>
Древний римлянин, эллин и даже житель относительно далёкой Анатолии, принадлежащий к числу влиятельных лиц, а то и простолюдин, прежде чем предпринять какой-либо важный для себя шаг, нередко отправлялся в Дельфы. Здесь, в известном на всю тогдашнюю ойкумену храме Аполлона, он испрашивал совет – начинать ли новую войну, заменять ли одних придворных и полководцев другими, переносить ли столицу в иное место и даже <просто> жениться ли сейчас или отложить до лучших времён.
Вообще-то, Дельфийское святилище, где всё это происходило, стоявшее на южном склоне знаменитой поныне горы Парнас, в Центральной Греции, обиталище муз, первоначально служило культу богини Земли – Геи.
Место было обжитое ещё с бронзового века, о чём говорят раскопанные археологами слои, относящиеся ко времени, отстоящему от нас на 3600 лет. Немалая доля его популярности, возможно, объясняется чарующей и загадочной красотой горы, резко обрывающейся над ущельем реки Плейст.
Позже святилище взял под своё покровительство бог Солнца и музыки Аполлон. Храм Аполлона Дельфийского процветал веками, пока лишь в 339 г. уже нашей эры его не приказал закрыть как вредное языческое капище тогдашний император Византии Феодосий I, преисполненный новообретённого христианского благочестия и рвения…
Прорицательницей в Дельфах долгое время служила женщина из местных по имени Пифия. Её устами и вещал светозарный Аполлон. Способность вдохновенно предсказывать будущее к ней являлась лишь в так называемом Адитоне – неком аналоге христианского, запретного для непосвящённых, заалтарного помещения, крохотной, почти закрытой со всех сторон полуподвальной комнатки. Вступив в неё, Пифия усаживалась на треножник, и действо начиналось.
Древние свидетели рассказывают, что пророческие звуки доносились к жрецам и советникам святилища, толпившимся в соседнем помещении попросторней, сквозь клубы пара, заполнявшие весь Адитон. Лишь вдыхая его, Пифия становилась рупором божества и получала дар более или менее связно отвечать на вопросы <заказчика>. Во время сеанса она казалась слегка опьяневшей, но узнавала в лицо <вторичных> посетителей, реагировала на их речь – иногда даже и не прозой, а стихами, в чём ей помогали жрецы. В иных случаях, когда её принуждали быть вещуньей, насильно заталкивая в Адитон, она могла впасть в перевозбуждённое лихорадочное состояние, и тогда её речи жрецам приходилось самим толковать по собственному разумению.
Более здравые и образованные из эллинов объясняли пророческие способности дельфийского оракула, так сказать, геологическими причинами (недаром же эта местность первоначально была посвящена богине Гее).
Во-первых, замечали они, в пределах святилища в почве была глубокая щель; во-вторых, из неё валил вдыхаемый Пифией пар, а в-третьих, тут же загадочно журчал необычно выглядевший и тоже парящий ручеёк.
Знаменитый древнегреческий писатель и сам <по специальности> жрец Плутарх, живший примерно между 46 и 119 гг., посетил Дельфы и отметил, что клубы газов, выделяющихся как из расселины, так и с поверхности ручья, уже не столь густы, как, по свидетельствам древних, они бывали когда-то, но слабый и приятный запах, сходный с благовониями, всё же сохранился. Плутарх также предположил, что пары в воздухе могут соединяться с мелкими брызгами ручья, тем самым усиливая своё воздействие на вещунью. Видимо, за те 500 лет, что люди знакомы с этим явлением, предположил здравомыслящий жрец, почва уже утратила свою жизненную силу, создающую такие пары. Или же – вот гениальное прозрение для человека из второго столетия! – здесь вина мощного землетрясения, случившегося в 373 г. до н.э. прямо под дном недалёкого отсюда Коринфского залива: оно могло закупорить глубинные потоки газа, направлявшиеся в Дельфы.
