Сегодня во время пресс-конференции, организованной директором управления ФСБ по Мурманску и области было заявлено, что в компьютерах “Беллуны” содержится государственная тайна. Представители ФСБ сделали заключение, что сотрудник мурманского представительства “Беллуны” Игорь Кудрик не может участвовать в заседаниях рабочей группы по вопросам ядерной и радиационной безопасности, утвержденной главой администрации Мурманской области Е.Б.Комаровым, т.к. российское представительство “Беллуны” не было зарегистрировано.
Выписка из информации, данной “Беллуне” на консультации в Управлении по делам общественных и религиозных объединений Министерства юстиции: “Министерство юстиции не регистрирует представительства и филиалы, так как они в силу закона ст.55 Гражданского Кодекса РФ (части первой) не являются юридическими лицами”
23 октября, 1995 г.
К настоящему времени делу уделили внимание все мировые средства массовой информации. Появились статьи в таких газетах как “The Washington Post” и “The Herald Tribune”. Дело широко освещается российскими СМИ.
19 октября, 1995 г.
Получен официальный ответ в письменной форме из прокуратуры г.С.-Петербурга. В ответе от и.о. прокурора С.-Петербурга говориться, что “службой Управления ФСБ РФ по С.-Петербургу и Ленинградской области возбуждено уголовное дело по факту разглашения сведений, составляющих государственную тайну, то есть по признакам преступления, предусмотренного частью I статьи 75 УК РФ. По данному уголовному делу в настоящее время обвинение никому не предъявлено”.
18 октября, 1995 г.
Согласно пресс-релизу, распространенному пресс-службой ФСБ, “Беллуне” вменяется разглашение государственной тайны в изъятых материалах. Люди, предоставившие эту информацию могут быть привлечены к уголовной ответственности за разглашение государственной тайны. На данный момент никто не проходит по этому делу в качестве обвиняемого.
17 октября, 1995 г.
В вечернем выпуске программы “Служба безопасности” 5-го канала г.С.-Петербурга журналист, работающий на ФСБ, заявил, что “Беллуна” сотрудничала с западными спецслужбами и что экологические организации в целом работают как прикрытия для шпионской деятельности западных государств.
Адвокат “Беллуны” и представитель центрального офиса организации Кнут-Эрик Нилсен были удивлены, когда на запрос в ФСБ с требованием получить официальные объяснения по делу последовал совет обратиться за разъяснениями к журналистам.
15 октября, 1995 г.
В письме, направленном прокурору г.С.-Петербурга, “Беллуна” требует официального объяснения действиям ФСБ. До этого времени единственная информация о сути обвинения была опубликована в газете, где говорилось, что дело заведено по статье 75 УК РФ.
К этому времени “Беллуна” находилась в контакте со всеми, кто подвергся допросам и преследованиям со стороны ФСБ в рамках дела “Беллуны”. Все допрошенные проходили по делу в качестве свидетелей. Суть самого дела оставалась неясна.
13 октября, 1995 г.
Согласно официальному заявлению ФСБ, каких-либо комментариев по этому делу не последует. Заявление нейтрально и показывает осведомленность об этом деле высших структур власти в России.
По электронной почте “Беллуна” получила письмо от бывшего премьер-министра Швеции Carl Bildt, являющегося представителем Европейского сообщества на Балканах. Г-н Bildt пообещал обсудить ситуацию, сложившуюся вокруг “Беллуны”, с министром иностранных дел России Андреем Козыревым.
Работники мурманского офиса “Беллуны” Игорь Кудрик и Люба Ковалева вызваны в ФСБ на очередной допрос.
12 октября, 1995 г.
Контр-адмирал в отставке Николая Мормуль, который работал над разделом доклада, посвященным истории Северного флота, был допрошен сотрудниками мурманской ФСБ.
Мурманское ФСБ также заявило, что оборудование, кроме двух компьютеров, которые отправляют в С.-Петербург для проведения дальнейшего расследования, будет возвращено. Согласно заявлениям ФСБ, они начали расследование в отношении источников информации “Беллуны” и данных на ее компьютерах.
11 октября, 1995 г.
ФСБ провело обыск на квартире Алексея Климова, активиста экологического движения г.Северодвинска работающего с “Беллуной”. После обыска его допросили.
На встрече с представителями ФСБ адвокату “Беллуны” было заявлено, что в компьютерах “Беллуны” обнаружена информация “секретного характера”.
В С.-Петербурге был проведен допрос Вячеслава Перовского, сотрудника научно-исследовательского института Минатома, выступившего в качестве эксперта по вопросам хранения ядерных отходов в губе Андреевой и Гремихе на Кольском полуострове при написании нового доклада “Беллуны”. Сотрудничество с Вячеславом Перовским осуществлялось согласно полученному разрешению от руководства института, в котором он работает.
10 октября, 1995 г.
Руководитель мурманского представительства “Беллуны” Игорь Кудрик был вызван на допрос в местное управление ФСБ.
9 октября, 1995 г.
Возобновлена работа мурманского офиса, сотрудники которого “вооружились” ручками и бумагой.
6 октября, 1995 г.
Девять человек из местного ФСБ начиная с 10 часов утра проводили обыск в офисе “Беллуны” в Мурманске. Во время обыска присутствовала секретарь “Беллуны” Люба Ковалева. Все компьютеры, оборудование и документы были изъяты. ФСБэшники покинули офис, не дав никаких объяснений по поводу причин происходящего.
В этот же день в С.-Петербург прибыл Кнут-Эрик Нилсен – представитель центрального офиса “Беллуны” в Осло.
5 октября, 1995 г.
Сегодня вечером журналист и сотрудник “Беллуны” Сергей Филиппов был задержан ФСБ в аэропорту г.С.-Петербурга при попытке вылететь в Норвегию. В Осло Филиппов планировал завершить формальности с регистрацией представительства “Беллуны” в России. С ним также находилось несколько дискет, на которых содержалась информация по промышленному загрязнению Кольского полуострова. Сотрудники ФСБ увезли Филиппова в здание на Литейном 4. Где он был допрошен, а дискеты изъяты. Через несколько часов его отпустили. Его предупредили, что в будущем потребуются его показания “по делу против объединения “Беллуна”. Никаких других объяснений дано не было. На выходе из комнаты следователя он встретил своего коллегу Александра Никитина, которого также привезли на допрос.
В это же время в Мурманске и С.-Петербурге были проведены обыски квартир сотрудников “Беллуны” и их родственников.
Тем же вечером сотрудники мурманского ФСБ вломились в офис “Беллуны” после того, как его сотрудники разошлись по домам. Давая различные объяснения по телефону о причине своего нахождения в офисе – необходимость закрыть окно и выключить компьютеры – они, предположительно, проводили несанкционированный обыск.