КУЛЬТУРНЫЙ СЛОЙ

По | 27.03.2021

>

Альпинист-фотограф

alpinizmАлексей Трубачeв попал в горы в том же возрасте, что и Ванин. Это был момент активного поиска себя. После армии у молодого человека произошла резкая переоценка ценностей. В поисках защиты от бездушия, грубости, жестокости, страха, унижения, радости от чужой боли, – того, что Алексей увидел в Вооруженных силах, – решил поступать в духовную семинарию.

Вскоре раздумал и стал готовиться на философско-богословский факультет Российского православного университета. Однако нетерпимость этих людей ко всему тому, что противоречит их канонам, разочаровала Алексея. Когда же его приятель из школьного турклуба предложил собрать команду и отправиться в туристический поход на Тянь-Шань, Алексей согласился. Попав в горы, наконец-то понял, где искать спасения.Он по-настоящему увлeкся скалолазанием и спортивным горным туризмом. Ходил в туристические походы, каждый раз повышая категорию сложности. Алексею только 26, но на его счету уже 30 покорeнных вершин Тянь-Шаня, Памира, Алтая, Кавказа. В лучшие времена совершал по 3-4 поездки в год. Состоит в членах Федерации альпинизма России. На кандидата в мастера спорта ему осталось одолеть всего одну гору высшей категории сложности – 6а. Трубачeв занимается не высотным, а техническим альпинизмом. Это значит, что важна не высота вершины, а преодоление препятствий на технически сложных маршрутах. Ведь есть такие горы, где приходится лезть по вертикальной стене, по нависающей.

Особенно ему запомнилось восхождение на двурогую Ужбу. Это было в 1998 г. В переводе со сванского слово “ужба” означает “приносящая несчастья”. По легенде, на недоступной вершине этой горы совершался слeт колдунов, ведьм и всякой нечисти. Пожалуй, это самая сложная вершина на Кавказе. Погода там крайне неустойчивая.На спуске группа альпинистов, в которую входил Алексей, еле осталась в живых. Началась гроза, полностью пропала видимость, ничего нельзя было разглядеть даже на расстоянии вытянутой руки. Группа начала спускаться, но длинный и неудобный маршрут заставил прекратить движение. Был риск пропустить место поворота и попасть туда, откуда уже никто не возвращался. Шeл мокрый снег с дождeм, после грозы резко похолодало. На альпинистах не осталось ни одной сухой нитки. Но вдруг в этой невидимости неожиданно образовалось окно света. Через него чудом Алексей увидел знак, оставленный на подъeме: кусок верeвки отмечал место поворота. Как только он успел нарисовать на снегу стрелку в нужном направлении – “окно” закрылось. Несмотря ни на что, в августе этого года опять собирается на Ужбу. Зимой восхождение сложнее, но летом опасности не меньше – бесконечные камнепады.

Смерть в горах показала своe лицо с самого начала, когда Трубачeв пошeл в свой первый поход на Тянь-Шань. Тогда же группа встретила ребят из Москвы: молодого человека, девушку и парнишку-подростк, через некоторое время Алексею сообщили, что у мальчугана остановилось сердце. (Алексей объяснил, что в горах это нередкое явление.)То, что он рассказал, страшно. Слушать, не то что пережить. Но смело возразил на мою мысль: “На другую чашечку весов я бы положил непередаваемое ощущение счастья покорения природы. Как же несчастны те люди, которые не могут это испытать!”

К сожалению, наука пока не придумала средства передавать ощущения, но показать неземную красоту или хотя бы еe частицу человек в состоянии. Трубачeв ездит в горы не только со всем необходимым альпинистским снаряжением, но и с фотоаппаратурой, что создаeт дополнительные проблемы. Если оставить батарейку в фотоаппарате, при таком морозе она обязательно замeрзнет, если убирать в карман, придeтся совершить ряд операций голыми руками. 20-градусный мороз в горах эквивалентен 40 градусам в привычной обстановке. Руки отмерзают в несколько секунд. Ничего не стоит лишиться пальцев, что, кстати, зачастую происходит со многими альпинистами.В горах Алексей бывает зимой и летом. В его портфолио великое множество удивительных по красоте и качеству изображений. Отражения вершин в воде, снежные шапки, розовые, багровые, фиолетовые закаты и рассветы в горах, горные озeра, ущелья и пещеры, бесконечное небо с облаками самой причудливой формы…

Фотографии Алексея нравятся многим. Их охотно покупают. Но он сам искренне боится называть себя профессионалом. Говорит, порой не получается выразить то, что он хочет увидеть на фото. Хорошая фотография должна быть живой. А “живость” появляется, если наличествует образ. Безусловно, для фотографа важно оказаться с фотокамерой в нужном месте и в нужное время, но для настоящего успеха нужно научиться “тонко чувствовать”. Такова его философия.

Наверное, Алексей излишне самокритичен. Тоже неплохо: есть куда расти, к чему стремиться. И есть надежда, что когда-нибудь он увидит в своих фотографиях этот “потерянный образ”. Судя по тому, как он описывает увиденное, тонко чувствовать Алексей умеет: “Момент восхода или заката в горах – зрелище фантастическое. В прошлом году я был на Алтае, совершил восхождение на гору Белуху. И воочию убедился, что это действительно мистическая гора. Именно поэтому туда совершают паломничества. Гора очень добрая. Когда мы на неe поднимались, горизонт был предельно чистым, на небе ни облачка. Я видел усыпанное звeздами небо, была глубокая ночь, но всe прекрасно осветила луна до самого горизонта. На юг простирались бескрайние алтайские просторы. Различался каждый кустик. Я мысленно разговаривал с горой и был благодарен природе за эту красоту. Как вдруг погода начала портиться, поднялся ветер, ухудшилась видимость. Когда я наконец-то забрался наверх, напротив увидел соседнюю вершину Белухи. В облаках восходило солнце, оно отбросило на гору два ярких пятна. Я немедленно стал вытряхивать аппаратуру, чтобы успеть снять эти пятна. Не успел… – добавил он с сожалением. – Они исчезли так же внезапно, как появились…”

Путешественник-художник

 

Денис Чижов. Ещe один представитель современного поколения. В отличие от предыдущих героев хотя и не альпинист, но тоже романтик и страстный любитель природы. Может, отчасти потому, что вырос в семье туристов (отец – историк, музейный работник, часто ездил с семьeй в поисках материалов), а может, сказалась наследственность (в молодом человеке есть немного цыганской крови).Надолго запомнилась тогда ещe семилетнему Денису самая дальняя поездка – на озеро Байкал, на берегу которого он с папой и мамой прожил несколько месяцев. Там его, кстати, украли у родителей цыгане и почти было посадили на поезд, но, к счастью, вовремя подоспела мама.

Тяга к природе у Дениса настолько сильна, что даже женился на девушке, чьи родители – альпинисты. Они-то в первый раз и взяли молодую семью с собой на Алтай. В качестве сопровождающих лиц, дабы было кому готовить пищу в базовом лагере. Денису хватило одного раза, чтобы влюбиться в горы. Дома у него немало этюдов на горную тему, правда, много уже раздарил.Ранее Чижов мечтал поступить на геофак МГУ. Однако мечта не осуществилась. Поступил в геологоразведочный техникум – и без сожаления оставил его. Занялся живописью, посещая мастерские разных художников. С тех пор ездит с этюдником по России – как поeтся в песне, “за туманами и за запахом тайги”. В тайге, правда, пока не был, а вообще в леса его тянет как магнитом. Обязательно раз в год выезжает в лес один на полную неделю. В прошлом году бродил по лесам Смоленщины. Было холодно, лежал снег. Но несмотря ни на что, с удовольствием бы съездил ещe. В этом году собирается в Карелию. Часто бывает в Крыму. Говорит, что нет ничего приятнее, чем после очередной поездки возвращаться домой пропахшим костром, грязным, вонючим.Среди леса, гор, рядом с морем чувствует себя свободнее: “То, где ты будешь спать и что есть, зависит только от тебя, даже наличие денег не обеспечивает комфорта. Делаешься более открытым в отношениях с другими людьми. Когда нет выбора, начинаешь общаться с теми, к кому ни за что не подошeл бы в городе. Но для всего этого нужны страстность и любопытство”.

Рисует всe, что западает в душу. Если этюд выходит удачный, берeтся за картину. Этюды же щедро раздаривает друзьям. Но писать всe же любит скорее на Севере. Гордая и суровая природа больше вдохновляет, чем мягкий южный климат. А иногда и собственная жена. На даче, когда они остаются вдвоeм, он с удовольствием занимается бодиартом. И Даша ходит по даче вся расписанная, хотя издалека кажется, будто она в ярком наряде.Мечта Дениса – путешествовать без остановки. И писать, писать, писать. Однако… жизнь не менее сурова, чем северная природа. Одной живописью сыт не будешь. В свои 28 Денис не может научиться зарабатывать столько денег, сколько ему нужно для его путешествий и творчества. Много лет он перебивался случайными заработками и только недавно устроился на работу, которая связана с художественным творчеством. Пока, кажется, доволен.Впрочем, отсутствие нормальных заработков никак не сказывалось на отношениях с женой. Она тоже художник. И тоже любит путешествовать. Потому и понимает. Если нет денег, путешествуют автостопом. Как-то они вдвоeм одолели трассу Е-95, от Петербурга до Симферополя. Последний раз из Крыма добирались 19 дней. Не было попуток, пришлось идти пешком и проезжать небольшие расстояния на электричках.

Людская любовь к природе не знает границ. Каждый по-своему понимает счастье.

Иветта КРАСНОГОРСКАЯ

Выражаю благодарность администрации клуба “Альпиндустрия”, в частности арт-директору Е. Кухмистровой, за содействие в подготовке этого материала.

Автор.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *