>
15/05/97 Экономика и жизнь, Москва
В мае – сентябре 1998 года в столице Португалии Лиссабоне будет проходить очередная Всемирная специализированная выставка, которая раскроет роль для человека водных просторов планеты. Ее название: “Океан – наследие для будущего”. В выставке изъявило желание участвовать около 130 стран. Одна из них – Россия.
Решением Правительства РФ генеральным комиссаром Российской секции на ЭКСПО-98 назначен Евгений Александрович ЗОБОВ, вице-президент Торгово-промышленной палаты РФ. С ним беседует наш корреспондент Борис РАЧКОВ.
– Мы знаем, что океан – колыбель всего живого на Земле, а значит – и прародитель самого человечества. Но за последние полтора столетия, в течение которых проводятся всемирные выставки, ни одна из них не была посвящена океану. Чем бы вы, Евгений Александрович, объяснили то, что последняя специализированная выставка XX века – ЭКСПО-98 – оказалась посвящена именно океану?
– Можно, как мне представляется, выделить три главные исторические предпосылки того, что у мирового сообщества потребность в такой выставке появилась именно теперь, а не раньше.
Только мы, нынешнее поколение людей, являемся очевидцами того, как бескрайние водные просторы, веками разделявшие народы и континенты, стали превращаться в единую для всех планетарную среду сосуществования. Начало этому процессу положил полтысячи лет назад переход Колумба через Атлантический океан. Продолжило его в 1498 году путешествие Васка де Гамы через Атлантику и Индийский океан в Индию, к пятисотлетию чего и приурочена предстоящая выставка в Лиссабоне. Затем в начале XVIвека – драматическое кругосветное плавание Магеллана через три океана, включая Великий.
Но лишь в XIX веке человек приблизился к покорению Северного Ледовитого океана и холодных вод Антарктиды. И только в XX веке, а точнее в последние десятилетия, уже не отдельные корабли, а регулярные трансатлантические морские и воздушные лайнеры стали перемещать десятки миллионов людей и сотни миллионов тонн грузов с одного континента на другой. А сам Мировой океан из объекта дерзаний разрозненных смельчаков превратился в неотъемлемый фактор единой хозяйственной, научной и культурной жизни человеческого общества.
Вторая предпосылка имеет социально-политические корни. Веками люди, государства и их союзы, открывая для себя новые океанские просторы с неизведанными землями и богатствами, вступали из-за них в жестокое соперничество, вели кровавые войны. Морские пучины поглотили миллионы людей, погибших в надводных, а потом и подводных сражениях. Казалось, этому не будет конца. В разгар “холодной войны” субмарины постоянно угрожали пусками смертоносных ракет из любой точки Мирового океана. И лишь десять лет назад, когда глубокие демократические преобразования в бывшем СССР и новой России резко уменьшили военно-стратегическое противостояние сверхдержав, Мировой океан впервые перестает быть ареной глобального раздора и может навсегда стать поприщем международного сотрудничества.
– Это оказалось тем более своевременно, что давно пора не ограничиваться разгадками тайн океана и использованием его ресурсов. Ведь в процессе эксплуатации водных богатств люди успели нанести океану большой ущерб, не так ли?
– Здесь кроется третья и, пожалуй, самая важная – экономическая – предпосылка концентрации внимания мировой общественности на таких проблемах Мирового океана, которые требуют решения, если не до конца нынешнего, то в самом начале следующего тысячелетия.
Занимая 71 процент поверхности планеты, более чем вдвое превышая площадь суши, Мировой океан тем не менее не избежал негативных последствий от деятельности далеко не самого крупного своего “дитяти” – homo sapiens. Резко нарушился баланс рыбного и животного мира в океане, навсегда исчезли некоторые виды обитавших в нем млекопитающих, деформированы биологические ресурсы моря.
Сбросы нефтепродуктов покрыли пленкой тысячи квадратных километров водной поверхности, что крайне затрудняет фотосинтез в океане, поглощение им избытка углекислоты из атмосферы. Это ослабляет способность океана быть “легкими планеты”. В результате ускоряется процесс приближения “парникового эффекта” на Земле. А он после отступившей термоядерной угрозы становится едва ли не самой мрачной перспективой для человечества. Ведь если не изменить тенденцию, то уже через треть века средняя температура на планете повысится почти на 3о С. Таяние полярных шапок подниметровень океана на несколько метров и затопит часть суши, на которой проживает ныне треть населения Земли…
– Вы рисуете прямо-таки апокалипсическую картину недалекого будущего. В пору было бы начать бить тревогу много раньше.
– В том-то и дело, что леденящее дыхание “холодной войны” как бы отодвинуло апокалипсис “парникового эффекта” на задний план. Не случайно Организация Объединенных Наций сразу же, как только появились первые признаки ослабления ядерного противоборства, выделила в числе первостепенных проблем экологию водных ресурсов планеты и объявила 1998 год Международным годом океана.
И так же логично, что Россия и Соединенные Штаты, на которых лежит особая ответственность за судьбы цивилизации и после “холодной войны”, весьма активно и в числе первых включились в подготовку ЭКСПО-98.