В более близкие к нам времена, начиная с XIX в., в континентальной части Греции и на противоположном берегу Коринфского залива, на полуострове Пелопоннес, поработало немало геологов. Их внимание привлекали такие резкие черты близлежащей к Дельфам местности, как Кастальское ущелье к востоку от святилища и Корикьянская пещера на севере, не раз упоминаемые в древних эллинских мифах. Недавно к перечню мест изучения присоединилась ранее не исследованная трещина в земной коре, соответствующая её Федриадскому (Парнасскому) разлому, опоясывающему одноимённую возвышенность высотой более 1200 м.
Надо сказать, что в современную эпоху большинство специалистов отказалось от мнения, согласно которому Пифия пророчествовала, находясь под воздействием подземных сил, как бы их ни называть – духом Аполлона или выделениями глубинных газов. Лет сто назад французские археологи, возглавляемые Ф. Курби, провели тщательные раскопки на террасе, где стоял храм, но никаких свидетельств существования там расселин, по которым могли бы вздыматься газы, они не обнаружили и сочли версию с опьянением жрицы Аполлона веществами из недр пустыми россказнями. Американский геолог Дж. Э. Фонтенроуз, тщательно поработавший поблизости в 1978 г., пришёл к такому же выводу. Правда, в 2000 г. его итальянский коллега Л. Пиккарди вскрыл трещину, которая может быть связанной с более крупным разломом, проходящим с востока на запад у подножия Федриадских высот, и тем самым попытался оправдать древний миф о подземных силах. Но исследователь и сам назвал это лишь слабо обоснованной гипотезой.
Но вот проблемой занялись геофизики с сейсмологами. Они обратили внимание на то, что Дельфы стоят прямо на северном краю рифтовой (разломной) зоны, которая как бы раскалывает пополам всю Центральную Грецию. Геодинамические данные свидетельствуют о том, что движения Африканской, Анатолийской (Малая Азия) и Евразийской плит земной коры заключают Грецию как бы в тиски. Глубоко вдающийся в сушу Коринфский залив, отделяющий Пелопоннес от остальной Эллады, с его рифтовой зоной – порождение вздымающейся здесь и растягивающейся под этим влиянием коры.
<Игра> геодинамических сил здесь такова, что каждый эпизод растяжения земного покрова приводит к расширению Коринфского залива и дальнейшему отрыву двигающегося на юг Пелопоннеса от континента. Вся изобилующая трещинами зона характеризуется обычной (ненарушенной) складчатостью и постепенным длительным нарастанием напряжения в недрах, иногда прерываемым резкими сейсмотектоническими эпизодами. Выделяющаяся при этом энергия порождает землетрясения, а вечное трение отдельных участков коры друг о друга приводит к нагреванию геологических пород, которое повышало температуру вод и газов.
Дельфийское святилище.
Древние хроники гласят, что в 373 г. до н.э. в результате подземного толчка, очевидно имевшего тектоническое происхождение, погибли два небольших портовых городка – Хелике и Бура. Стоявшие на южном берегу Коринфского залива, они полностью ушли под воду со всеми своими обитателями. Это же событие повлекло за собою сброс почвы вдоль трещины, идущей с востока на запад в Дельфийском районе. Что и обрушило здания знаменитого святилища. Крупные обнажения этого сброса и сейчас можно видеть к западу и востоку, неподалеку от руин храма, несмотря на то что более поздние жители в сельскохозяйственных целях террасировали эти склоны.
В 2000 и 2001 гг. американские специалисты по наукам о земле в сотрудничестве с археологами и историками, возглавляемые Дж. З. де Буром из Веслианского университета в Мидлтауне (штат Коннектикут) с участием научных сотрудников Луисвиллского университета (штат Кентукки) и университета штата Флорида в Талахасси выполнили в этом районе комплексные междисциплинарные исследования.
На склоне горы непосредственно над Дельфами они обнаружили обнажение, связанное со вторым крупным сбросом, вытянутым на север-северо-запад. Юго-восточное продолжение разлома ниже руин храма запечатлелось в более или менее линейном направлении здешних ручьёв.
Исследователи дали этой структуре название Кернского разлома по имени ручья Керна, и ныне протекающего северо-западнее храма. О том, что разлом проходит под местом Аполлона, говорят остатки древнего домика – такие было принято сооружать у источников. Обломки сохранились непосредственно ниже помещения оракула, немного южнее его.
Сейчас трудно определить точку пересечения Дельфийского и Кернского разломов. Но очевидно, что оно находилось под храмом.
Таким образом показано, что редко встречающееся геодинамическое расположение Дельф зависит от того, что именно здесь пересекаются два крупных разлома. Так как место пересечения приходится на крутой склон, ослабленные горные породы претерпевают сильное соскальзывание, образуя род амфитеатра, за которым находятся обрывистые скалы, столь живописно окаймляющие место поклонения Аполлону.
Древние авторы упоминают о щели в полу святая святых, очевидно имея в виду небольшую расселину, ответвляющуюся от Кернского разлома, или, возможно, от его пересечения с Дельфийским. На фотографии, сделанной французскими учёными при раскопках в 1927 г., в породах под фундаментом храма видны субвертикальные трещины, подтверждающие подобное предположение.
Что касается восьми здешних ручьёв, из которых ныне живёт лишь Кернский, то их существование было обязано значительной проницаемости горной породы, позволяющей грунтовым водам, а также и газам подниматься на поверхность. Надо сказать, что эллины вообще были склонны связывать водные источники с культом Аполлона Дельфийского.
Древнегреческий географ и путешественник Павсаний (143-176 гг.) счёл своим долгом посетить эти славные края. В его записках упоминается, что на склонах горы повыше храма протекает ручей Кассоптис, воды которого <прячутся под землю и выскакивают на поверхность прямо в святая святых>. Именно ими опьяняется та женщина-прорицательница, которая там восседает. Но в 361 г. Пифия внезапно объявила, что больше она вещать устами Аполлона не может, так как храм обрушился, а ручей, ей до сих пор подсказывавший, умолк…
И вот все эти свидетельства современные нам скептики ухитрялись игнорировать! Впрочем, и они не были голословны. Ведь ещё сравнительно недавно считалось, что подземные пары и газы могут быть продуктами лишь вулканической активности, а в Парнасском районе действующих вулканов нет.
В действительности же геолого-геофизическая ситуация здесь такова, что подобные вещества скопляются прямо в коренных подстилающих породах. Хотя палеоценовые флиши (подводные слоистые отложения) – конгломераты, песчаники, глинистые сланцы, известняки и встречаются в Дельфах и в долине реки Плейстос, всё же местная геология характеризуется больше мощными верхнемеловыми известняками.
Известная сейсмотектоническая активность здесь увеличивает степень пористости и проницаемости пород, что также позволяет тем из них, которые примыкают к разломам, приобретать температуры, достаточно высокие, чтобы более лёгкие вещества начинали испаряться.
В зонах разломов образуются сернистые вещества, окислы углерода и углеводородные газы. Их выделения не так давно зарегистрированы, например, на Коринфском перешейке к востоку от Дельф, а на острове Закинф (несколько западнее) – просачивание природных асфальтов. Дельфийские известняки также могли пропускать сквозь себя двуокись углерода; правда, этот газ, кажется, опьяняющими свойствами не обладает.
Геохимики из экспедиции Дж.З. де Бура взяли на анализ воду из ручья Керна в том месте, где он протекает по склону над руинами храма, а также образцы травертина (известкового туфа), который отлагался веками по берегам здешних речек и ручьёв. Те ручьи, что проходят ниже святилища и истекают из глубоких известняковых отложений, выходят на поверхность вдоль Кернского разлома в разогретом на глубине виде. По мере их остывания они на берегах отлагают травертин.
Такие отложения могут сохранять в себе свидетельства газов, содержавшихся в породившей их воде. Особенно характерными должны являться образцы травертина, взятые с древней подпорной стены, сохранившейся с северной стороны храма, – там он образует массу сталактитов. Интересными были и образцы из подвалов фундамента храма.
Хроматография дала важную информацию. В образцах из подпорной стены и помещений храма содержался метан (СН4) в количестве от 1 до 4 частей на 1 млн. Во всех образцах, кроме взятых из вод ручья Керна, обнаружили этан (С2Н6). Видимо, воды ручья в районе Дельф несли с собою лёгкие углеводородные газы, причём в таких объёмах, что часть из них оседала в быстронарастающих травертиновых отложениях.
Необычность влаги, пробегавшей через святая святых, сказывается в следующих сравнениях. Во-первых, аналог воды из холодного Кастальского источника, бурлящего в ущелье 100 метрами восточнее храма, показал присутствие там только метана, да и то в количестве, не превышающем и треть его в ручье Керна. Этот факт говорит, что места выделения углеводородов локализованы и различаются между собой по объёму выбросов.
Во-вторых, водные источники на острове Закинф оказались весьма сходными по химизму с ручьём Керна. Но ведь на этом острове издавна известны насыщенные газами источники и так называемые <смоляные ямы>. Ещё в древности местные моряки и рыбаки надёжно просмаливали корпус своих судов этим веществом. Сходство химического состава вод острова Закинф с дельфийскими подтверждает предположение о том, что углеводород и высокая концентрация нефтехимических веществ были свойственны как тем, так и другим.
Сейчас во влаге ручья Керна присутствуют следы этилена – одного из лёгких углеводородных газов. Можно полагать, что во времена древних религиозных процессов он играл существенную роль, тем более что этот газ как раз обладает сладковатым запахом, упоминаемым Плутархом при описании облака паров, заполнявших Адитон.
Надо сказать, что впервые научно описанный в 1865 г. этилен ещё в начале XX в.
употреблялся в качестве анестезирующего средства при хирургических операциях. В малых дозах дыхание замедляется, но остаётся регулярным, и пациент сохраняет контроль за своими движениями, но затем начинают наблюдаться признаки возбуждения центральной нервной системы.
Ещё при низкой концентрации этилен создаёт ощущение эйфории и бесплотного парения над землёй. В отдельных случаях эффект может стать и более сильным, включая горячечное состояние и неудержимое сотрясение конечностей. В конце концов не исключается и полное беспамятство и даже смерть. Плутарх как раз и описывает смерть Пифии, наступившую, по-видимому, от излишне высокой дозы вдыхаемого ею этилена. Но при небольших дозах все отрицательные эффекты быстро проходят, если пострадавшего изолируют от газа.
Всё сказанное выше опровергает устоявшееся среди археологов и некоторых геологов мнение, согласно которому опьянение выделяющимися из недр веществами не могло быть причиной транса и возбуждения прорицательницы, это всего лишь миф. Редкое, но отнюдь не уникальное сочетание геолого-геодинамических черт местности, изобилующей разломами земной коры, битуминозными известняками и вздымающимися водами, несущими углеводородные газы, вполне могло создавать условия для подобных эффектов.
А медицинские исследования указывают на то, что вдыхание этилена приводит к таким же симптомам, какие наблюдали в святилище древние паломники.
Мы не знаем, насколько сознательно действовали те, кто построил храм Аполлона прямо над местом пересечения разломов земной коры, но своей цели эти жрецы явно достигли. В других местах их оракул оказался бы бессильным производить должное впечатление на верующих…
А для нас урок состоит в том, что древние источники информации часто заслуживают большего внимания и доверия, чем нередко им уделяет современный исследователь.
По материалам Geology
А.И. СИЛКИН.