>
Дело было в маленькой костромской деревушке Шилово в начале мая. «Я видел в вашем саду зарянку», — сказал сосед, заходя к нам в дом. «А ты уверен, что это зарянка?»— спросили мы. Увидеть их очень трудно: в это время они ведут скрытный образ жизни.Сосед даже немного обиделся нашему недоверию. Вслед за ним мы поспешили в сад. Наши сомнения оправдались: птица, летавшая здесь, оказалась малой мухоловкой. Внешне самцы этой мухоловки очень похожи на зарянку, но легко отличаются по поведению. Малых мухоловок в период гнездования часто можно увидеть на верхушках деревьев, где они ловят летающих насекомых. Зарянки же, наоборот, в этот период ищут насекомых в густых зарослях кустарников или под опавшей прошлогодней листвой, оставаясь невидимыми для наших глаз.
Осенью зарянки улетают в страны Западной Европы, где вместе с воробьями, чёрными дроздами, большими синицами и скворцами они считаются самыми распространёнными птицами. Они безбоязненно залетают в гаражи и на кухни, садятся на лопату садовника или на ботинок отдыхающего в парке человека. Здесь зарянок зовут робинами. Эти птицы пользуются большой популярностью. Изображение робина — символ дружеского расположения, и его часто можно встретить на новогодних и рождественских открытках. Когда видишь почти ручных робинов в Германии, Англии, Франции или Испании, трудно поверить, что это наша осторожная зарянка.
Зелёная пеночка, которая гнездится в самых западных районах России, проводит зиму на юго-востоке Азии и в Индии, а пеночка-таловка — на юго-востоке Азии и в Индонезии. Зная пути миграции этих птиц, можно представить себе, как постепенно увеличивалась область их гнездования после оледенения. Сначала это были относительно небольшие участки, у пеночки-веснички — на западе, а у зелёной пеночки и таловки — на востоке. Постепенно расширяясь, эти территории сомкнулись, а потом и перекрыли друг друга. Но эволюционно закреплённые пути миграций разных видов остались прежними. Вот почему птицы, гнездящиеся в одном и том же районе, летят зимовать в разных направлениях.
Но всегда ли и все ли птицы данного вида летят в строго заданном направлении? Оказывается, не всегда. Бывает так, что отдельные особи встречаются далеко от обычных миграционных путей. Таких птиц орнитологи называют залётными. Они порой играют роль первопроходцев, прокладывая пути к новым землям. За первопроходцами по проложенным ими маршрутам следуют другие особи — так постепенно меняется поведение всего вида. Иногда это происходит очень быстро. Например, в 50-х годах прошлого века увидеть славку-черноголовку зимой в Западной Европе считалось событием уникальным. Но не прошло и пятидесяти лет, как половина всей популяции славки-черноголовки, которая зимовала на севере Африки, сейчас проводит зиму в Англии, Ирландии, Франции и Испании.
В человеческом обществе тоже часто случается так, что отдельные личности, которые на первый взгляд кажутся «сбившимися с пути», впоследствии оказываются первопроходцами, открывающими для нас новые пути познания мира и новые возможности.
К. ван Орден, Н. Паклина,