>
Интенсивное использование рек в крупных мегаполисах, к которым относится Москва, приводит к значительному загрязнению и истощению региональных водных ресурсов. При этом реки и водоeмы на территории города испытывают повышенную нагрузку по загрязняющим веществам и утрачивают основные свойства природных водных объектов: естественные условия формирования, питания и самоочищения, – переходя в разряд природно-техногенных водохозяйственных водных объектов.В связи с большой антропогенной нагрузкой на водные объекты в столице возникла необходимость стабилизации и улучшения экологического состояния р. Москвы и еe притоков. Для сохранения самоочищающей способности водных объектов требуются снижение техногенной нагрузки, а также специальные условия их содержания: удаление осадков (иловых осаждений), уборка прибрежной территории и акватории, искусственная промывка русла, укрепление берегов, обводнение, в некоторых случаях, – принудительная аэрация.Аномально сухое лето 2002 г. сказалось на состоянии р. Москвы и еe притоков. Содержание нефтепродуктов в прошлые годы и в июле минувшего года по всем створам реки было повышенным и составляло 3-6 ПДК. Максимальные значения содержания нефтепродуктов в августе 2002 г. – 2,5 ПДК – обнаружилось в створах ниже р. Сходни и выше впадения р. Яузы. Содержание аммонийных солей, как и в прошлые годы, по всему течению реки не превышало допустимой нормы (кроме района Братеевского и Бесединского мостов, где сказывается влияние Курьяновских станций аэрации).
Содержание нитратов в воде р. Москвы – практически на уровне прошлых лет и незначительно превышает ПДК, начиная со створа ниже впадения р. Сетунь.Содержание органических веществ по БПК5 по всем створам реки уменьшилось и не превышает ПДК, кроме створов ниже р. Сетуни.Содержание фенола в воде р. Москвы составляет от 0,5 до 2,4 ПДК, как и в прошлые годы, максимальные концентрации фенолов обнаруживались в створе выше Перервинского гидроузла.Содержание анионных поверхностно-активных веществ, нитратов, цианидов, хлоридов, сульфатов и взвешенных веществ в водоeме не превышает ПДК.В воде р. Москвы летом 2002 г. на всeм еe протяжении появились сульфиды в концентрации от 0,01 до 0,036 мг/л (ПДК – отсутствие), наиболее высокие концентрации сульфидов обнаруживались в реке ниже впадения р. Яузы (по левому берегу) и в районе Перервинского гидроузла.Увеличилось содержание фосфатов в районе завода ЗИЛ – 0,27 мг/л и ниже ОКСА – 3,1 мг/л, по остальным створам содержание фосфатов незначительно – 0,05 мг/л (ПДК для фосфатов не установлено). Содержание ионов металлов уменьшилось по сравнению с 1999 г. и составляет:- железа – от 1,6 до 4,5 ПДК, максимальные значения обнаруживались в районе р. Сходни и ниже НПЗ, в 1999 г. содержание железа составляло 1-7 ПДК;- марганца – от 2,5 до 9,2 ПДК, причeм концентрация ионов марганца, как в верховье реки, так и ниже города практически остаeтся одинаковой: в 1999 г. концентрация марганца составляла 14 ПДК;- цинка – от 0,6 до 3,1 ПДК, максимальная концентрация в районе Бабьегородской плотины, в 1999 г. содержание цинка было от 2 до 9 ПДК;- меди – от 2 до 7 ПДК, максимальная концентрация в районе завода ЗИЛ, на уровне 1999 г.- концентрация ионов никеля, хрома, свинца и кадмия, как и в прошлые годы, не превышает предельно допустимых концентраций.
Впервые летом текущего года в воде р. Москвы проводились измерения содержания таких металлов, как мышьяк, кобальт, бериллий, селен, олово, висмут, ртуть, таллий, сурьма, ванадий, методом масс-спектрометрии в режиме Semi Quntitation, с погрешностью 30%.Как выяснялось, содержание соединений мышьяка, кобальта, бериллия, селена, олова, висмута, таллия, сурьмы ниже ПДК, а содержание таких ионов, как ртуть и ванадий, в отдельных створах превышало ПДК (ниже р. Сетуни, в районе Бабьегородской плотины, ниже завода ЗИЛ, выше Перервинского гидроузла).В трeх створах реки (выше впадения р. Сходни, ниже впадения р. Сетуни и ниже НПЗ) были отобраны и проанализированы пробы воды на содержание полиароматических углеводородов хромато-масс-спектрометрическим методом.Из 15 веществ, содержание которых было определено, установлены ПДК только на два вещества: нафталин и бенз(а)пирен, концентрация которых не превышает ПДК.
В 2002 г., как и ранее, проводилась работа по контролю за санитарным состоянием декоративных водоeмов. Гидрохимической службой ГУП “Мосводосток” вeлся систематический контроль за гидрохимическим режимом водоeмов. Из-за недостаточного количества осадков в летний период рекреационная нагрузка на водоeмы резко возросла, и это не могло не сказаться на качественном составе воды. Из-за резкого прогрева водоeмов началось всплытие донных конгломератов и цветение воды.Специфика воздействия на геологическую среду в условиях города способствует развитию ряда процессов, недоучeт которых может привести к тяжeлым последствиям для Москвы.На территории столицы в сферу влияния хозяйственной деятельности вовлечены толщи пород от 0 до 1500 м. При этом наиболее активному воздействию инженерных сооружений подвержена зона 0-30-50м. Ниже на глубине 150-250 м это воздействие выражается в бурении и эксплуатации скважин, предназначенных преимущественно для технического и реже для хозяйственно-питьевого водоснабжения предприятий.
