>
Группа “Экология животных”
Вы знаете, как играют медвежата? Нет? А ребята из группы “Экология животных” теперь знают. Дело было так. На маршруте инструктор вдруг остановился и указал на дерево, на которое просто так никто бы не обратил внимания. Но дерево было действительно необычное на стволе были “зацепки”, которые, доходя до середины, резко обрывались. “Это медвежонок долезает до середины дерева, спрыгивает и снова лезет, играется,” √ пояснил провожатый. Случай этот произошел в Полистовском заповеднике во время последней экспедиции юных зоологов.
Группа была создана 3 года назад Алексеем Валерьевичем Кутузовым (теперь он является вторым руководителем) на базе Московской городской станции юных натуралистов. Нынешний ее руководитель Ирина Викторовна Григорьева закончила биолого-химический факультет Педагогического Университета, потом преподавала в школе, а теперь работает на МосГорСЮН.
Основной костяк группы составляют старшеклассники, многие из которых собираются связать свою жизнь с биологией. А потому ребята очень серьезно относятся как к учебе, так и к полевым работам, которые предпочитают проводить не просто в лесу, а на территории национальных парков или заповедников. Ведь там они не только знакомятся с уникальной природой, но и видят, как работники парка к ней относятся, как работают. Глубже удается ребятам узнать и новые для них места, благодаря рассказам инструкторов, а также экскурсиям, на которые они по возможности стараются ездить. Так, во время экспедиции в Полистовский заповедник юные зоологи посетили Пушкинские горы.
В Москве в течение учебного года в группе проводятся регулярные занятия, на которых ребята не только усиленно изучают биологию, но и готовятся к экспедициям, стараются предусмотреть все неожиданности, которые могут там встретиться. А в каникулы все полученные знания отрабатываются на практике в полевых условиях.
Долгое время практики группы проходили на территории Звенигородской биологической станции, но по ряду причин пришлось подыскивать другое место для экспедиций. Тогда в октябре 2000 года И. Григорьева, узнав о том, что Дмитрий Беленький создает волонтерский центр, пришла к нему с вопросом: “Куда бы нам поехать?” Очень скоро группа начала свою работу на территории национального парка “Лосиный остров”.
В результате за прошедший год юные зоологи побывали в национальных парках “Смоленское Поозерье”, “Русский север”, только что вернулись из Полистовского заповедника, ну а “Лосиный остров” вообще уже успел стать для них родным. Самые яркие впечатления у ребят остались после последней экспедиции. Ведь Полистовский заповедник действительно очень необычный: более 90% его территории занимают болота. Ребят поразила потрясающе красивая природа тех мест, а также обилие живности, что, безусловно, привлекает юных зоологов. Так, они встречали следы медведя в 150-200 м от лагеря, причем следы свежие, то есть животное проходило около 2-х часов назад.
Полистовский заповедник появился недавно, поле для деятельности там огромное, а потому ребята собираются обязательно вернуться туда еще раз. Впрочем, они хотят продолжать сотрудничать со всеми парками, которые уже посетили, а также собираются поехать в Пинежский заповедник, в который не смогли попасть в этом году. Ребята мечтают поработать еще и в Лапландском заповеднике, в “Пасвике”, хотели бы побывать в Карелии. Как видите, сил и готовности к работе у юных зоологов более чем достаточно; не хватает времени, а также финансирования, ведь Министерство образования оплачивает в лучшем случае 2 экспедиции в год, все остальные поездки ложатся на плечи родителей.
Ирина Григорьева говорит, что очень довольна сотрудничеством с волонтерским центром. Ведь теперь не надо самой договариваться с парками, пытаться объяснить их руководству, что это за группа и что они могут делать. Сильно изменилось отношение к ребятам: благодаря рекомендации Центра их стали воспринимать более серьезно, доброжелательно. Всегда можно быть уверенной, что работники заповедника встретят группу, инспектора все покажут и расскажут ребятам, т.е. те не будут чувствовать себя брошенными. Условия проживания тоже изменились к лучшему. За все это ребята платят работой. Они выполняют самые различные задания, на которые у работников парка часто просто не хватает времени (от простого учета или составления списка видов до оценки здоровья среды по специальным методикам). Помимо задания парка, у каждого из юных зоологов есть своя собственная тема, которую он выбирает сам и разрабатывает на практике, а потом сдает по ней отчет. Кстати, сам факт работы для парка благотворно действует на ребят, ведь они понимают, что едут не просто так, а выполнять работу, которая кому-то нужна.