Преодоление Петра Антипова

По | 27.03.2021

>

С заслуженным лесоводом Российской Федерации, литератором, автором нескольких поэтических сборников Дмитрием Минаевичем Гиряевым беседует журналист Александр Александров. – Дмитрий Минаевич, в предисловии к Вашей книге <Лесной пожар> члена Союза писателей России, лауреат премии имени Андрея Платонова, писатель Валерий Самарин несколькими строками, по-моему, очень точно сказал: <Пожалуй, у каждого человека, живущего на земле, есть свой заветный уголок, куда он часто возвращается своими мыслями: Многое, конечно, зависит от того, каков сам человек, добрый он или злой, как понимает смысл жизни, какой след желает оставить он на этой земле. Дмитрий Гиряев принадлежит к категории людей добрых, осмысливающих свой жизненный путь:>. Вы родились в 1926 году в селе с прекрасным названием – Желанное. Вся Ваша жизнь связана с отечественным лесом. Вы более четверти века проработали в Рязанской области – лесником, объездчиком, лесничим, директором лесхоза. С должности начальника Рязанского управления лесного хозяйства были переведены в Министерство лесного хозяйства РСФСР (ныне – Министерство природных ресурсов Российской Федерации), где и продолжаете трудиться. В одном из своих стихотворений Вы с большой любовью пишете о том, чему посвятили всю жизнь:

<И снова милая обитель, >
Звон тишины, краса небес,
Мой вечный друг,
земли хранитель,
Притихший добрый
Русский Лес>.

У меня большую симпатию вызывают люди, которые не довольствуясь своей основной работой, посвящают себя творчеству, театру, живописи, литературному труду. Первые стихи Вами были написаны ещё в школьные годы. Вы автор трёх поэтических книг. В 2000 году в одном из московских издательств увидел свет поэтический сборник, в который Вы включили и свою поэму, посвящённую лесничему Петру Григорьевичу Антипову. Жизнь этого человека легендарна. Читатели газеты <Природно-ресурсные ведомости> с большим интересом познакомились с Вашей статьёй о нём, опубликованной в первом, январском, номере газеты за нынешний год.

Жизнь прожить – не поле перейти…
Вспоминается, Дмитрий Минаевич, рассказанный Вами мне случай. Как-то раз в поликлинику, где Пётр Григорьевич Антипов сидел, ожидая приёма у врача, пришёл известнейший в стране человек – Алексей Маресьев. <Что загрустил? – сказал он Антипову, – у тебя-то только рук нет, а у меня-то ног>. – <А у меня и ног нет>, – ответил Пётр Григорьевич. Маресьев был потрясён: Мне кажется, что история страны становится объёмней и понятней именно через судьбу каждого человека. Непростой была она у Петра Григорьевича, его близких. Отец Петра Григорьевича был человеком с трагической судьбой:

– Когда началась Первая мировая война, Антиповы не стали откупаться от фронта. На борьбу с германцем ушли четверо братьев. Трое погибли, а четвёртый, Григорий, остался жив. Он возвратился офицером, изрядно хлебнув окопной жизни. Причём вернулся в родную деревню после отречения царя Николая II от престола. Вот что писал об отце брат Петра Григорьевича Василий Григорьевич Антипов: <Несмотря на смутные времена, когда отца бросало от одного берега к другому и он не мог находиться дома, любовь преодолевала трудности. Мать вспоминала, как с грудным ребёнком на руках (Федей) она переходила линию фронта через Гулбенские болота для встречи с мужем: Отец, как рассказывала мать, живя на приграничном хуторе, часто уходил в Латвию, якобы повидать фронтовых друзей. В сентябре 1924 года он был арестован. По пути в Ригу, в наручниках, бежал с поезда, выбросившись из окна; был убит, попав в засаду недалеко от границы:>. Семьёй была получена справка ОГПУ от 12 июля 1929 года, в которой сообщалось, что <тов. Антипов Григорий Антипович состоял на службе в Островском погранотделении ОГПУ с 3 февраля 1922 года по 1 сентября 1924 года>:

