Отходы в доходы из эфирных масел

По | 27.03.2021

>

efirnye maslaЭкзотикой тут не пахнет
Родом из Сибири могут стать различные эфирные масла. Особенно если широкое применение в регионе найдёт разработка Красноярского государственного торгово-экономического института (КГТЭИ). В основе – комплексная утилизация отходов плодов цитрусовых с использованием гидродистилляционной технологии.
– Наши поиски в этом направлении иногда даже с юмором воспринимают: в Сибири и вдруг получают цитрусовые эфирные масла? Всё же не Калифорния или Испания! – говорит один из научных руководителей исследования заведующая кафедрой товароведения непродовольственных товаров, профессор Валентина Паршикова. – А мы, между прочим, работаем над утилизацией таких отходов в рамках госбюджетной темы <Формирование рынка конкурентоспособных товаров в регионе> уже четыре года. Более того, защищены две диссертации. Одна – получение апельсинового эфирного масла, а вторая – по эфирным маслам из мандаринов и грейпфрутов.
Почему учёные КГТЭИ обратили внимание на такие, казалось бы, чужеродные для Сибири отходы? Случайности здесь нет. В нашем крае сложился устойчивый потребительский рынок цитрусовых. Так, пару лет назад через таможенные пункты поступало в среднем ежегодно около 25 т грейпфрутов и свыше 2 тыс. т мандаринов. И это только треть поставок: много аналогичного товара доставлялось из стран СНГ. Конечно, без потерь не обходилось в дальней дороге да по сибирским морозам: По свидетельствам экспертов Торгово-промышленной палаты, доля отходов порой <зашкаливала> за 14-15 % всего объёма грузов цитрусовых культур.
– Вот мы и решили, что назрела необходимость отработки технологии утилизации таких отходов, – поддерживает разговор ещё один научный руководитель разработки профессор кафедры товароведения непродовольственных товаров, доктор биологических наук Роберт Степень. – Начали с получения эфирных масел методом гидродистилляции на сконструированной у нас же малогабаритной установке.
Вообще-то, по словам Роберта Александровича, свет клином не сошёлся только на этом способе. Есть и другие. К примеру, простой отжим плодов цитрусовых. Но он применим в странах, где эти культуры растут в изобилии. Красноярцы же исходили из факта: есть тонны некондиционных или просто гнилых апельсинов, мандаринов, грейпфрутов. Однако получить из них ценный продукт – эфирное масло – можно!
Более того, исследование предполагает комплексную переработку. Масло – главный продукт, а побочный – отработанная масса. В ней много углеводов, липидов, витаминов. Вываренная кожура, кубовый остаток успешно идут на корм скоту и птице. Например, в производственном объединении <Бузимский> жидкие и твёрдые фракции после отгонки эфирного масла добавляли в рацион цыплят. Привес массы в опытной группе по сравнению с контрольной составил свыше девяти процентов. Повысился и иммунитет будущих петушков и несушек: процент убыли цыплят снизился на два процента.
А теперь о собственно эфирном масле. Традиционно оно закупается за рубежом. Области применения разнообразные: парфюмерия, косметика, бытовая химия, пищевая промышленность и другие. В последнее время растёт спрос на такие масла в связи с развитием ароматерапии. Стоимость этого товара <из забугорья> может составлять от одной до трёх тысяч долларов за килограмм. Не вдаваясь в тонкости созданной в КГТЭИ установки (ноу-хау, всё-таки), отмечу одну деталь. Из загружаемых в камеру 14 с лишком килограммов плодов и кожуры цитрусовых на выходе цикла получается максимум 130 г эфирного масла. Так стоит ли овчинка выделки?
Стоит, убеждены кандидат технических наук Валентина Паршикова и доктор биологических наук Роберт Степень. Ведь для отдушки потребительских товаров или в состав кондитерских деликатесов ароматизирующий компонент вводится скромно – не более одного процента. То есть тех же 130 г хватит на отдушку целой партии изделий.
Очевидный плюс разработки – создание импортозамещающей технологии. Но надо отдать должное учёным Торгово-экономического института: они ясно видят как плюсы, так и минусы своего детища.
– В нашем аппарате, попросту говоря, идёт перегонка с помощью водяного пара, – поясняет Валентина Никитична. – Потому некоторые ароматизирующие компоненты теряются. Букет запахов несколько беднее в сравнении с эфирным маслом холодного отжима: Но мы же и не предлагаем вводить его в состав французских духов или парфюмерии! Полученные цитрусовые эфирные масла можно применять для придания приятного аромата чистящим средствам, стиральным порошкам и так далее. Образцы масла при оценке специалистами и НИИСНДВ получили достаточно высокие баллы, рекомендованы в качестве отдушки и консерванта для некоторых групп товаров.
Возможность использования цитрусовых эфирных масел <родом из Красноярска> уже опробована в рецептурах Ангарского завода бытовой химии. Гидродистилляционный продукт неплохо показал себя в качестве ароматизирующего ингредиента в лосьонах Канского ЗАО <Партнёр>. Очень любопытный результат получен при дезодорации помещений красноярского спортклуба <Авангард>. У его посетителей улучшалось физическое и психологическое состояние. Обнадёживающие результаты дали испытания цитрусового масла на <Красконе>, в ООО <Славянский базар> (Ангарск), в ЗАО ССК <Сибирский Сафари Клуб>. Оно вводилось в рецептуры печений, коржиков, кексов, пирожных взамен привычных эссенций. Применение более дешёвого и, что немаловажно, натурального продукта позволяет получить годовую экономию около десяти процентов расходуемых на закупки импорта средств. Немного? Но ведь из копеек и складываются рубли.
– Нам иногда говорят: как это можно вводить полученное из отходов эфирное масло в продовольственное изделие! – замечает Паршикова. – Но условия гидродистилляции жёсткие – температура водяного пара сто градусов, процесс идёт шесть-семь часов. Стерилизуются и погибают практически все болезнетворные микроорганизмы.
Сегодня малогабаритная установка для гидродистилляционной технологии переработки отходов существует в единственном экземпляре. Но у неё может быть большое будущее. Как заверили мои собеседники, оборудование пригодно для утилизации практически любого растительного сырья – хоть крапиву загружай! Недаром, видно, сразу же после защиты кандидатской диссертации аспиранткой Викторией Забусовой из Хабаровска пришла заявка: не могли бы красноярцы поставить на Дальний Восток такое оборудование? С изготовлением аналогичных аппаратов учёные КГТЭИ проблем не видят. На предприятиях <оборонки> есть необходимая нержавеющая сталь и навыки её формовки, сварки. Спрос на получаемые в Красноярске эфирные масла тоже налицо. Один только Ангарский завод бытовой химии подобный продукт готов <поглощать> десятками, а то и сотнями килограммов. По бизнес-плану, подготовленному диссертанткой, малое предприятие, решившееся на выпуск эфирных масел, окупило бы все затраты самое большее через полтора года.
Не сворачивают в торгово-экономическом институте и программу дальнейших исследований на основе гидродистилляции. Так, аспирантка кафедры Наталья Осмоловская намерена довести до практического результата тему <Выделение и рациональное использование экстрактивных веществ из древесных отходов кедра>. Уже есть первые наработки. Утилизацию проходят заурядные опилки, кора, ветки, но получаемое кедровое эфирное масло отличается уникальнымии, особенно бактерицидными свойствами. Опытная партия пройдёт апробацию в Ангарске. Возможно, скоро познакомится с новинкой из Сибири и Совет парфюмеров в Москве.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *