По модели устойчивого развития гражданского общества

По | 27.03.2021

>

В настоящее время европейские страны интенсифицируют информационные обмены по социально значимым проблемам, влияющим на развитие гражданского общества. Так, в феврале 2000 г. в Хельсинки состоялась конференция Балтийского информационного сообщества. Организаторами выступили Совет сотрудничества стран Балтийского региона и власти г. Хельсинки. Были рассмотрены перспективы усиления информационных обменов между странами, примыкающими к бассейну Балтийского моря, при этом наибольшее внимание было уделено проблемам информационного обеспечения перехода к устойчивому развитию. Подчеркивалась настоятельная необходимость расширения информирования как специалистов, так и широкой общественности по всем аспектам экологически безопасного социально-экономического развития. Обсуждалась комплексная программа развития системы распространения в Балтийском регионе информации по охране окружающей среды (LBaltic Environmental Information Dissemination System v BEIDS¦). Планируется широко применять уже существующие и открытые для совместного использования информационные каналы и базы данных, в частности, систему Baltic Maritim Data Base.

Подобный информационный обмен уже сегодня позволяет специалистам из скандинавских стран повысить эффективность региональных программ устойчивого развития, в том числе муниципального уровня (в чём у них значительно больше опыта, чем у российских коллег). В 1999 г. на различные проекты в рамках программы BEIDS были истрачены 25 млн. экю. Осуществлены, в частности, 45 муниципальных информационных проектов по устойчивому развитию в различных странах (они условно объединялись в подпрограмму LEnvironmental Initiatives in the Baltic Region¦). В основном они касались обмена информацией по улучшению экологической ситуации в энергетике, на транспорте и создания центров чистых производств. Следует отметить слабое участие на сегодняшний день нашей страны в подобных международных информационных обменах. Так, до настоящего времени по программе BEIDS в России осуществлены всего 5 проектов ( для сравнения: в Эстонии v 15, в Финляндии v 33, в Германии v 38 ). Между тем у России имеется большой потенциал в этой сфере, а также накоплен определенный практический опыт реализации отдельных проектов (можно упомянуть, например, LМосковский проект¦ Программы ООН по устойчивому развитию городов).

В конференции в Хельсинки принял участие ряд российских специалистов. Состоялась презентация созданного в конце 1999 г. научно-образовательного Центра устойчивого развития городов и регионов Московской ассоциации экологического образования. Центр предназначен для подготовки кадров в области экологически безопасного социально-экономического развития, экспертизы социально значимых хозяйственных проектов и оказания научно-методической помощи разработчикам региональных и муниципальных программ устойчивого развития. Планируется активное участие Центра в международных проектах.

В ходе конференции обсуждена возможность создания информационной сети, связывающей ряд европейских исследовательских и образовательных центров в области устойчивого развития. Российской стороне было сделано предложение, в частности, организовать на постоянной основе информационный обмен с несколькими активно действующими центрами в Западной Европе, которые специализируются на различных аспектах устойчивого развития (например, в Англии v на рациональном использовании природных ресурсов, в Голландии v экологически чистой энергетике, Швеции v экологически безопасных промышленных технологиях, в Дании v на экологических аспектах урбанистики, в Германии v на использовании Интернет-технологий в экологической деятельности). Западные партнёры указывали на желательность создания в перспективе (при помощи российских специалистов) ещё более широкой информационной сети, охватывающей и страны СНГ. По сути дела это означало бы для них распространение сферы деятельности далеко за пределы Балтийского региона. Предполагается связать деятельность разнопрофильных центров в СНГ с работой западных центров с аналогичной специализацией.

Цель проекта v формирование на территории СНГ сети центров, осуществляющих многосторонние информационные обмены по проблемам устойчивого развития между собой и с аналогичными европейскими центрами. Приоритетные направления информационных обменов: обеспечение природной и техногенной безопасности селитебных территорий, включая проблемы рисков; развитие высоких технологий, способствующих повышению эффективности использования природных ресурсов и экологической безопасности (в том числе Lпрорывных¦, представляющих интерес для инвестиций с целью последующей реализации на международном рынке); экологическое образование на основе современных информационных технологий (прежде всего дистанционного обучения).
Организационно-технические основы проекта: при материальной поддержке Европейского Сообщества со стартовым финансированием в течение первых 4-х лет функционирования формируемой сети реализуется пилотный проект по её созданию и наладке. Участвующие в проекте центры функционируют как неправительственные некоммерческие организации.

В проекте используются существующие в СНГ каналы связи и оборудование (при поддержке Европейского Сообщества оборудуются национальные центры сети в странах СНГ и осуществляется их подключение к национальным каналам связи). Предусматривается структурирование формируемой сети с уже действующими системами европейских и мировых информационных обменов. Используются международные стандарты представления и передачи информации. Координация деятельности национальных центров осуществляется на базе существующего научно-образовательного Центра устойчивого развития городов и регионов Московской ассоциации экологического образования. Используются также информационные ресурсы Института промышленного развития LИнформэлектро¦ (предусматривается, что LИнформэлектро¦ в рамках проекта будет также координировать обмены по проблемам развития чистых производств).
Политико-правовая база проекта v межгосударственные соглашения с участием Российской Федерации. Участники проекта руководствуются также положениями, принятыми на Совещании министров охраны окружающей среды стран Европы (Орхусская конвенция). Решаются задачи создания механизма реализации и практического наполнения обязательств по Орхусской конвенции (чему до настоящего времени не уделялось достаточного внимания). В перспективе формируемая информационная сеть сможет выполнять функции одного из инструментов построения гражданского общества в странах СНГ.

После осуществления пилотного проекта сеть центров в СНГ сможет перейти в режим самоокупаемости за счёт деятельности в области образования и консалтинговых услуг (прежде всего в области менеджмента инноваций). Сеть может быть использована и для реализации конкретных хозяйственных проектов, способствующих устойчивому развитию территорий, охватываемых информационными связями (отдельные такие проекты могут осуществляться уже на этапе создания сети).
Проект будет способствовать интеграции информационных ресурсов стран СНГ на социально значимом направлении. С самого начала обсуждения проекта он был поддержан сначала Московской городской Думой, а затем и рядом комитетов Государственной Думы Российской Федерации. Рассматривается возможность его включения в состав международных проектов, осуществляемых по линии межпарламентских связей (в частности, по программам Habitat).

Конкретные задачи первого этапа проекта обсуждены в ходе состоявшейся в июне 2000 г. в Мальмё (Швеция) конференции EcoEfficiency 2000¦. Было констатировано, что уже определилась начальная структура сети в странах СНГ. Первые национальные центры (филиалы за пределами России) будут созданы в Украине, Белоруссии, Молдове и Армении. Намечено провести в первой половине будущего года конференцию в Москве по вопросам работы создаваемой информационной сети. На будущий год запланировано проведение двух пилотных учебных семинаров. Один из них будет посвящен повышению квалификации специалистов среднего звена управления городским хозяйством по вопросам комплексного решения проблем социально-экономического развития и обеспечения экологической безопасности. Другой семинар планируется посвятить вопросам экологической безопасности на промышленных предприятиях в городах.
Реализация рассматриваемого проекта будет способствовать активизации участия стран СНГ в европейских информационных обменах по вопросам устойчивого развития городов и регионов.

В. СЕВОСТЬЯНОВ,
генеральный директор научно-образовательного Центра устойчивого развития городов и регионов Московской ассоциации экологического образования.
С. ХАРЧЕНКО,
профессор Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *