>
Содержание записи
>
Создание заповедника Вилсанди
Государственный заповедник Вилсанди создан 21 сентября 1971 г. в результате расширения Вай-каского. Площадь заповедника увеличилась до 10 689 га, из которых суша составляла 1289 га, а число островков выросло с 6 до 102.
В 1981 г. заповеднику Вилсанди был выделен земельный фонд. После уточнения границ площадь его расширилась до 10 940 га, из которых суша составляет 1290 га. На примыкающей к заповеднику суше установлена охранная зона общей площадью 5557 га. Кроме того, водная граница заповедника окружена охранной зоной шириной 200 м.
Заповедник Вилсанди находится на западной границе Эстонии, в прибрежных водах крупнейшего в республике острова — Сааремаа. Южная и восточная граница заповедника проходит вдоль извилистого побережья о. Сааремаа от мыса Элда на юге до южной оконечности причала Яагараху. Западная и северная граница проходит по морю в 200 м от обращенной в открытое море линии берега островков Салава, Ноотамаа, Лоона-лайд, Вайка-Карираху и Везилоо. В заповедник входят также два отдельно стоящих островка: Иннараху в 3 км к югу и Найстекивимаа в 10 км к юго-востоку.
Основными задачами заповедника Вилсанди являются охрана ландшафта, растительности и фауны морских островков, создание оптимальных условий для гнездования птиц, особенно гаги, увеличение численности птиц, наблюдения за составом и численностью морских птиц и длительными, постепенными изменениями других природных процессов.
>
Общие сведения Вилсанди
На островах Вайка, входящих в состав нынешнего заповедника, охрана природы была организована более 75 лет назад. Еще в 1908 г. смотритель Вилсандиского маяка Артур Тоом арендовал 6 островков, чтобы охранять гнездящихся там морских птиц. Осенью 1909 г. Рижское общество естествоиспытателей по инициативе профессора К. Р. Купфера и хранителя музея Ф. Э. Штолля создало биологическую станцию в западной части о. Сааремаа, в Кихелконна. Одним из первых значительных дел, предпринятых Рижским обществом естествоиспытателей, была аренда островков Вайка и объявление их птичьим заказником 14 августа 1910 г. День этот считается началом организованной природоохранной деятельности в Эстонии.
В 1910 г. были изготовлены кольца для птиц с надписью «Nat. Ver. Riga (Naturforscher-Verein zu Riga)», и на островках Вайка и в окрестностях Кихелконна были окольцованы 124 птицы. Это был первый опыт кольцевания птиц в России. Летом 1912 г. арендный договор на островки Вайка был продлен еще на десять лет, однако созданная Рижским обществом естествоиспытателей биологическая станция работала только до первой мировой войны. Осенью 1917 г. началась немецкая оккупация, длившаяся год. К весне 1918 г. островки Вайка были основательно разорены.
Новый период в охране птичьего мира на островах начинается в 1921 г., когда в Кууснымме (близ пос. Кихелконна) была создана биологическая станция Тартуского университета. Постановлением правления университета от 26 октября 1923 г. был восстановлен Вайкаский заповедник, а 1 мая 1924 г. заповедник был передан в распоряжение биологической станции. «Хранителем» заповедника по-прежнему оставался смотритель Вилсандиского маяка Артур Тоом, который занимал этот общественный пост до 1940 г. До 1935 г. птиц на о-вах Вайка изучали в основном преподаватели и студенты Тартуского университета. После издания в декабре 1935 г. первого в Эстонии «Закона об охране природы» в охране птиц на о-вах Вайка все большее участие стал принимать Государственный совет охраны природы (Кумари, 1983). Совет руководил природоохранными работами на о-вах Вайка. Решением правительства Эстонии от 20 октября 1937 г. в список охраняемых были занесены расположенные у побережья о. Сааремаа в Кихелконнаской волости морские островки Верхняя, Средняя и Нижняя Вайка, Кул-липанк, Мустпанк и Карираху, а также юго-западная часть о. Вилсанди общей площадью 14,56 га. Режим, установленный в 1937 г., был вполне целенаправленным: птичий заказник Тартуского университета был подчинен правлению университета, на островках были запрещены охота, сбор яиц и причинение беспокойства птицам, посещение без специального разрешения Верхней и Средней Вайки и о. Мустпанк; правление университета имело право регулировать состав птичьего населения в целях сохранения природного равновесия, натуралистам разрешалось посещать в сопровождении смотрителя заказник Нижнюю Вайку.
Режим охраны островков Вайка впервые был зафиксирован, однако не было положения о них, а также ни одной штатной должности. Во время войны орнитофауна островков Вайка была почти полностью уничтожена, и такое положение сохранялось долго — более 10 лет. Заповедник Вайка общей площадью 35 га был создан с целью охраны морских птиц и растительности морских островков 11 июля 1957 г. В августе 1958 г. было утверждено положение о Вайкаском заповеднике и выделены две штатные должности.
>
Животный мир Вилсанди
В заповеднике круглый год обитают 14 видов млекопитающих. Кроме того, на его территории кормятся еще по крайней мере несколько видов млекопитающих.
Млекопитающих в заповеднике немного из-за специфических местных условий. На островках довольно скудная растительность, лес есть только на четырех из них, низкие островки часто затапливаются морем (например, 2 ноября 1969 г. штормовые волны затопили все островки ниже 2 м). Все это отражается на фауне млекопитающих.
Естественно, что исконными обитателями островов из млекопитающих были тюлени: длинномор-дый тюлень и кольчатая нерпа. В здешних водах встречали и обыкновенную морскую свинью. Длин-номордый тюлень занесен в Красную книгу СССР. В начале XIX в. он был очень многочислен и широко распространен. В заповеднике есть риф Хюль-гераху (Тюлений риф), который ныне соединился с полуостровом Ээриксааре. Тюлени были для поморов важным промысловым зверем, люди использовали его шкуру, мясо и жир. Тюлени казались неисчерпаемым ресурсом. На о. Иннараху охотники с полуострова Сырве в иной год отлавливали до 130 тюленей. По воспоминаниям рыбаков, в 1947 г. на о. Лаэвараху (севернее заповедника) было лежбище из нескольких сот тюленей. Добывать их было совсем несложно: рыбаки выходили на берег, убивали тюленей палками и тащили в лодки. За день таким образом добывали до 1Г тюленей, т. е. полностью загружали рыбачью лодку. В 1980 г. на лежбище рифа Лаэвараху держалось более 40 длинномордых тюленей. Риф по-прежнему остается их излюбленным лежбищем. Местные рыбаки помнят, что еще в 1969 г. лежбище было и на о. Са-лава, но сейчас там тюленей нет.
>
Кольчатые нерпы обычны в северной и западной частях заповедника, их в здешних водах больше, чем длинномордых тюленей. Кольчатая нерпа также занесена в Красную книгу СССР. Встречается она летом у островков Иннараху, Ноотамаа, Лаэвараху. Осенью кольчатых нерп можно встретить и в мелководных заливах. Так, в декабре 1983 г. более 10 нерп вместе с 6 длинномордыми тюленями держались в море у обрыва Соэгнина.
Расселение наземных животных стимулировалось многими причинами, среди которых — увеличение их численности, поиск новых, более спокойных местообитаний, резкие изменения в естественных местах обитания, обусловленные человеческой деятельностью, и т. п. Первыми появились хорошо плавающие животные, а остальные проникали скорее всего по льду и по отмелям во время отлива.
Человеческие поселения на о. Вилсанди сформировались к концу XIX столетия. К 40-м годам XX в. на острове было 33 хутора с 170—250 жителями (по разным источникам). Такая многолюдность не благоприятствовала обитанию зверей. На острове интенсивно охотились на лисиц, окупала себя и добыча ласок капканами. За последние два-три десятилетия население острова сильно сократилось (в 1960 г. — более 60 человек, в 80-е годы — около 20). Усиление природоохранного законодательства способствовало расселению на острове млекопитающих.
Из насекомоядных млекопитающих распространен обыкновенный еж — вид, численность которого непостоянна. В начале века ежей было много, с середины 70-х годов их численность стала снижаться, а начиная с 1982 г. — снова расти. Сейчас в вечернее время ежей можно встретить почти повсюду. На других морских островках ежей нет, из чего можно заключить, что на о. Вилсанди еж завезен человеком. Его врагами являются лисица и енотовидная собака.
В самых различных биотопах о. Вилсанди обитает обыкновенная бурозубка.
Из летучих мышей на о. Вилсанди много водяных ночниц. Убежищами им служат ниши в каменных изгородях, гнездовые ящики для птиц, поле-ницы дров и т. п. Водится на о. Вилсанди и северный кожанок.
Из хищных обычна лесная куница, встречающаяся в западной части о. Сааремаа.
Волков встречали на о. Вилсанди в конце прошлого и в начале нашего века зимой, но это были случайные заходы.
Из хищных млекопитающих довольно обычна лисица, расселившаяся по острову при зимних поисках пищи — водоплавающих птиц, множество которых зимует в окрестностях о. Вилсанди. В феврале и марте на льду залива Кууснымме нередко можно видеть одновременно до трех лисиц. Ежегодно на отдаленных морских островках (Салава, Лооналайд, Ноотамаа и др.) перед началом гнездования птиц приходится уничтожать 1—3 лисицы. Несмотря на это, в отдельные годы на островках заповедника лисицам удается вырастить 3—4 выводка.
Как правило, на Вилсанди живут одна-две и на о. Лооналайд — одна пара лисиц.
Енотовидная собака — чужой для фауны о. Вилсанди зверь. Впервые она встречена здесь в 1974 г. и теперь стала обычной обитательницей острова, кроме того, ее встречали на о. Везилоо. Питается мелкими грызунами и птицами. Биотехнические меры борьбы (капканы) с этим видом затруднены (уничтожено около 10 особей), так как на острове в зимнее время кормятся 4 орлана-белохвоста.
Заяц-русак многочислен на о. Вилсанди, где обитает на прибрежных лугах, полях и рединах. Максимальная численность его — до 40 зверьков. Заяц-русак расселился на островки Лооналайд и Салава.
В заповеднике также много зайцев-беляков, которые предпочитают лесные участки. Всего их от 20 до 40 зверьков. У беляка и русака общие враги — лисица и енотовидная собака.
Обыкновенная белка еще не расселилась на острове естественным путем. В начале 70-х годов на острове были выпущены 4 бельчонка, и одного из них видели взрослым через год. Белка может поселиться на лесных участках заповедника, когда сосновый лес уступит место ельнику. Белки водятся на полуостровах Кууснымме и Паписсааре.
Растительность Вилсанди
Из 119 видов растений, охраняемых в Эстонии законом, в Вилсанди растут 25: груша обыкновенная, яблоня дикая, чина приморская, герань блестящая, ложечница датская, полынь приморская, мшанка приморская, тайник овальный, дрем-лик болотный, дремлик ржавый, пыльцеголовник красный, пыльцеголовник длиннолистный, бровник одноклубневый, любка двулистная, любка зелено-цветковая, кокушник комарниковый, ятрышники (шлемоносный, дремлик, мужской, балтийский, кровавый, широколистный), анакамптис пирамидальный, офрис насекомоносная, схенус черноватый. Из растений, занесенных в Красную книгу Эстонской ССР, в заповеднике встречаются 23: ложечница датская, костенец постенный, василистник блестящий, мшанка приморская, яблоня дикая, клевер равнинный, тетрагонолобус приморский, герань блестящая, володушка тончайшая, полынь приморская, пыльцеголовники красный и длиннолистный, офрис насекомоносная, анакамптис пирамидальный, ятрышники (шлемоносный, мужской, балтийский, дремлик), бровник одноклубневый, схенус черноватый, меч-трава обыкновенная, груша обыкновенная и чина приморская.
Видов, занесенных в Красную книгу СССР, здесь 7: пыльцеголовник длиннолистный, меч-трава обыкновенная, офрис насекомоносная, ятрыш-ник-дремлик, ятрышник шлемоносный и анакамптис пирамидальный.
Кроме редких растений в заповеднике Вилсанди есть также уникальные сообщества, которые способны развиваться лишь в условиях островной изоляции. На о. Вилсанди есть уникальные сообщества, которых нет больше нигде в СССР. Таковы альварные леса нескольких типов (в их числе редкий тип рамени), которые находятся еще в начальных стадиях развития, а также болото, поросшее меч-травой на минеральной почве (только формирующееся сообщество первичного происхождения, что на современном этапе совершенно уникальное явление!). На всей территории заповедника интерес представляют первичные альварные луга (например, североевропейские сообщества райграса), эталонные типы галофитных прибрежных сообществ на всех стадиях развития (триостренника приморского и триполиума обыкновенного, катрана приморского и клоповника широколистного на галечных берегах морских островков; солероса европейского на прибрежных солончаках островков; ложечницы датской на скальных уступах). Заповедник Вилсанди — единственное место произрастания этих ассоциаций в СССР. Ведущие виды всех этих сообществ находятся здесь на границах их ареалов, значит, и их сообщества — тоже на границах своих ареалов. По степени развития растительности острова могут быть разделены на 6 групп.
В первую группу входят островки с пионерными растительными сообществами, в большинстве своем затапливаемые, маленькие, низкие, часто с валунами. На них есть фрагменты сообществ солончаковых прибрежных лугов, преимущественно открытых. Деревьев и кустарников нет. Растений от 5 до 38 видов. В эту группу входят 40 островков (например, Пятсураху, Карираху, Сийапанк, Кул-липанк, многие рифы заливов Атла и Кууснымме).
Островки со сформировавшимися прибрежными сообществами и первичными альварными лугами, а также с единичными кустами можжевельника, смородины альпийской и шиповниками образуют вторую группу. Здесь отмечается от 24 до 138 видов растений. В эту группу входит 21 остров (островки Урве, рифы Мустакивираху, Колмеки-вираху, Оюраху, островки Ноогимаа, Вайки, Лаазираху, Ноотамаа, более старые островки залива Атла, Иннараху и др.). Кроме галофильных прибрежных лугов или растительных сообществ га-лечниковых и скальных берегов есть также участки прибрежных лугов с более развитыми сообществами овсяниц красной и тростниковой, полыни приморской, пырея ползучего, катрана приморского, клоповника широколистного, а также райграса высокого, которые в более высоких местах заменяются первичными сообществами сеслерии голубой или молинии голубой. Если на островке есть или существовали ранее крупные колонии чаек, то здесь образуется своеобразная мозаичная орнито-генная растительность. На островке Лаазираху она состоит, например, из полыни каменной, девясила иволистного и овсяницы овечьей; на Телве-Куй-вараху — из полыни горькой; на Ахераху — из валерианы лекарственной, донника высокого и пижмы обыкновенной; на островках Вайка — из очитка едкого, полыни обыкновенной и полевой, трехребер-ника и фиалки трехцветной.
Островки третьей группы более старые и крупные; кроме кустарников здесь есть и одиночные деревья — сосны и рябины, а также прибрежные сообщества (триостренника приморского, гла-укса приморского с ситником Жерара, катрана приморского, клоповника широколистного, овсяниц и райграса) как в типичном их виде, так и во многих вариантах. На разных островках — от 58 до 127 видов растений. К этой группе относится 10 островков (Кякимаа, Раннаситик, Телве, Кургураху и др.).
Четвертую группу составляют островки с более или менее густыми кустарниковыми зарослями, чаще можжевеловыми и реже лиственными, а также альварными луговыми сообществами, галофиль-ными лугами на берегах и сообществами на выброшенных морем бурых водорослях. Иногда растительный покров отличается выраженной мозаич-ностью в результате жизнедеятельности животных (птиц, водяных полевок и др.). В связи с прекращением выпаса скота на большинстве островков условия произрастания становятся более естественными, но тогда кустарники образуют непроходимые заросли, а травяной ярус обедняется и деградирует. На более старых островах часто ветречаются сообщества береговых валов и бывших ла-гун (например, сообщество сеслерии голубой и полыни каменной на о. Везилоо, ключевое болото со схенусом черноватым на о. Лийвалайд). В эту груп-пу входят 9 островков, (Вяйке-Антсулайд, Суур-Антсулайд, Найстекивимаа,- Везилоо, Лооналайд, Салава и др.), на которых встречается от 80 до 188 видов растений.
>
>
>
>
>