– Григорий Антипович погиб, когда его сыну Петру пошёл четвёртый год жизни. Осталась вдова и дети: Штрихи к портрету времени, не правда ли?
– А в начале тридцатых годов было принято решение об отселении от границы всех жителей. Рядом с посёлком Старая Ладога появился первый в стране совхоз <Сельцо Горка>. Директором совхоза стал друг Григория Антиповича, который и приютил семью Антиповых. Мать Петра Григорьевича, чтобы прокормить детей, обшивала местных женщин. Дети засыпали и просыпались под звуки швейной машинки <Зингер>: Дети росли, пенсии и хлебной надбавки стало не хватать. Помог наркомат внутренних дел. Антиповы получили сапоги, валенки, одежду, их прикрепили к закрытому магазину. Там семья полу
чала чёрный хлеб, армейские сухари. Перед домом Антиповых был устроен огород, завели коз, кур, стадо гусей. Обязанностью Петра стала заготовка сена и дров. Любуясь высоким и ладным сыном, мать часто повторяла: <Пётр в отцовскую породу>. Когда в июле 1941 года Пётр вместе с другими новобранцами уходил на защиту Ленинграда, он прокричал провожавшим его: <Или грудь в крестах, или голова в кустах>:

antipov ranenijaПетру Григорьевичу везло вплоть до начала 1945 года. В том январском бою, на территории Польши, от роты из пяти танков остался один. Прямое попадание – и загорелся танк Антипова. Выбрался из объятой огнём машины и: попал под немецкую автоматную очередь. Пять суток пролежал в снегу. Услышав русскую речь, собрал все оставшиеся силы, позвал: <Славя-а-ане:>. Доставленный в медсанбат, Антипов тут же был положен на операционный стол. Операцию провела хирург Таисия Павловна Паршина. Ей в ту пору исполнилось двадцать пять лет:
– Великая Отечественная война закончилась, но для Петра Григорьевича, как я понимаю, тот давний январский бой 1945 года продолжался всю оставшуюся жизнь. И тому, что он, лишённый рук и ног, достиг в своей жизни, он был обязан многим, не правда ли?
– Однажды во Дворце культуры города Волхова состоялся вечер, посвящённый Победе над фашистской Германией. Слово попросил Пётр Григорьевич. Зал замер, когда бывший танкист пошёл к трибуне. Поднявшись на неё, он произнёс простые сердечные слова: <Люди, огромное человеческое спасибо вам за всё, что вы сделали для меня. Этого забыть невозможно!>. Зал взорвался рукоплесканиями:
– Кто же они, те, помогавшие Антипову жить, несмотря на постигшее его увечье?
– Таких сердечных, понимающих чужое несчастье, немало встретилось в послевоенной жизни Петра Григорьевича. Неоценимо сделанное для Петра Григорьевича его мамой Анной Кирилловной. Её Петенька целыми днями сидел словно в оцепенении. Тяжело было видеть такое Анне Кирилловне. Она послала Петра в Тихвин, в лесной техникум, послала одного, без провожатых, сказав: <Иди и учись!>. Сын ушёл, а она места себе не находила, плакала: Учась в лесном техникуме, Пётр допоздна сидел с книгами и конспектами, добирался до самой сути дела, учился отлично, без всяких скидок на здоровье. Однажды на одном из собраний директор техникума показал резную деревянную шкатулку, которая вызвала возгласы одобрения, а затем спросил: <А знаете, кто её смастерил?>. И сам ответил: <Пётр Антипов>. Гул удивления прокатился по всему залу. Сколько же долгих часов было потрачено, чтобы культёй научиться владеть резцом, какую нестерпимую физическую и душевную боль перенёс Антипов! Пётр Григорьевич выучился, стал лесничим, женился. Однако тогда семейная жизнь не удалась. И неизвестно, как бы сложилась его судьба дальше, если бы на Новый 1961 год не встретилась бы ему Анна Тимофеевна. Они поженились. Родились дети Володя и Аня. Пётр Григорьевич был счастлив, он любил детей, но всю свою жизнь сам оставался главным ребёнком для своей жены, которую с нежностью называл – Онёк: Как-то раз ко мне домой пришли писатель Григорий Калюжный и Анна Тимофеевна. Помню, мы спросили её, за что она полюбила Петра Григорьевича? Мужа уже не было, но она ответила нам так, словно он оставался живым: <Мне нравится его лицо, улыбка, обаятельный. На него посмотришь – и всё забудешь, все трудности:>. После окончания учёбы в лесном техникуме Пётр Григорьевич Антипов был назначен лесничим Волховстроевского лесничества, в должности которого проработал почти сорок лет: Анна Тимофеевна рассказала нам, как Пётр Григорьевич таскал её по пожарам, по чащобам. Она говорила ему: <Петя, да ты меня угробишь>. Он думал о лесе, многочисленных проблемах лесного хозяйства: и первыми помощницами ему оставались его мама Анна Кирилловна и жена Анна Тимофеевна: О положительных результатах деятельности лесничего Антипова по охране лесов от порубок и пожаров, осушению заболоченных насаждений, восстановлению молодых лесов на вырубках и нелесных площадях стало известно не только ленинградским коллегам, но и далеко за пределами области. Опыт работы замечательного лесничего распространялся и пропагандировался среди лесничих России. О нём писали газеты и журналы, рассказывали по радио и на телевидении. Министерство лесного хозяйства РСФСР не раз отмечало Петра Григорьевича Антипова почётными грамотами, знаками отличия, премиями.

А в 1966 году Указом Президиума Верховного Совета СССР за трудовой героизм ему было присвоено высокое звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина, медали ”
Золотая Звезда” и грамоты Президиума Верховного Совета СССР. У меня самого было немало встреч с этим легендарным человеком. О своих встречах и разговорах с Петром Григорьевичем я уже рассказал читателям газеты <Природно-ресурсные ведомости> в статье <Помоги себе сам> (№ 1, январь, 2001 г.). В той публикации я писал и о людях, сыгравших значительную роль в разных жизненных обстоятельствах Петра Григорьевича.

Все они показали себя порядочными людьми, настоящими товарищами, друзьями, коллегами:
Ветеран – имя существительное
– Надеюсь, наш разговор не оставит равнодушным наших читателей. Журналистской судьбе было угодно познакомить меня с прекрасным человеком Петром Григорьевичем Антиповым, прикоснуться к его жизни и деятельности. И за эту встречу большое спасибо Вам, Дмитрий Минаевич, а также всем тем, кто помог нам вспомнить истинного труженика, настоящего человека.
– 26 декабря 2000 года в зале коллегии нашего Министерства прошла встреча, посвящённая 80-летию со дня рождения Константина Фёдоровича Кулакова – Героя Советского Союза, участника Великой Отечественной войны, внёсшего большой вклад в развитие лесного хозяйства страны, и 80-летию со дня рождения Героя Социалистического Труда, человека-легенды, лесничего Волховстроевского лесничества Волховского лесхоза Петра Григорьевича Антипова. Были выступления ветеранов, звучали их воспоминания. На встречу пришли родные и близкие юбиляров, сотрудники Российского музея леса, центрального аппарата Департамента использования и восстановления лесного фонда МПР России и др. О Петре Григорьевиче доклад сделал я. Выступала и дочь юбиляра – Анна Петровна Антипова. Вспоминая отца, она говорила о нём с теплотой и любовью, рассказала, что ни разу не слышала от него ни единой жалобы на нездоровье, плохое самочувствие:
– Та памятная встреча была организована Вами – председателем Совета ветеранов войны и труда работников лесного хозяйства МПР России. Дмитрий Минаевич, Вы многие годы, до пенсии, проработали начальником Главного управления лесовосстановления, были членом коллегии Минлесхоза РСФСР,
помощником руководителя
б. Рослесхоза , уже десять лет возглавляете Совет ветеранов. Ветеран – имя существительное: Расскажите, пожалуйста, об этой нынешней Вашей деятельности.
– Мы помним и не забываем своих товарищей, оказываем им внимание, не забыты нами и вдовы наших коллег. Организуем встречи, вечера воспоминаний, оказываем возможную материальную помощь, рассматриваем многочисленные обращения наших ветеранов по самым различным вопросам. В своей работе постоянно ощущаю помощь моего заместителя Ивана Васильевича Колесникова. Добрым благодарным словом хочу вспомнить сейчас руководителей лесного хозяйства страны – Ивана Емельяновича Воронова, Петра Григорьевича Болдырева, Алексея Ильича Зверева, Николая Михайловича Прилепо, Валерия Александровича Шубина, Президента Российского общества лесоводов Анатолия Ивановича Писаренко и других:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *