УГОЛЬ РОССИИ

По | 27.03.2021

>

ugol rossiiВ начале 50-х гг. мировой топливно-энергетический баланс был преимущественно угольным – на долю угля в нём приходилось более 60%. В по-следующие десятилетия, до начала мирового энергетического кризиса 1972-1973 гг., уголь вытеснялся нефтью и газом, его доля снизилась почти на 30%, тогда как потребление нефти и газа за этот период увеличилось наполовину.Однако в 80-х гг. значение угля как одного из главных источников энергии снова возросло. В соответствии с прогнозом авторитетных международных организаций, на 2005-2020 гг. предусматривается дальнейший рост потребления энергоресурсов.

В складывающейся ситуации очень важно было знать, каковы потенциальные возможности России для обеспечения в будущем собственных нужд в угольной продукции – в создании конкуренто-способных высокоэффективных предприятий, коренном улучшении состояния безопасности работ, повышении уровня жизни и социальной защищённости шахтёров при снижении нагрузки на бюджет страны.Как показывают авторы настоящей работы, к началу рыночных реформ угольная промышленность России в целом была обеспечена разведанными запасами угля на много лет вперёд. Вместе с тем, в отличие от стран с развитой угольной промышленностью, в нашей стране разрабатывались угольные запасы с особо сложными горно-геологическими условиями, не пригодными для использования существующей высокопроизводительной техники. И чтобы решить основную проблему в реорганизации отрасли, т.е. обеспечить её рентабельность, необходим был совершенно новый подход к оценке эффективности запасов угля, уже с позиций существования горного производства в рыночных условиях. Поэтому к участию в исследованиях была привлечена большая группа учёных-горняков, геологов, эксплуатационников, экономистов практически всех периферийных организаций, что позволило использовать их огромный коллективный опыт и получить самые свежие эксплуатационные и разведочные данные. Так впервые была предпринята попытка дать анализ и оценку угольным ресурсам и их месту в топливно-энергетическом комплексе в масштабах страны на основе сквозного комплексного экономического подхода. Именно это позволило выявить слабые стороны конкурентоспособности российского угля и в конечном счёте прийти к обоснованному сбалансированному выводу о путях развития угольной промышленности и её сырьевой базы на ближайшие 10-30 лет, когда она должна занять доминирующую роль в производстве электроэнергии.

Настоящим исследованием чётко определено, что Российская Федерация обладает значительными разведанными (201,1 млрд. т) и прогнозными (4450,7 млрд. т) ресурсами углей разнообразного состава и качества, они составляют от общего их количества в мире соответственно 12 и 30%. Из разведанных запасов 29 млрд. т (14,4%) находятся на действующих и строящихся угледобывающих предприятиях,76,6 млрд. т (37,9%) – на резервных, подготовленных для нового строительства и для реконструкции и продления срока службы действующих предприятий, остальные приходятся на те месторождения и участки, которые либо разведываются, либо обозначены как перспективные для разведки. Разведанные запасы коксующихся углей составляют 40,4 млрд. т (20,1% от общего количества разведанных), в том числе особо ценных марок – 19,2 млрд. т (9,5%), а для разработки наиболее эффективным открытым способом – 118,9 млрд. т (59,1%). Однако, как справедливо указывают авторы работы, несмотря на благополучное в целом положение с запасами угля для открытого способа добычи, его ускоренное развитие, так необходимое из соображений экономичности и безопасности, в будущем может сдерживаться преобладанием в этих запасах бурых углей, потребление которых объективно ограничено возможностями транспортировки.

Поэтому расширение ресурсной базы добычи открытым способом каменных углей, особенно в Приморье и в Хабаровском крае, имело бы важное значение как для самих этих энергодефицитных регионов, так и для экспорта угля в страны Тихоокеанского бассейна.Таким образом, по убеждению авторов представляемой работы, имеющиеся у нас в стране разведанные запасы углей являются надёжным потенциалом стабилизации и развития угольной промышленности, удовлетворения энергетических нужд страны наряду с использованием иных энергоносителей, в том числе электроэнергетики, а также потребностей металлургии и других отраслей промышленности. Однако, по мнению специалистов, проводивших исследования, в России ведётся неоправданная, с позиции ближайшего будущего, политика снижения использования угля в топливно-энергетическом балансе страны. Ещё в 1994 г. доля угля здесь составляла 14%, в настоящее время она равна 12,4%, а в выработке электроэнергии – 26%.В то же время доля угля в мировом производстве электроэнергии составляет более 44%, в странах ЕЭК – 41-42%, в некоторых других странах, например, в Южной Африке – 95%, Австралии – 86%, в Польше – 96%, КНР – 71%, Великобритании – 63%, США – 56%, Германии – 58%.

И хотя по добыче угля Россия относится к числу основных угледобывающих стран, занимая вместе с Германией третье-четвёртое места в мире, по добыче его на душу населения наша страна значительно отстаёт от них. В 1991 г. в США она составила 3,59 т, в ФРГ – 2,7 т, в Польше – 5,4 т, в Австралии – 12,2 т, в России же лишь 2,26 т, но и эта цифра снизилась в 1998 г. до 1,8 т. Наиболее значительное падение добычи углей произошло в экономических районах, где потребность в них не удовлетворяется за счёт местных ресурсов. Например, в Центральном районе – на 72%, Уральском – на 39%, Северо-Кавказском – на 35%, в Дальневосточном – на 44%. В то же время в Центральном и Уральском экономических районах практически нет резервных участков, благоприятных для разработки, а в Северо-Кавказском районе, в Донбассе, разведанные запасы на резервных участках составляют всего около 0,9 млрд. т.

Что касается благоприятных для добычи запасов углей, то по территории России они распределяются крайне неравномерно. Таких на действующих предприятиях всего 19,8 млрд. т угля, а на резервных месторождениях – 63 млрд. т. Благоприятные запасы коксующихся углей находятся только в Печорском, Кузнецком и Южно-Якутском бассейнах.Проведённые в работе на новой методической основе анализ и оценка минерально-сырьевой базы существенно изменили сложившиеся представления о характеристике угольных ресурсов, наличии и использовании их энерготехнологического потенциала и на этой основе позволили осознать новую роль угля в энергообеспечении страны в ХХI веке. В результате была построена новая, научно обоснованная структура баланса разведанных углей, позволяющая более надёжно, чем это было ранее, прогнозировать не только добычу, но спрос и предложения в основных секторах потребления угольного топлива с учётом транспортных издержек. На основе полученных данных авторы работы смогли доказать, что с учётом прогнозируемого развития добычи угля в России до 2010-2030 гг. обеспеченность отрасли запасами остаётся вполне надёжной, а по технико-экономическим показателям создаются условия для выхода на уровень развитых стран. И это при полном удовлетворении внутренних потребностей в топливе, а также повышении рентабельности и экологичности использования угля.

Подобные перспективы вполне осуществимы, если в первую очередь создать условия для разработки благоприятных угольных запасов Кузнецкого и Канско-Ачинского бассейнов, ряда месторождений Восточного Донбасса, Печорского бассейна, Восточной Сибири и Якутии.Данные исследования впервые позволили представить целостную картину состояния минерально-сырьевой базы угольной промышленности в прямой связи с задачами по её реорганизации. И в этом отношении исключительную ценность для прогнозирования развития отрасли составляют анализ и оценка состояния использования и перспектив развития МСБ угольной промышленности не только по стране в целом, но и по экономическим регионам, угольным бассейнам и месторождениям. Здесь уже при рыночной оценке углей учитываются горно-геологические, научно-технические, экономические, экологические и географические факторы с выделением высокотехнологичных, благоприятных и неблагоприятных месторождений и участков, принятых в основу формирования и инвестиционных программ. Сюда же входит и выявление реальных ресурсов углей, пригодных для их нетрадиционного использования, включая и получение синтетического жидкого топлива. Авторами разработан и новый подход к оценке метана как самостоятельного полезного ископаемого, залегающего совместно с углём, который открывает перспективные возможности комплексного освоения газоносных угольных месторождений с промысловой добычей метана – его запасы в нашей стране оцениваются в 200-300 трлн. куб. м., что вполне сопоставимо с запасами природного газа.

Новые подходы к оценке ресурсной базы стали одним из наиболее важных факторов осуществления коренных структурных преобразований. Из 295 шахт и разрезов, имевшихся в отрасли к тому моменту, была установлена бесперспективность продолжения работы в рыночной экономике 170 предприятий именно по переоценке сырьевой базы. А это 60% от их общего числа. На 153 таких шахтах работы по добыче на сегодня уже прекращены, осуществляется их плановая ликвидация с соответствующими мерами социальной защиты высвобождаемых работников.Одновременно на перспективных мероприятиях непрерывно растёт нагрузка на лаву, которая за эти годы увеличилась в 2,2 раза, а производительность труда рабочего на добыче – в 1,62 раза. Это позволило сократить численность персонала в отрасли на 436 тыс. человек, или более чем в 2 раза. Объективно созданы условия для улучшения охраны труда шахтёров и резкого снижения производственного травматизма.Однако вместе с тем был отмечен и ряд негативных фактов, выявленных в угледобывающих регионах и самой отрасли. Таких, как рост социальной напряжённости в связи с продолжающейся задолженностью по зарплате, обострением проблемы переселения шахтёров и их семей после закрытия неперспективных шахт, ростом числа нерентабельных и особо убыточных предприятий в отрасли и некоторых других.Из результатов работы видно, что в настоящее время в целом вся действующая нормативная база, охватывающая проблемы недропользования и использования минеральных ресурсов, во многом вошла в противоречие с требованиями рыночной экономики и должна быть обновлена. В этом плане требует коренной переработки “Классификация запасов месторождений и природных ресурсов твёрдых полезных ископаемых” (1982 г.), которая сегодня должна быть построена с учётом классификации ведущих зарубежных стран и на базе практического опыта использования в масштабах всей угольной отрасли методических принципов данной работы. А “Единые правила охраны недр при разработке твёрдых полезных ископаемых” должны предусматривать разработку рентабельных конкурентоспособных запасов и в то же время исключать неоправданные потери полезных ископаемых. Шахты и рудники надо освободить от необходимости разрабатывать неблагоприятные нерентабельные запасы, за исключением отдельных видов особо дефицитного стратегического сырья, добыча которого должна получать государственную поддержку.

Новая нормативная база обязана открыть простор для извлечения рентабельных конкурентоспособных запасов полезных ископаемых и вместе с тем исключить их хищническую разработку.По единому мнению специалистов, работа “Анализ и оценка минерально-сырьевой базы угольной промышленности России” не имеет аналогов в мире по масштабности и полноте охвата проблем отрасли, а также по практическому использованию созданного в ходе исследований банка геолого-экономических и горнотехнических данных для развития угольной отрасли. Крупным достижением отечественной науки является разработка не имеющей мировых аналогов концепции федеральной информационно-аналитической системы (ИАС) для накопления, автоматической обработки и выдачи геологической, горнотехнологической и экономической информации. Особенностью системы “Уголь России”, как назвали ИАС разработчики, является её способность выдавать в разрезе бассейна, месторождения, участка основные критерии благоприятности освоения запасов угля, такие, как мировые цены на уголь, чистый доход, внутренняя мера доходности, и показатели реального потенциала рассматриваемых запасов. Сегодня всем необходимо осознать, что в нынешнем мире без чёткого представления о располагаемом минеральном сырье невозможно проведение политики, отвечающей интересам национальной безопасности.

А. ГЛАЗУНОВ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *