Время шелкопряда

По | 27.03.2021

>

В хвойных лесах Сибири наиболее опасным и, пожалуй, самым известным вредителем, без сомнения, является сибирский шелкопряд. Впервые очаги его массового размножения были обнаружены ещё в 1870 г. в кедровых лесах Иркутской губернии.

shelkoprjadС тех пор то в одном, то в другом месте на бескрайних сибирских просторах ежегодно действуют очаги этого фитофага. Но иногда очаги его охватывают огромные площади во многих областях и краях Сибири, и тогда возможно говорить о пандемической вспышке. Пожалуй, самая мощная пандемическая вспышка массового размножения сибирского шелкопряда происходила в середине
50-х гг. ХХ в., когда гусеницы этого вредителя в массе проявились в хвойных лесах от Урала до Сахалина и площадь очагов составила более 2 млн. га.

В середине 90-х гг. ХХ в. крупная вспышка численности произошла в пихтовых и кедровых лесах Красноярского края. Тогда для сохранения этих лесов были использованы значительные силы и финансовую поддержку проекту защиты леса оказывал Всемирный банк, предоставив заём в 5 млн. долл. США.
В последние годы специалисты защиты леса выявили рост численности сибирского шелкопряда в лиственничных лесах ряда регионов Восточной Сибири. Однако из-за того, что ещё в 1990 г. в Якутии была ликвидирована станция защиты леса и к настоящему времени среди работников лесного хозяйства этой республики нет ни одного лесопатолога, масштаб вспышки был оценён не точно. В результате этого в1999 г. были выявлены по нанесённым повреждениям очаги массового размножения шелкопряда на площади порядка 100 тыс. га. В 2000 г. для проведения экспедиционного лесопатологического обследования в леса Якутии выехала полевая лесопатологическая партия Российского центра защиты леса.

Большая экспедиционная работа, проведённая совместно работниками экспедиции и специалистами лесного хозяйства Якутии в 2000 г., позволила установить, что вспышка массового размножения сибирского шелкопряда принимает огромные масштабы. Так, установлено, что в течение 2000 г. произошло за счёт разлёта бабочек в новые места обитания, а также за счёт увеличения численности гусениц в лесах, резкое увеличение площади очагов. В результате этого к осени 2000 г. площадь очагов достигла более чем 6,5 млн. га, охватив лиственничники в междуречье рек Лены и Алдана. Подобный грандиозный подъём численности сибирского шелкопряда в лесах Якутии привёл к тому, что в 2001 г. угроза сильного повреждения крон вполне реальна на площади порядка 1,5-2 млн. га. Защитить леса этого региона непросто. Тут следует учитывать и длительное весеннее бездорожье, а значит, возникают трудности с доставкой большого количества препаратов, необходимых для обработок лесов. Отдалённость очагов от транспортных артерий ещё более усиливает эти трудности.

Для того чтобы верно выбрать те участки лесов, которые нуждаются в обязательной защите осенью 2000 г., в очаги сибирского шелкопряда в якутской тайге выезжала специальная комиссия учёных. Тогда с учётом реальной угрозы лесам, с учётом возможностей лесного хозяйства было принято решение – в 2001 г. провести защитные обработки лесов не на всей площади очагов, а лишь вокруг населённых пунктов, то есть там, где леса испытывают усиленные рекреационные нагрузки и это дополнительно ослабляет их. Не менее серьёзная обстановка складывается с очагами сибирского шелкопряда в горных пихтовых лесах алтайского края и Республики Алтай, а также в кедровниках Иркутской области. Везде требуется проведение мер защиты, в противном случае гусеницы нанесут огромный ущерб лесам, а бабочки вредителя расселятся на окружающие территории, и тогда в 2002-2003 гг. площади очагов резко возрастут и мы станем свидетелями новой пандемической вспышки сибирского шелкопряда.

Ю. ГНиненко,
директор Российского центра защиты леса МПР России.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *