В.П. Орлов Ресурсы недр в экономике федеральных округов

По | 27.03.2021

>

И все же главные перспективы связаны с развитием производства и использованием топливно-энергетического сырья: нефти, газа, угля и тепла недр. В последние годы (1997-1999) в Прикаспии выявлен новый этаж нефтегазоносности на суше, залегающий на глубинах от 5,5 до 6,5 км от поверхности и оцениваемый в объеме не менее 5 млрд. т условного топлива. Бурением первой же поисковой скважины (1999 г.) подтверждено наличие крупного нефтегазового потенциала и на шельфе Каспийского моря. Хорошие предпосылки для серьезных открытий получены на шельфе Азовского и Черного морей.
Таким образом, имеются основания говорить о возможном Lвтором дыхании¦ нефтегазового комплекса региона и кратном увеличении суммарной добычи углеводородного сырья. Однако всё новые проекты на глубинные месторождения v и на суше, и на шельфе v весьма капиталоемки и в сумме оцениваются не менее чем в 15-20 млрд. долл.США. Их реализация тесно связана с внедрением совершенно новых для России технологий и технических средств в области разведки и добычи, которые вполне подъемны для отечественного машиностроения.

Весьма перспективным и важным с точки зрения самообеспечения теплом является использование термальных вод, запасы которых могут быть значительно увеличены.
Требуют решения и проблемы питьевого водоснабжения (особенно в Калмыкии), наиболее вероятным источником которого являются месторождения подземных вод.
Приволжский федеральный округ охватывает территорию так называемого LВторого Баку¦ и в сырьевом отношении имеет более четко выраженную нефтяную специализацию. Хотя кроме запасов нефти и газа, составляющих соответственно 13 и 2% от общероссийских, здесь сосредоточены уникальные запасы калийных солей (около 96% от всех разведанных ресурсов страны), крупные ресурсы фосфоритов (60%), цинка (19%), меди (16%), цементного сырья (15%), серебра (14%), золота (7%), минеральных вод (7%). Кроме того, в регионе известны небольшие месторождения никеля, хрома, свинца, железных руд, титана, россыпных алмазов, угля, а также огромные запасы разнообразного сырья для производства строительных материалов.
Добываются почти все перечисленные выше полезные ископаемые, но наибольший удельный вес в экономике региона имеет добыча нефти и газа (соответственно 25 и 5% от общероссийской добычи). Интенсивность использования нефтегазовых ресурсов в регионе в среднем в 2 раза выше, чем в Западной Сибири, т.е. их сработка идет более ускоренными темпами, чем в других регионах, а объемы добычи уже давно не восполняются поисковыми и разведочными работами. Причина заключается в прогрессирующем истощении недр за счет сработки лучших по качеству залежей и в высокой обводнённости оставшихся в недрах запасов, что уже невозможно поправить. Единственными мерами по сдерживанию темпов падения добычи являются широкое внедрение новых технологий и гибкая налоговая политика.

В регионе самая высокая доля запасов (не менее 70%), которые относятся к трудноизвлекаемым и забалансовым, т.е. к нерентабельным в условиях действующей системы налогообложения. Поэтому одна из центральных задач для органов власти региона v максимальное использование возможностей Закона LО недрах¦ в части освобождения добывающих компаний от некоторых платежей при эксплуатации нерентабельных ресурсов, а также разработка и законодательное оформление других мер государственной поддержки, наподобие тех, которые предусмотрены Законом LО соглашениях о разделе продукции¦.
Регион занимает монопольную позицию по производству и переработке калийных солей и имеет все возможности для наращивания добычи, так как продукция пользуется высоким спросом на международном рынке и в недалеком будущем может быть широко востребована на внутреннем рынке.
Дело в том, что во всех четырех европейских округах России и особенно в Приволжском, Центральном и Южном (Северо-Кавказском) сосредоточены основные земельные ресурсы сельскохозяйственного назначения. За последние десять лет пахотные земли почти не видели минеральных удобрений (фосфатных и калийных). Около 80% производимых в стране высококонцентрированных минеральных удобрений идет на экспорт, а производство фосфатной муки v простейшего удобрения сокращено в 4 раза. Резко упало производство и потребление минеральных мелиорантов и раскислителей почв, органических и торфяных удобрений. Деградация пахотных земель достигла критических показателей. В связи с этим требуется принятие государственных мер по восстановлению сельскохозяйственных земель.
Следует
отметить весомую роль Приволжского региона в добыче цветных металлов (цинк v 54%, свинец v 9%, медь v 19%), благородных металлов (серебро v 35%, золото v 6%), цементного сырья (24%). В небольших объемах осуществляется добыча железных и хромовых руд, никеля, угля и алмазов. В массовых масштабах производятся строительные материалы на основе ресурсов песка, глин, гравия и строительного камня, а также питьевые и минеральные воды из подземных водоисточников.
Уральский федеральный округ выделяется наиболее развитой нефте-, газо- и горнодобывающей промышленностью, базирующейся на уникальных запасах природного газа (75% от общероссийских) и нефти (68%). Здесь же сосредоточено около 27% запасов и 9% добычи марганцевых руд, 14% запасов и 21% добычи железных руд, 6% запасов и 21% добычи серебра, 8% запасов и 11% добычи меди, 7% запасов и 33% добычи цинка, около 8% запасов и добычи золота. Кроме того, на уровне первых процентов от общероссийских в регионе известны запасы и осуществляется добыча свинца, никеля, цементного сырья, угля. Имеются перспективы создания средней по масштабам сырьевой базы хромовых руд, развития добычи титана и отчасти v фосфоритов. Широко осуществляется камнедобыча.

Ведущую роль в экономике региона, безусловно, играет добыча газа (92% от общероссийской) и нефти (65%), сосредоточенная в Ямало-Ненецком и Ханты-Мансийском автономных округах, Тюменской области. Углеводородный потенциал недр региона с учетом шельфа прилегающего Карского моря не имеет себе равных на территории России и занимает второе место в мире после уникального бассейна в регионе Персидского залива. Вместе с тем интенсивная и не всегда технологически рациональная эксплуатация нефтегазовых ресурсов в предшествующие годы, резкое сокращение геологоразведочных работ на суше и полное прекращение на шельфе, недостаточное внимание к ресурсам газового конденсата, к сложнопостроенным и глубокозалегающим залежам ввели Западно-Сибирскую нефтегазовую провинцию в режим падающей добычи, который на некоторый период еще может быть приостановлен, но в 10-15-летней перспективе снова возобновится и уже вряд ли будет изменён.
Резервы региона по нефти заключаются в ускорении ввода в эксплуатацию более 200 месторождений и участков, распределенных через систему лицензирования по нефтедобывающим компаниям, но простаивающих в связи с отсутствием у последних инвестиций либо современных технологий. Сказывается также и недостаточная развитость сети нефте- и конденсатопроводов, жёсткость налогового законодательства, выводящего в разряд нерентабельных более 10 тыс. добывающих скважин и многие сотни миллионов тонн нефти.
Ситуация с обеспеченностью ресурсами газа значительно лучше. Однако поддержание объемов добычи связано с необходимостью освоения удалённых от транспортных путей месторождений и строительством магистральных газопроводов. В какой-то степени сдерживающим фактором является и многолетняя ориентация газодобычи только на трубопроводный транспорт, тогда как ряд уникальных месторождений полуострова Ямал, расположенных в сфере досягаемости морского транспорта и тем более месторождений Карского моря, пожалуй, более целесообразно разрабатывать для производства сжиженного газа или ориентировать на переработку газа в моторное топливо. Безусловно, это требует огромных инвестиций, но ведь и современная годовая добыча газа по самым скромным подходам оценивается в 20-25 млрд. долл. США.
Общей проблемой нефте- и газодобычи региона является поддержание и развитие трубопроводного транспорта, изношенность некоторых частей которого приближается к критической.

Независимо от развития нефте- и газодобычи в стране Уральский регион еще несколько десятилетий будет занимать ведущую позицию в обеспечении России нефтью и газом. Однако для этого ему нужна избирательная государственная поддержка. В плане самообеспечения ресурсами, техническими средствами и технологиями Уральский Федеральный округ является, пожалуй, самым комплексным регионом, способным не только к саморазвитию, но и к основной донорской роли в экономике государства.
К числу серьёзных задач региона относятся и вопросы обеспечения сырьём предприятий черной и цветной металлургии, которые несколько раньше, чем нефтедобыча, столкнулись с проблемой неизбежного истощения недр как по естественным природным причинам, так и в связи с сокращением объемов геологоразведки. Это обстоятельство сближает позиции Приволжского и Уральского федеральных округов в части совместных действий по разработ
ке и продвижению законопроектов по продлению жизни предприятий минерально-сырьевого комплекса в условиях истощения ресурсной базы, а также с учетом их градообразующей и инфраструктуроподдерживающей роли.

Сибирский федеральный округ включает весьма разнообразные в геологическом отношении территории Западной и Восточной Сибири, выделяющиеся крупным ресурсным потенциалом, прежде всего по твердым полезным ископаемым. Здесь сосредоточено около 85% общероссийских запасов свинца и платины, по 80% v угля и молибдена, 71% v никеля, 69% v меди, 67% v цинка, 66% v марганца, 44% v серебра, около 40% v золота, 36% v вольфрама, 17% v титана и около 20% v цементного сырья, 17% v фосфоритов. Значительно меньший удельный вес приходится на железные руды (10%), бокситы (8%), олово (8%), нефть (6%), газ (4%).
(Продолжение
в следующем номере)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *