>
СОХРАНЕНИЕ БИОЛОГИЧЕСКОГО БОГАТСТВА
Биолог из Гарварда Эдвард О. Вилсон подсчитал, что богатство жизненных форм, составляющее основу всех земных экосистем, лишается в настоящее время, как минимум, 50 000 биологических видов в год. Примером тому может послужить ситуация в Китае, где 1,2 миллиарда населения, которое неудержимо продолжает увеличиваться, уже поставили на грань исчезновения 15-20 процентов существующих в этой стране биологических видов.. Она признает непреходящую ценность биоразнообразия и стремится сохранить ее посредством стимулирования сбалансированного и устойчивого использования подобных ресурсов.
Трудности, с которыми сталкивается Конвенция о биологическом разнообразии, ясно видны на примере восьми экологических “тяжеловесов”, которые сообща владеют значительной частью мировых земельных ресурсов и биологических видов и сами стоят перед проблемой возрастающего давления на собственные экосистемы (табл. 1-3).. Индия, Индонезия, Россия и Соединенные Штаты Америки не очень сильно отстают в этом вопросе.
На первой конференции стран участниц Конвенции о биологическом разнообразии, состоявшейся в 1994 году, заместитель министра по вопросам окружающей среды Бразилии пообещал “сохранить это национальное достояние и обеспечить рациональное использование биологических ресурсов страны”, а также “распространить это положение и разумное отношение к биоресурсам на… леса, рыболовство и сельское хозяйство”, имея в виду проведение таких рискованных мероприятий, как сбор натурального каучука. После организации в своей стране всемирной встречи на высшем уровне, бразильское правительство предприняло попытку ограничить свои более ранние усилия по стимулированию строительства дорог и жилья в лесах Амазонии – предположительно самом крупном в мире месте концентрации различных биологических видов .
Однако усилия бразильских властей по сохранению этого богатого биоразнообразия отличаются большим отрывом реальных действий от обещаний. Такого рода недостаток отмечается и во всех других подобных планах. В соответствии с расчетами местного правительства, ежедневно в Индонезии исчезает один биологический вид. Местные власти и неправительственные организации, учитывая их глубокие биологические знания и зависимость от состояния окружающей среды, должны более активно вовлекаться в реализацию плана по сохранению биологического разнообразия [38].
В рамках Конвенции о биологическом разнообразии и при поддержке Глобального экологического фонда Россия подготовила новую стратегию, которая нацелена на организацию мониторинга состояния биологических видов, развитие экологического туризма и защиту дикой природы. В марте 1995 года президент Б.Н. Ельцин подписал федеральный закон, устанавливающий новую систему разграничения полномочий с региональными властями, а также новый закон о сохранении дикой природы. Однако, до сих пор не ясно, будут ли они эффективны в условиях русского “Дикого Востока”.
Похоже, что всемирная встреча на высшем уровне и усилия по реализации ее решений должны будут пройти длинный путь для того, чтобы убедить национальных политических лидеров в том, что сохранение здоровья их народов на длительную перспективу тесно связано с состоянием окружающего биологического мира. В конце 1997 года участники договора предполагают вновь проанализировать национальные планы по сохранению и рациональному использованию исчезающих биологических ресурсов. Тем не менее, Конвенция о биологическом разнообразии начала свое медленное продвижение вперед. Для того чтобы превратиться в эффективный инструмент действия, она должна будет развивать систему мощных и обязательных к исполнению национальных планов. Для того чтобы сохранить биоразнообразие на длительный период, необходимо будет замедлить рост народонаселения, сократить уровень нищеты на Юге и перепотребление на Севере.
начало