Центр ихтиологической науки

По | 27.03.2021

>

nauka ichtiologijaСогласно официальным документам Межведомственная ихтиологическая комиссия (МИК) является государственным учреждением с правами научной организации, на которую возложена координация научных исследований в области основ рыбного хозяйства и разработки приоритетных направлений развития билогической рыбохозяйственной науки. Комиссия – своего рода <могучая кучка> ихтиологов, и не только российских. На Тверской, 27 часто можно встретить известных ихтиологов со всех концов бывшего Союза. <Для посетителей наша дверь всегда открыта>, – говорит заместитель председателя Межведомственной ихтиологической комиссии, доктор биологических наук, академик Российской экологической академии Сергей Иванович Никоноров.
– Сергей Иванович, Ихтиологическая комиссия работает более полувека. Расскажите, пожалуйста, о её предназначении, статусе и повседневной деятельности.
– Во-первых, пользуясь случаем, хочу поблагодарить Вашу газету за интересные и содержательные материалы, в том числе и на рыбную тематику, а также за возможность довести до читателей наши задачи. Вы правы, в позапрошлом году Ихтиологическая комиссия официально отметила свой юбилей. Образованная соответствующим постановлением Совета Министров СССР в 1949 году, Комиссия первоначально состояла при Академии наук. В 1961 году была передана в подчинение Госплану СССР, а всего через год – Госкомитету СССР, преобразованному в 1965 году в Минрыбхоз СССР. Несмотря на неоднократные изменения, наша организация оставалась независимой организацией и, что самое главное, продолжала выполнять изначально возложенные на неё задачи и функции, объединяя творческий научный потенциал всех исследовательских учреждений независимо от их ведомственной принадлежности.
– Известно, что после распада СССР многие ведомственные подразделения были упразднены, объединены или переквалифицированы. Что помогло выжить Комиссии в нелёгких для российской науки условиях?
– В тот сложный для науки период, связанный не только с закрытием институтов из-за финансовых проблем, но и с желанием муниципальных служб завладеть их зданиями или помещениями (Межведомственная ихтиологическая комиссия занимает дорогостоящие квадратные метры практически в центре Москвы), нас всесторонне поддержали Госкомитет по рыболовству, Российская академия наук и Минприроды России, а также Мэрия Москвы.
С 1992 года Комиссия на правах научно-исследовательского института, являясь межведомственным органом, замыкается на РАН, МПР России и Госкомрыболовстве России.
– В современных условиях особую роль и огромную важность приобретает межведомственная координация. Выходит, что Ихтиологическая комиссия шагает в ногу со временем?
– И не только шагает в ногу, но и старается опережать время. Сравнительно небольшой штат Комиссии (на постоянной основе у нас работают 25 сотрудников) обеспечивают деятельность 20 научно-консультативных советов (НКС). Естественно, что основная деятельность Комиссии сосредоточена в НКС, а также в бассейновых отделениях (Каспийском, Азово-Черноморском, Дальневосточном, Северо-Западном, Западно-Сибирском и Восточно-Сибирском). В работе этих подразделений на общественных началах принимают участие порядка 500 учёных и специалистов соответствующего профиля и круга научных интересов, в том числе 18 академиков и членов-корреспондентов, 70 профессоров, 140 докторов и более 300 кандидатов наук.
В различное время председателями Комиссии были известные учёные – академики
Л.С. Берг и Е.И. Павловский, член-корр. АН СССР Г.В. Никольский, профессор В.А. Мурин, профессор П.А. Моисеев, член-корр. А.В. Яблоков. В настоящее время Межведомственную ихтиологическую комиссию возглавляет крупный российский морской биолог и океанолог, академик РАН Михаил Евгеньевич Виноградов. Такое <соцветие>, прошу извинить за ботанический термин, позволяет сконцентрировать научную мысль, составлять текущие и долговременные научные прогнозы.
Рекомендации МИК в дальнейшем помогают федеральным органам государственной власти составлять целевые программы и вести направленные исследования для принятия управленческих решений в области сохранения и рационального использования водных биологических ресурсов, перспектив развития рыбохозяйственной отрасли и размещения производительных мощностей по воспроизводству ценных промысловых видов рыб, проведения акклиматизационных мероприятий, развитию аква- и марикультуры и т.д.
– Не могли бы Вы рассказать о международной деятельности Комиссии?
– Помимо традиционно хороших, деловых отношений со странами ближнего зарубежья Комиссия имеет научные контакты с коллегами и организациями во многих странах, и особенно в странах, которые принято называть <рыболовными> державами: Норвегия, Япония, Исландия, Дания, США и др. Ихтиологическая комиссия принимает участие в подготовке материалов для формирования позиции Российской Федерации во многих международных организациях и комиссиях, созданных в рамках рыболовных конвенций и соглашений, таких, например, как Международная китобойная комиссия, Конвенция по биоразнообразию, Конвенция о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения (СИТЕС). Сотрудники МИК входят в состав Комитета экспертов Научного органа СИТЕС в Российской Федерации в отношении осетровых видов рыб.
– Сергей Иванович, расскажите и о других направлениях деятельности Комиссии. Думаю, что тематика разноплановая, и всё же, как удаётся Комиссии работать с такой высокой отдачей, проводя многочисленные конференции, совещания, семинары?
– Комиссией составляются и издаются ежегодные отчёты, программы, тезисы докладов, постановления и решения.
С 1979 по 1991 г. вышло в свет
25 томов серии <Биологические ресурсы гидросферы и их использования>. Подготовлены к печати ещё несколько томов из упомянутой серии. Комиссией был подготовлен ряд методических пособий и инструкций. Открытые обращения Комиссии в адрес руководства государства, администраций субъектов Российской Федерации, органов государственной власти приводят к пересмотру позиций в отношении принимаемых, зачастую скоропалительных, решений, не учитывающих особенностей состояния и защиты ихтиоценозов и водных экосистем в целом.
Не так давно, а точнее в июле этого года, Всероссийская экологическая газета <Спасение> (№ 26) опубликовала обращение председателя Межведомственной ихтиологической комиссии академика Российской академии наук М.Е. Виноградова, касающееся катастрофического состояния охотско-корейской популяции серого кита и мерах по её спасению.
– Да, наша газета также публиковала информацию о китах-пасынках. Будем надеяться, что меры, принимаемые в настоящее время МПР России и Госкомрыболовством России, защитят, как полагали ранее, исчезнувшую популяцию этого вида морских млекопитающих. Прошу извинить за невольную реплику.
– Мы, учёные, обязаны надеяться на лучшее, на человеческую мудрость во имя всего живого, во имя цивилизации. Несмотря на определённые результаты, накопленные Комиссией, научный её потенциал ещё не реализован полностью в решении многочисленных проблем, в том числе и фундаментальных исследований по отраслевой науке, которые имеют наибольшую перспективу и отдачу. А направлениями деятельности для достижения поставленных перед МИК целей являются:
· разработка главных направлений научных биологических, экологических и рыбохозяйственные исследований;
· разработка и участие в реализации приоритетных направлений, научных и научно-технических программ в области изучения, восстановления, охраны и рационального использования биологических ресурсов морских и пресных вод;
· координация на межведомственном уровне ихтиологических и экологических исследований, выполняемых научными учреждениями России в связи с решением рыбохозяйственных проблем;
· организация и проведение независимой экспертизы допустимых уловов, правил и других мер, регулирующих промысел гидробионтов;
· координация и участие в межведомственных ихтиологических исследованиях, связанных с рассмотрением проектов материалов по разработке подводных месторождений минеральных ресурсов в районах рыболовства экономической зоны, на шельфе России и внутренних водных объектах;
· разработка нормативно-методической документации, связанной с организацией охраны водных экосистем;
· организация и участие в научных исследованиях, направленных на сохранение промысловых, редких и исчезающих видов гидробионтов и их генофондов;
· участие в разработке предложений по развитию сети особо охраняемых акваторий в России;
· участие в ведении кадастров отдельных видов водных биоресурсов;
· осуществление международного сотрудничества по биологическим и экологическим проблемам развития рыбного хозяйства, марикультуры;
· организация и проведение пленумов, конгрессов, конференций, совещаний и симпозиумов по биологическим и экологическим проблемам рыбного хозяйства и издание их материалов;
· выполнение иных функций, отвечающих главным задачам МИК и не противоречащих действующему законодательству.
Как видите, перечень получился не коротким.
– Но ёмким и по существу, и по содержанию. Кроме того, Комиссии, по всей видимости, приходится решать сложные вопросы, постоянно возникающие в новых и весьма необычных условиях становления нашей рыночной экономики, нацеленных на возрастание добычи природных ресурсов, и в первую очередь минерального сырья. Как в этом случае приходится поступать Комиссии?
– Ихтиологическая комиссия открыта для сотрудничества и дискуссий. Высшим руководящим органом МИК является пленум, который собирается, как правило, не реже одного раза в год. В промежутках между пленумами деятельностью Комиссии руководит бюро и президиум бюро.
Так вот, на пленумах, заседаниях высших руководящих органов МИК нам приходится сбалансированно подходить к проблемам природопользования. Естественно, мы не за запрет, например, разведки, добычи и транспортировки углеводородного сырья на шельфе Баренцева и Охотского морей или дне Каспия. Мы за использование современных технологий, позволяющих сохранить окружающую природную среду и защитить, как мы говорили выше, не только редкие или находящиеся под угрозой исчезновения виды водных биоресурсов, но и биоту в целом.
Добывай, но не в ущерб природе. Тем более что нефть и газ относятся к невозобновляемым видам природных ресурсов, а вот рыбы, киты и водоросли – к возобновляемым. Не уверен, что через несколько десятков поколений нефть и газ будут представлять особую ценность. А вот осетровые – ровесники динозавров – обеспечат человечество не только чёрной икрой, но и возможностью соприкоснуться с живой легендой.
Участие членов научно-консультативных советов Комиссии в проведении государственной экологической экспертизы тех или иных проектов освоения ресурсов или размещения производительных сил в регионах позволяет принимать правильные с точки зрения сохранения ихтиоценозов внутренних водоёмов и морских акваторий России решения. Думается, что участие МИК на стадии разработки проектов позволило бы не допускать тех или иных ошибок. Повторюсь, наши двери всегда открыты. И добавлю, что важнейшее значение в работе Комиссии имеет проведение консультаций, а также издательская и лекционная деятельность, направленная на распространение научных знаний и передового опыта.
Межведомственная Ихтиологическая комиссия – уникальный научный и координационный центр. Центр, где осуществляются постоянные творческие контакты и дискуссии российских и зарубежных учёных, обмен информацией и идеями, без которых немыслимо развитие науки.
– Благодарю Вас, Сергей Иванович, за содержательную беседу и от имени нашей газеты хочу пожелать Межведомственной Ихтиологической комиссии успехов в решении сложных экологических проблем, в деле сохранения уникальных рыбных богатств России.

Беседовала
Л. ГРЕБЕННИКОВА.

Адрес и контактные телефоны Межведомственной ихтиологической комиссии:
103009, Москва,
ул. Тверская, 27;
тел. (095) 299-02-74;
факс (095) 299-22-21;
E-mail:
interdepichthyocom@mtu_net.ru
incom@aport.ru.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *