районе нового населенного пункта). Вокруг сельских населенных пунктов Ильинского сельского поселения не выделены леса, предназначенные для обеспечения права жителей этих сельских населенных пунктов на заготовку древесины для собственных нужд согласно статье 29 Лесного кодекса РФ, и предоставление лесных участков в аренду производится без учета этой потребности. Вдоль рек и ручьев в установленном порядке не выделены, и в лесохозяйственном регламенте Малоярославецкого лесничества не отражены, леса, расположенные в водоохранных зонах.
2. Лесопользование в окрестностях поселения Ковчег, в том числе в границах километровой зоны (предназначенной для организации особо защитного участка леса), и в границах трехкилометровой зоны (зоны пешеходной доступности для большинства жителей), с учетом потерь леса в результате массового размножения короеда-типографа и отсутствия эффективного лесовосстановления, является истощительным, особенно в хвойных лесах, и ведет к снижению защитных свойств леса. Это прямо противоречит принципам лесного законодательства, декларируемым статьей 1 Лесного кодекса Российской Федерации.
Указанные нарушения на протяжении нескольких лет вызывают недовольство жителей Ильинского сельского поселения – как Ковчега, так и других деревень. Недовольство все чаще перерастает в открытое противостояние между лесопользователями и населением, о чем можно судить, например, по публикациям в районных и областных средствах массовой информации. Сохранение существующей практики (массовых сплошных рубок здоровых насаждений в окрестностях населенных пунктов при пренебрежительном отношении к расчистке насаждений, погибших от короеда, к лесовосстановлению и уходу) неизбежно будет вести к росту напряженности, более частным конфликтам, противостоянию работников леса и местных жителей.
Для предотвращения такого развития ситуации органам управления лесами, в том числе Минприроды России, Рослесхозу, Министерству лесного хозяйства Калужской области и Малоярославецкому лесничеству можно порекомендовать принятие следующих мер.
1. Введение моратория на сплошные рубки, кроме сплошных санитарных в погибших насаждениях, в километровой зоне, прилегающей к поселению Ковчег, на срок до проведения следующего лесоустройства и выделения в установленном порядке особо защитного участка леса.
2. Выделение в лесах, прилегающих к сельским населенным пунктам Ильинского сельского поселения, а в дальнейшем и ко всем сельским населенным пунктам Калужской области, специальных участков, предназначенных для обеспечения права граждан на заготовку древесины для собственных нужд, и не подлежащих передаче в аренду (или, где они уже переданы, подлежащих изъятию из аренды на приемлемых для арендодателя и арендатора условиях).
3. Проведение проверки качества и результатов работ по восстановлению лесов в границах Ильинского участкового лесничества Малоярославецкого лесничества Калужской области с привлечением независимых экспертов из научных и общественных организаций, в том числе из других регионов.
4. Минприроды России и Рослесхозу – проработать вопрос о нормативно-правовом обеспечении неистощительности лесопользования в масштабах не только лесничеств и арендных участков (для которых устанавливается расчетная лесосека или выделяется ее часть), но и в масштабах территорий, прилегающих к сельским населенным пунктам, чтобы в будущем избежать чрезмерного сосредоточения рубок именно в окрестностях поселений.
Форум ГРИНПИС
5. Малоярославецкому лесничеству, Министерству лесного хозяйства Калужской области – организовать совместную работу с инициативной группой поселения Ковчег по выработке оптимальных механизмов взаимодействия между органами управления лесами и сельским населением.