На глубине 1000-1500 м залегают водоносные горизонты, содержащие хлоридно-натриевые рассолы, эксплуатируемые с помощью скважин, для удовлетворения технологических потребностей объектов “Мосэнерго” (ТЭЦ).В настоящее время на территории города отбирается около 400 м3/сут. Оценка локальных эксплуатационных запасов проведена рядом недропользователей (ТЭЦ-1, 8, 9, 12, 25, 26 и др.). Однако общая картина использования рассолов с учeтом взаимодействия всех недропользователей и оценкой их воздействия на объекты бальнеолечения может быть получена только при проведении региональной оценки эксплуатационных запасов природных рассолов на территории Москвы с учeтом воздействия объектов ближайшего Подмосковья.На текущий момент на территории города насчитывается около 1300 скважин на пресные подземные воды. При этом примерно по 450 скважинам отсутствуют информация об их принадлежности каким-либо организациям (предприятиям), а также сведения о водоотборе из них. Не исключено, что часть из них затампонированы (ликвидированы) без оформления соответствующих документов (актов на тампонаж), часть перешла в категорию бесхозных. Кроме того, значительная часть скважин (60-80%) отработала свой ресурс, (условно принятый, равный 25 годам), что отражается на их техническом состоянии, т.е. кородированности труб, нарушении изоляции затрубного пространства. Всe это приводит к нарушению природной гидродинамической обстановки и ведeт к загрязнению подземных вод.Оползневые процессы развиваются преимущественно в долине р. Москвы (Воробьeвы горы, Фили-Кунцево, Коломенское, Щукино, Серебряный Бор и др.).
Карстово-суффозионные процессы развиты в полосе долины р. Москвы от канала им. Москвы до впадения в неeр. Яузы. Поверхностные формы карста наблюдаются на 1,7% территории города.Подтопление территории (площади с положением среднемноголетних уровней грунтовых вод на глубине 3 и менее метра) занимает 40% площади города.Значительный вклад в загрязнение водных объектов города вносят сбросы муниципальных предприятий города (МГП “Мосводоканал”, ГУП “Мосводосток”, МГУП “Промотходы”). Существующие системы очистки сточных вод муниципальных предприятий, спроектированные и построенные несколько десятилетий назад, не обеспечивают современных нормативных требований к качеству очистки сточных вод.Сложившаяся система нормирования требует соответствия качества воды практически во всех водоeмах города рыбохозяйственным нормативам и, следовательно, выполнения этих нормативов при сбросе сточных вод в водные объекты. Жeсткая система нормирования качества воды предъявляет высокие требования к эффективности очистки сточных вод, что в свою очередь влечeт за собой применение сложных, экономически не оправданных технологий, внедрение которых требует привлечения значительных капитальных и эксплуатационных затрат.
Выходом из экологически напряжeнной ситуации, связанной с загрязнением поверхностных водных ресурсов в Московском регионе, является полная очистка стоков всех видов, поступающих в водные объекты. Однако одновременно и полностью эта стратегическая задача не может быть решена в ближайшее время как по технологическим, так и по экономическим причинам. Доведение качества очистки городских стоков муниципальных предприятий до действующих нормативов возможно только путeм реконструкции, модернизации и строительства новых городских очистных сооружений. При этом на период проектирования, строительства и ввода в эксплуатацию очистных сооружений очевидна необходимость разработки и введения временных нормативов сбросов.
Для реализации задачи обеспечения улучшения состояния водных объектов города и выявления приоритетных направлений водоохранных мероприятий разработаны “Программа поэтапного достижения нормативных показателей качества очистки сточных вод для объектов муниципальных государственных предприятий, исходя из функционального использования водоeмов и социально-экономических условий Московского региона” и перечень основных мероприятий, после выполнения которых на муниципальных предприятиях будет достигнуто нормативное качество очистки сточных вод, соответствующее установленным нормативам качества воды водных объектов.
Разработанная программа основана на положениях, содержащихся в Генеральных схемах развития города и муниципальных предприятий. Программа предназначена для поэтапного снижения загрязнений в сбросах муниципальных предприятий при решении задач реконструкции и развития систем жизнеобеспечения города.Конечной целью комплекса водоохранных мероприятий, осуществляемых муниципальными предприятиями, является достижение рыбохозяйственных нормативов качества водных объектов города. Однако эта задача требует улучшения качества воды р. Москвы на территории города, так как уже при входе в город, после обводнения волжской водой, регистрируется превышение установленных нормативов.В соответствии с “Методическими указаниями по разработке нормативов предельно допустимых сбросов вредных веществ в поверхностные водные объекты”, согласованными с МПР России (письмо N АН-61/4890 от 18 декабря 1998 г.), а также исходя из существующей водохозяйственной обстановки в Московском регионе, в качестве основного принципа нормирования в данной работе принят принцип “неухудшения” качества воды р. Москвы в черте города за счeт сбросов муниципальных предприятий.
Такая задача может быть выполнена лишь при условии адекватности качества сбросов муниципальных предприятий фоновому уровню загрязнений р. Москвы.
А.Л. ТРОЙНИН, Руководитель Государственной водной службы ГУПР МПР России по г. Москве