Новый подход к старой проблеме добычи золота

По | 27.03.2021

>

dobycha zolotaМетодика сибирских учёных позволит пополнить российский золотой запас

Как в XIX в. Енисейская губерния, так и Красноярский край сегодня – эпицентр <золотой лихорадки>, правда в современном, ином варианте. Почти двести месторождений золота разрабатывается ныне в регионе. Соответственно, ощутима и прибавка в казну: пятнадцать тонн драгметалла, примерно шестую часть общероссийской добычи, даёт ежегодно одна только компания <Полюс> в Северо-Енисейском районе. Руководитель этого предприятия Хазрет Совмен горд за своё дело. Ведь, как утверждают, всё золото Храма Христа Спасителя – с Олимпиадинского месторождения, одного из самых крупных, и не только в стране.
Качать богатства – не выкачать: в одном лишь карьере рудника Олимпиады, по оценкам специалистов, лежит свыше 400 т золота. Обогатительная фабрика с вахтовым методом работы и самыми современными технологиями в мире не снизит темпы в ближайшие четверть века, пополняя миллиардами рублей бюджет региона.
Старателям за лидером золотопромышленности не угнаться. Ведь объект их деятельности – традиционный: россыпные месторождения. С точки зрения экологии, урон окружающей среде наносится значительно меньший, чем при геохимических способах с образующимися при этом отходами от выщелачивания. Жаль только, что с рентабельностью производства дело худо. Чуть-чуть качнётся цена на золото на Лондонской бирже, и россыпи станут убыточны. Между тем именно россыпных месторождений золота в Красноярском крае великое множество. К большинству из них возвращаются по второму, а то и третьему кругу, пытаясь что-то извлечь там, где не всё ещё успели взять в эпоху великой экспансии в Сибирь. Как правило, старателей поджидают сложности: сливки здесь уже сняты. В среднем на таких месторождениях техногенного характера кубометр породы содержит мизерные граммы, а то и меньше. Отсюда и пессимизм у некоторых золотодобытчиков, мол, надо уходить с россыпных месторождений. А надо ли?
Красноярские учёные нашли один из ответов на этот вопрос. В лаборатории проблем освоения недр Института химии и химических технологий СО РАН создали уникальную методику работы на россыпях. Специалисты под руководством Михаила Медведева в своих поисках оттолкнулись от процесса образования россыпных залежей. Как известно, распределение полезного компонента в рудных телах неравномерное: где густо, а где и пусто. Большая часть металла присутствует в недрах в рассеянном виде, не оправдывающем его промышленное использование. А если пойти по такому же пути, каким двигалась природа? <Подтолкнуть> её для концентрации рудного вещества, но уже искусственными методами.
Пять лет назад сибиряки из ИХиХТ смоделировали естественный геологический процесс, при котором происходит обособление полезного компонента. Тогда же появилась экспериментальная установка – непосредственный <исполнитель> теоретических разработок специальной подготовки месторождений к освоению. В академической лаборатории её создали научные сотрудники, возглавляемые кандидатом технических наук Александром Михайловым. В основе действия установки – механические процессы отделения частиц из золотоносных песков с помощью ударно-акустической обработки.
– Для подготовки золотых россыпей, – рассказывает Михаил Медведев, – мы взяли за основу новинки авиаракетчиков. В нашей установке скомбинированы такие процессы, как расслоение и размельчение массы, смешивание её с водой и последующее оседание взмученных частиц под воздействием акустических колебаний (так называемых ударных волн).
Жидкая среда уходит, концентрат остаётся, иди и бери его.
Не случайно уже первые испытания установки на упорных глинах показали эффективность и радикальное снижение капитальных и эксплуатационных затрат при добыче россыпного золота. Можно вести речь о коренном пересмотре сложившейся системы взглядов в золотодобывающей промышленности. Как считают учёные из Красноярска, понятие убыточности, дамокловым мечом висящее над старательскими артелями, решительно уйдёт в прошлое. Золотоискательство становится выгодным в широком смысле слова. Ведь если приобрести сравнительно недорогую установку, запатентованную сибирскими разработчиками, даже вторичное месторождение, бывшее в употреблении и, казалось, отслужившее своё, способно приносить пользу. Отвалы, <хвостохранилища>, коих предостаточно у нас в стране, теперь вновь вовлекаются в промышленный оборот. В целом по России это сотни тонн драгметалла, способные без крупных затрат пополнять национальный золотой запас.
Кроме того, утилизируются отходы золотодобычи, серьёзно улучшается экологический фон, минусуя штрафы, нередко накладываемые природоохранными организациями на старательские артели.

Такую бы установку – да в серийное производство! К сожалению, здесь, как водится во внедренческой практике, целый комплекс проблем. Даже сейчас, по прошествии пяти лет, сибирская наука не сумела убедить производственников в перспективности нового дела. Только единицы готовы взяться, в известном смысле пойти на риск. Среди них горно-промышленная компания <Самсон>, занятая разработкой месторождений в Партизанском районе края. Одновременно на Красноярском заводе комбайнов ударно-акустическая установка проходит усовершенствование, чтобы в окончательном и улучшенном варианте дойти к потребителям.
Изучение процессов рудообразования и переработки руд продолжается. Концептуальный вывод учёных о том, что можно искусственно регулировать концентрацию минералов, применим и ко многим другим полезным ископаемым. Наука вплотную подошла к серьёзным переменам в геологии, особенно значимым для экономичного воспроизводства минерально-сырьевой базы страны. Принципиально важно заметить, что в лаборатории проблем освоения недр Института химии и химических технологий СО РАН действуют согласно золотому правилу: не навреди! Его прекрасно выразил поэт: <Природа и сама стремится к совершенству, не мучайте её, а помогайте ей:>.

Николай ЮРЛОВ,
Красноярск.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *