СТАРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОКИ РЕШАТ ПО-НОВОМУ

По | 27.03.2021

>

В феврале в Голубом зале Российской академии наук прошёл семинар <круглый стол>, посвящённый вопросам управления водными ресурсами в РФ. Мероприятие организовано МПР России и офисом программы Европейского Союза ТАСИС.

На нём были подведены итоги двухлетней работы российских и французских специалистов по проекту ТАСИС <Консультативная помощь МПР России в области управления водными ресурсами РФ>. Цель данного проекта – разработка, внедрение и апробация на уровне пилотной программы более эффективной системы управления водными ресурсами России. (См. <Природно-ресурсные ведомости> № 9,

Федеральная целевая программа <Экология и природные ресурсы России>

Присутствовавшая на совещании М.А. Шевченко (фото) – зам. начальника Управления бассейнового планирования Государственной водной службы МПР России кратко подвела итоги работы проекта:
– Реорганизации федеральных органов государственной власти в 2000-
2001 гг., с одной стороны, конечно, создали определённые трудности как для отечественных, так и для зарубежных экспертов. С другой стороны, появилась уникальная возможность участвовать в разработке совместных предложений по усовершенствованию структуры управления водным фондом РФ и созданию Государственной водной службы, а также общих концептуальных подходов в этой области (см. структуру). Неплохим достижением можно считать Приказ МПР России № 355 от 24 апреля 2001 г.
<О районировании территории Российской Федерации по бассейнам водных объектов>. Он создал условия для практической реализации бассейнового принципа. МПР России ставит своей задачей в 2002 г. укрепить роль БВУ в системе планирования, организации мероприятий и выработке экономических подходов в области использования и охраны водных объектов.

В декабре 2001 г. Правительством РФ утверждена Федеральная целевая программа <Экология и природные ресурсы России> на 2002-
2010 гг., в состав которой входят 12 подпрограмм. Среди них: <Водные ресурсы и водные объекты>, <Охрана озера Байкал и байкальской природной территории> и <Возрождение Волги>, посвящённые решению проблем в области использования, восстановления и охраны водных объектов РФ. В этом правительственном документе бассейновый принцип управления взят за основу.
В феврале 2001 г. началась деятельность по организации управления речным бассейном в пилотном регионе реки Оки. На базе Московско-Окского БВУ организовали два отдела под пилотный проект. Специалисты БВУ совместно с французскими коллегами разработали пятилетнюю программу развития всего бассейна, ведь основной целью пилотного проекта является апробация процедуры планирования с участием субъектов РФ и водопользователей.
Начальник Московско-Окского БВУ В.М. Волков, поблагодарив французских коллег за помощь, сказал несколько слов о самом бассейне и работе управления в настоящее время:
– Деятельность МОБВУ осуществляется в пределах бассейнов рек Ока и Верхняя Волга (до Углического водохранилища), включая крупнейшую в Европе систему переброски стока Волги в Оку – канал им. Москвы.
Зона ответственности БВУ составляет 3336 тыс. кв. км
(из них бассейн р. Оки –
245 тыс. кв. км). На этой территории проживает почти
32 млн. человек. Здесь насчитывается более 8 тыс. крупных водопотребителей, в том числе МГУП <Мосводоканал>. Поверхностный сток с этой территории оценивается в пределах 35-40 куб. км, и ежегодный забор воды на все нужды составляет около 9 куб. км, то есть забирается почти четверть от того, что протекает. Ресурсы поверхностных вод в Окском бассейне крайне ограничены, а подземных вод практически исчерпаны.
С точки зрения административного деления бассейн Оки расположен на территории 16 субъектов РФ и двух федеральных округов. Большая плотность населения и промышленных объектов не лучшим образом сказывается на экосистеме – антропогенная нагрузка очень высока. В 2000 г. в поверхностные источники было сброшено более 6 куб. км сточных вод. Объёмы сброса таких вод в Оку в три раза превышают объёмы сточных вод, сбрасываемых в Дон и Кубань, и в два раза – в Каму и Иртыш.
В.М. Волков заметил, что для нормализации обстановки нужны систематические, целенаправленные меры по обеспечению рацио нального использования, восстановления и охраны водных объектов в целом по бассейну, а не в отдельно взятой области или городе. Ведь, например, загрязнение водных объектов в Тульской области сказывается на качестве воды в Калужской области, а сбросы сточных вод Московской области – на качестве воды в Рязани.

В связи с этим были названы приоритетные направления водохозяйственной деятельности в бассейне Оки на ближайшие годы:

· снижение объёма забора чистой воды и сброса сточных вод в поверхностные водные объекты;
· улучшение качества очистки сточных вод;
· совершенствование контроля за использованием и охраной водных объектов;
· повышение эффективности государственного мониторинга водных объектов;
· контроль за состоянием водоохранных зон и прибрежных защитных полос.

Руководствуясь этим, БВУ подготовило проект о совместном, рациональном использовании и охране водных ресурсов, восстановлении водных объектов, а также координации водохозяйственной деятельности в бассейне Оки. Этим документом делается попытка привести систему управления водными ресурсами в соответствие с реалиями существующей ситуации на местах. Проектом предусматривается принятие субъектами РФ, расположенными на территории Окского бассейна, совместных правовых, технических, организационных и финансовых мер для предотвращения и ограничения любого трансграничного воздействия на качество поверхностных вод.
Как считают специалисты, подписание такого соглашение во многом бы облегчило задачу экологического оздоровления реки и её притоков.

Одним из самых важных вопросов, обсуждавшихся на совещании, был вопрос создания Бассейнового совета реки Оки. Большинство присутствовавших склонилось к тому, чтобы придать совещательному органу статус государственного с реальными полномочиями. Таким образом в перспективе Совет сможет распоряжаться финансовыми средствами, выделяемыми для работ по использованию, восстановлению и охране водных объектов в бассейне Оки. Кроме того, Совет, как консультативный орган, является важной частью предлагаемой системы управления. Его создание позволит реализовать один из основополагающих принципов комплексного управления речным бассейном – участие всех заинтересованных лиц – водопользователей в процессе принятия решений (см. структуру).

Численный состав Совета строго не ограничен, однако эксперты Московско-Окского БВУ полагают, что следует сохранить представительный баланс Совета (в частности, баланс водопользователей и субъектов Федерации). Чтобы облегчить переход от управления, практически осуществляемого государством, к комплексному управлению, основанному на бассейновом принципе, для начала предлагается сохранить преимущество федерации и министерств (50%). Остальные 50% предлагается распределить на паритетной основе между представителями субъектов Федерации и водопользователями.

Основными функциями Бассейнового совета являются:

· утверждение Генерального плана комплексного использования и охраны водных ресурсов бассейна;
· мониторинг состояния речной экосистемы, качества и количества потребляемой воды в промышленной, сельскохозяйственной и коммунально-бытовых сферах;
· обеспечение участия всех представителей водохозяйственного комплекса в обсуждении проблем бассейна и выработке общей стратегии управления речной экосистемой;
· решение конфликтных ситуаций;
· определение основной цели, принципов и условий общей политики использования и восстановления водных ресурсов бассейна Оки.

Участники совещания обращаются с предложением к руководству МПР России выступить с законодательной инициативой в Правительстве и Государственной Думе о принятии соответствующего нормативно-правового акта, который бы закрепил полномочия Бассейнового совета и юридический статус принимаемых им решений.
Бассейновый совет реки Оки будет собираться два раза в год для рассмотрения и согласования целей, приоритетов и стратегии развития бассейна, определённых Планом управления и развития бассейна Оки, а также для обсуждения и согласования общей бассейновой программы мероприятий, подготовка которых будет поручена Московско-Окскому БВУ.
На основе бассейновой программы мероприятий будет подготавливаться ежегодная объединённая бюджетная заявка для финансирования мероприятий из федерального бюджета.
Участники совещания обращаются с предложением к руководству МПР России поручить Московско-Окскому БВУ подготовку Плана управления и развития бассейна Оки, а также долгосрочной бассейновой программы мероприятий (до 2005 г.) для представления их на следующее заседание Бассейнового совета.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *