>
Предложения по Бассейновому совету Оки основаны на главных принципах комплексного управления речным бассейном, прописанных в Рамочной Директиве ЕС от 2000 г. В них также учтены особенности российских законов и государственного устройства в целом. В РФ основным фундаментом для формирования системы управления водными ресурсами является Конституция.
Так, в статье 72 записано, что вопрос управления водными ресурсами входит в совместное ведение РФ и субъектов РФ. Логично предположить, что приемлемой формой управления водными ресурсами может быть управление при помощи коллегиального органа (комиссии или совета) с правом принятия решений. Эта статья Конституции РФ согласуется с упомянутыми выше принципами Рамочной Директивы ЕС.
Итак, Бассейновый совет – это представительный орган, который объединяет все стороны, заинтересованные в управлении речным бассейном. Он должен взять на себя вопросы тарифной политики, утверждение планов развития и бюджета бассейна, решение споров. Баланс интересов необходимо соблюдать и в среде самих водопользователей, поскольку не редко между ними возникают противоречия. Например, приоритеты работников рыбной отрасли идут вразрез с потребностями энергетиков, а интересы энергетиков не всегда могут привести в восторг аграрный сектор. Поэтому схема, где государство не только эффективно управляет водным фондом, но и учитывает социально-экономические интересы населения, проживающего на территории бассейна, является предпочтительной.
Конституция РФ гласит, что управление водными ресурсами должно быть детально урегулировано федеральным законом. Таким основным законом является Водный кодекс РФ, по которому управление речным бассейном в его гидрографических границах передано территориальным органам МПР России – бассейновым водным управлениям.
К сожалению, в рамках водного законодательства России не прописана возможность создания юридически состоятельного органа, обеспечивающего баланс интересов государства, местных органов власти и водопользователей. Решение вопросов тарифной политики, утверждения планов развития и бюджета бассейна также до конца не продумано. (Вопросы бюджетной политики регионов определяют их законодательные собрания). С другой стороны, в Водном кодексе (статья 120) предусмотрена возможность заключения бассейновых соглашений в целях восстановления и охраны водных ресурсов. Но опять же, даже подписание такого рода соглашения вовсе не обязывает субъекты Федерации в точности выполнять все его пункты.
По закону создание координационного органа – Бассейнового совета возможно только с участием МПР России и органов исполнительной власти субъектов Федерации. Водопользователи и общественность не имеют права голоса. А это, смеем предположить, не совсем справедливо. Поэтому если Московско-Окское БВУ и комитеты природных ресурсов 16 субъектов РФ, по территории которых протекает река, объединят усилия в этом вопросе, то идею создания Бассейнового совета можно будет успешно реализовать.