Лесхоз в системе управления

По | 27.03.2021

>

Каждая эпоха в истории России создает свои понятия – символы, характеризующие наиболее примечательные свершения в различных сферах деятельности государства: в научно-технической революции таким символом стал <спутник>, в государственном устройстве – советы, в воспитании молодежи – комсомол и т.п.
Символом социалистического хозяйствования на земле стали колхозы и совхозы, а государственное управление лесами невозможно представить без лесхозов, хотя их родословная берет начало только от 30-х годов прошлого, ХХ века и в более ранней, дореволюционной истории России такая форма управления лесами неизвестна, равно как она неизвестна и в практике ведения лесного хозяйства в зарубежных странах.
Колхозы, совхозы и лесхозы стали формой управления землей и хозяйствования на ней в результате ее национализации и полного отчуждения от собственников. Именно в этой форме коллективного землепользования государству удалось реализовать на монопольной основе все права собственности, соединив государственное директивное управление с производством.
Лесхоз довоенного и послевоенного времени был государственным предприятием, который осуществлял функции лесоуправления через директивное планирование и контроль за своей деятельностью, лесопользование, включая проведение рубок главного пользования, воспроизводство, охрану и защиту лесов через проведение лесохозяйственных мероприятий.
Производственная деятельность лесхозов, подкрепленная экономическими хозрасчетными стимулами, постепенно превратила лесхозы в комплексные лесные предприятия, мало чем отличающиеся по своей структуре и методам хозяйствования от комплексных лесопромышленных предприятий, работавших в системе бывшего Минлеспрома СССР.
Управляя лесопользованием, лесхозы оказались неспособными противостоять давлению лесной промышленности, которая, имея неограниченный доступ к лесным ресурсам, нерационально их использовала, перерубая расчетные лесосеки, особенно по хвойному хозяйству, во многих районах Европейской части России.
О фактах огромных перерубов расчетных лесосек в 70 и 80-х годах, дезорганизовавших лесопользование, а также о фактах низкой результативности лесохозяйственных работ, когда органы народного контроля находили при проверках <прижившимися> только 10-20% от количества посаженных по отчетам лесных культур, сейчас не принято или не хочется вспоминать. Тем, кто ратует за сохранение лесхозов в их прежнем <советском> виде, необходимо помнить эти факты из <биографии> лесхозов.
Получив доступ к бюджетным средствам, лесхозы стали <наркотически> зависимы от этого источника финансирования, не проявляя никакого интереса к управлению лесным доходом через систему платежей за пользование лесным фондом. Именно безразличие лесхозов к стоимости лесных ресурсов, вовлекаемых в эксплуатацию, и предопределило ту негативную ситуацию с доходностью лесопользования, которая имеет место в настоящее время (средняя цена древесины на корню составляет около
15 рублей за кубометр).
Сметно-бюджетное финансирование лесохозяйственных работ предопределило экономическую организацию этого вида деятельности лесхозов на том уровне, как это имеет место в отраслях нематериальной сферы (здравоохранение, образование и т.п.). В лесохозяйственном производстве всегда отсутствовали и отсутствуют сейчас показатели, характеризующие продукцию (результаты), не определяется себестоимость по полному перечню затрат, как в промышленной сфере, не рассчитывается прибыль в качестве конечного результата, не производится оценка эффективности осуществляемых мероприятий.
Все сказанное выше характеризует лесхозы прошлого (советского) времени как монопольную нерыночную структуру, не способную управлять лесопользованием и воспроизводством лесов на рыночных принципах.
Признавая эту реальность, Основами лесного законодательства в 1993 году был осуществлен первый этап реформы лесхозов с изменением их правового статуса, превратившего лесхозы из предприятий в органы государственного управления лесным хозяйством. При этом основные распорядительные функции в лесоуправлении были переданы органам власти административных районов, лесхозам было запрещено проводить рубки главного пользования и перерабатывать заготовляемую от них древесину.
За лесхозами были оставлены обязанности выполнять работы по воспроизводству лесов, включая проведение рубок ухода за лесом, т.е. на законодательной основе лесхоза

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *