КРАСНЫЕ ГОРЫ И БЕЛОГОЛОВЫЕ ОРЛЫ

По | 27.03.2021

>

belogolovyi orelРассказывает к.б.н., старш.научн.сотрудн. Игорь Фефелов, орнитолог(НИИ биологии при Иркутском университете)

В 2000 г. мы завершили проект по организации особо охраняемых природных территорий в местах гнездования редких птиц Куйтунском и Зиминском районах Иркутской области. Впрочем, завершился срок действия гранта, но не сама работа. Так как речь идет о редких долгоживущих птицах и других, более статичных, природных объектах, наблюдение за ними в любом случае будет продолжено.

Как-то само собой получилось, что основное внимание в работе по проекту сконцентрировалось на крутых склонах высокой террасы Оки с покрывающим их лесом и прилегающими долинными лугами. Эти склоны, сложенные розовыми песчаниками и алевролитами верхнего кембрия, очень живописны, но бесполезны для людей, поэтому сохраняют достаточно оригинальную фауну и флору. Оказалось, что весь участок долины низовий Оки, где контактируют террасные сосняки, водоемы, пойменные пастбища и степные фрагменты, остается благоприятным для крупных хищных птиц. На 60 км долины мы выявили 5 гнездовых участков орла-могильника (Aquila heliaca), в т.ч. 4 заселенных в 1999-2000 гг., и один – сапсана (Falco peregrinus).Некоторые из них известны нам более 15 лет, другие были обнаружены только при более детальном наблюдении (это не значит, что их не было раньше: несмотря на освоенность района, сюда просто не добиралась нога орнитолога). Орлы, судя по всему, не очень любят попадаться на глаза, и правильно делают: известны случаи добычи птенцов из любопытства. В 1999 г. из четырех орлиных гнезд вылетело по одной молодой птице. В 2000 г. в одном из гнезд поднялось на крыло два, а в другом – целых три птенца, то есть больше, чем в прошлом году. Однако у двух других пар дела обстояли не лучшим образом: хотя птицы держались возле гнезд, а одна самка в мае даже насиживала кладку, вывести птенцов не удалось. Были виной тому люди или что-то другое – неизвестно.

Как и в других местах гнездования могильника в Прибайкалье, в долине Оки четко прослеживается цепочка (или, точнее, узел) взаимосвязанных обстоятельств: бывшие бурятские поселения – выпасы – обилие сусликов – долины рек – сосновые леса на бортах долины – гнездовые участки орлов. На Куйтунско-Зиминском участке существуют и гнезда, не вполне соответствующие этой схеме, о чем сообщает иркутский орнитолог Ю.И.Мельников. Но их осталось очень мало после распашки большинства суходольных степных участков в 1950-60-х. “Долинная” группировка орлов, видимо, более устойчива, поскольку пастбища сохраняются. Проблематична ситуация у сапсана: хотя пару птиц ежегодно с 1985 г. обнаруживаем на одном и том же участке, ни разу не удалось подтвердить успешное гнездование. Летом 2000 г. специально обследовали гнездовой обрыв с помощью альпснаряжения, но, увы, в известных нишах опять не удалось найти никаких следов размножения. Возможно, накопление пестицидов или других вредных веществ в организмах птиц привело к тому, что самка раздавливает яйца со слишком тонкой скорлупой или вообще не может их отложить… В будущем попытаемся отследить поведение птиц с противоположного берега реки с помощью подзорной трубы.

На основании результатов проекта Зиминской районной администрацией в мае 2000 г. принято решение об организации комплексного памятника природы местного значения “Красная гора”. Этот красивый участок берегового обрыва связан не только с редкими птицами, но и с другими животными, заслуживающими охраны. Например, здесь постоянно и в большом числе встречается прыткая ящерица, что известно еще с 1912 г.! Периодически наблюдаем филина и сапсана; место вполне подходящее, чтобы им загнездиться, если не будут мешать. Сделаны и редкие палеонтологические находки – отпечатки ракообразных, которым более 500 миллионов лет. Поскольку здесь постоянно отдыхает местное население, учреждение памятника природы весьма актуально, чтобы исключить некоторые нежелательные виды воздействия человека. Например, в прошлом году кто-то изрядно испортил “фасад” Красной горы добычей песчаника, хотя совсем рядом, в паре километров, находится карьер.

Говорят, что раньше здесь встречалась лилия пенсильванская, претендент в Красную книгу области, но мы ее здесь уже не нашли. К сожалению, этап придания горе статуса государственного памятника природы пока затягивается, так как началась реформа природоохранных органов. Заслуживает подобного статуса и еще одна “красная горка”, со старейшим гнездовым участком могильника, существующим, по некоторым данным, почти сто лет. Пока она в большей безопасности, но что дальше? В значительной степени краснокнижные виды сохранились здесь за счет статуса километровой водоохранной зоны. Однако во многих местах еще до принятия соответствующего закона террасы Оки были раскорчеваны и распаханы почти под бровку обрыва. Приречная полоса леса оказалась гораздо уже, чем положено, и выгорает с фатальной регулярностью, едва ли не каждый год. Да и “Саянскхимпром” под боком; пока неизвестно, как его выбросы влияют на птиц. Работы на будущее предостаточно. Буду рад, если откликнутся “соучастники” в этом необходимом деле.

Благодарю студентов ИГУ С.Бурлакову, В.Хидекеля и С.Калюжного, принимавших участие в полевым работам, а также председателя Саянского территориального комитета по охране природы В.И.Михайлова, администрацию Зиминского района и телестудию г. Саянска.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *