>
Без государственного контроля никак не обойтись!
Общественность Хабаровска предлагает
узаконить понятие “экологическая безопасность”Евгений ГалушкоНезависимая газета, № 11,
Первый митинг экологической общественности против упразднения в новом правительстве экологических служб лесного хозяйства состоялся в Хабаровске. То, что он будет не последним, стало ясно по настрою собравшихся добиваться изменения положения.
Выступали многие, говорили горячо и от души. То, что Государственному комитету по экологии не нашлось места в составе правительства, что существовавшая сотни лет лесная служба была практически снижена до отдела лесовосстановления в новой структуре Управления природными ресурсами, собравшиеся расценили как удар по здоровью будущих поколений, подрыв безопасности страны, как “настоящую контрреволюцию”. И это было оправданно: Россия, имеющая на своей территории 25 % мирового леса, лишается учрежденной еще Петром 1 лесной службы! Россия, имеющая у себя 15 территорий, официально, на правительственном уровне признанных очагами экологического бедствия, в которых проживет 50 млн. человек, лишается органа экологического контроля. А уж как честили главу бывшего Минэкономики, а ныне Минразвития и торговли Германа Грефа, новоявленного “фаворита двора”, за его фразы “экология – для богатых стран” и “сначала экономика, а потом – экология”, ставшими опорой новой экономической политики!.. И наиболее весомым упреком Грефу было напоминание, что именно на безукоризненной экологии строит свою экономику Австралия, что только у Австралии Америка (и не только Америка) без проблем покупает мясо и молоко и что этот экологически чистый бизнес столь рентабелен, что житель насквозь загаженного промышленными отходами Питера Греф, не знающий вкуса чистого воздуха, воды и не отравленных химикатами продуктов, и представить себе не может.
Кстати, что касается истоков появления президентского указа, то двух мнений не было:
- упразднение лесной службы и комитета по экологии пролоббировано добытчиками недр и леса.
В остальном же были некоторые различия: если, к примеру, почти все выступающие считали, что президента запутали и обманули, то представитель Комитета защиты Амура Александр Воронов считал упраздняющий государственный контроль за лесами и экологией указ эдаким пробным шаром, “пройдет – не пройдет”, для уже сформированной умышленно преступной экономической политики. Если все говорили много и со справедливой обеспокоенностью о людях (которые сейчас работают в лесу и оказываются в неведении о своей судьбе), то глава Дальневосточного фонда охраны диких животных Александр Куликов упомянул и об угрозе биоразнообразию: не будет контроля – браконьеры нагрянут в лес. Кстати, Куликов же отметил и отрицательный по последствиям международный резонанс: если побывавший в Хабаровском крае в 1998 году принц Филипп отмечал наш край как образец по подходам к природоохранным территориям и тем немало способствовал росту авторитета Хабаровского края за рубежом, то что будет теперь? Что будет с авторитетом всей страны?
Как отметил директор ДальНИИЛХ Дмитрий Ефремов (митинг проходил на территории возглавляемого им института), всем собравшимся было абсолютно неясно: “Ради чего страна жертвует будущим своих детей и здоровьем ныне живущих? Ради падения мировых цен на сырье, которое мы выбросим на мировой рынок за бесценок?” “Это просто дикость!” – как бы отвечала ему заместитель председателя общества лесоводов Хабаровского края Нина Жарикова. – Необходимо, чтобы Владимир Владимирович Путин срочно отменил этот указ!”
Впрочем, собравшиеся понимали, что, только начав подписывать указы, президент тут же их отменять не будет, поэтому, приняв выдержанную в духе “SOS!” декларацию (которая будет направлена во все инстанции и, конечно же, самому В.Путину), направили президенту и ряд предложений, как выйти из создавшегося положения. В частности, предлагалось узаконить понятие “экологическая безопасность”, придать ей статус государственной безопасности и ввести руководителей Госкомэкологии, лесной службы, Госатомнадзора в состав Совета по национальной безопасности. А пока письмо идет, пока “черные тучи под нашим лесом вновь сгущаются”, надо войти всей сложившейся структурой во вновь созданные органы управления (предложение Дмитрия Ефремова).
Еще при царе, кстати, генерал-губернатор возглавлял лесную комиссию в своей губернии и всемерно стремился к сохранению леса (на что были ему конкретные указания от государя). Что было потом – известно: от полного забвения пришли к необходимости воссоздания и сохранения экологического контроля. А лесная служба была и в Министерстве сельского хозяйства, и существовала вместе с рубщиками леса, и претерпевала другие реорганизации, но, как сказал Владимир Нистратов, всякий раз в конце концов власть, одумавшись, возвращалась к необходимости иметь полнокровную, отдельную от лесопромышленников лесную службу.
С надеждой на победу разума и в данном случае собравшиеся разошлись. А организаторы готовятся к проведению второго митинга – на сей раз на центральной площади Хабаровска – и разрабатывают планы дальнейших акций.