Обзор учебника биологии за 2000 год

По | 27.03.2021

>

uchebnik biologii 2000И.И.Любечанский, О.Г.Березина, Е.Л.Завьялов, Е.А.Кизилова

Биология: Животные. Учебное пособие для 7-8 класса общеобразовательных учреждений
Под редакцией академика В.К.Шумного, профессоров Г.М.Дымшица, Л.В.Высоцкой
Москва, Просвещение, 2000. 288 с

В издательстве “Просвещение” серия учебников по биологии для средней школы. Все учебники написаны авторами из Новосибирского университета и институтов Сибирского отделения РАН. Уже увидели свет первые две книги серии – учебник ботаники для 6-7 классов и зоологии для 7-8 классов. Остальные книги серии: учебник физиологии человека для 9 класса и общей биологии для 10-11 класса выйдут в свет в 2000 году. Все книги отличает возможность обучения по ним на разных уровнях подробности.

Предисловие

Новый учебник зоологии – не совсем обычный. Мы попробовали объединить в нем два подхода к изучению мира животных. В первой части книги мы попытались дать общий очерк разнообразия животного мира. Во второй части мы представляем основные функции, которые необходимы для обеспечения жизни организма животного.
Нам кажется важным, чтобы ученик представлял себе простейших не только по строению амебы, кишечнополостных – по гидре, членистоногих – по речному раку, а насекомых – по майскому жуку. Биологическое разнообразие – одно из ключевых понятий современной науки о живом и этики отношения современного человека к природе. Одна из задач нашего учебника – показать, что виды животных – как наиболее известные и привлекательные, так и самые невзрачные – в равной мере достойны нашего внимательного, заинтересованного и доброжелательного отношения. Поэтому основной упор в части “Разнообразие животных” сделан на беспозвоночных.

Неисчислимое разнообразие и громадное значение беспозвоночных в жизни человечества делают этих живых существ не менее достойными изучения, чем традиционных “любимцев” школьных зоологических учебников – позвоночных. Кроме того, литература о зверях, птицах, рыбах гораздо более доступна как ученику, так и учителю – от учебников и учебных пособий до прекрасных научно-популярных книг. Мы хотим надеяться, что настоящий учебник послужит путеводителем (для кого-то одним из многих, для кого-то – первым) по этому загадочному и непостижимому миру.

Вторая часть книги, “Функциональная биология животных”, не менее важна для изучения, чем первая. Для того, чтобы жить, организм любого животного должен обладать определенным набором функций и свойств. Он дышит, питается, передвигается, реагирует на воздействия внешней среды, защищается от ее вредного влияния, выделяет продукты обмена веществ, растет и размножается. Традиционно при изучении каждого нового раздела животного мира этот набор дается каждый раз заново. При таком подходе учащемуся очень трудно сформировать целостное представление о свойствах живого, о том, как работает организм животного, и в конечном итоге, о единстве живого мира. Наряду с синтетическим представлением о живом, вторая часть нашего учебника готовит ученика к познанию кровно близкого нам вида – нашего собственного. Важно и то, что при функциональным подходе к изучению животных идея их единого происхождения и развития воспринимается органически и естественно. Тем самым человек не отделяется непреодолимым барьером от других представителей живого и этика благоговения перед жизнью не кажется оторванной от действительности философией “мухолюбов-человеконенавистников” или вызывающих смех жюльверновских “кузенов Бенедиктов”.

Мы сознаем, что перед авторами школьного курса зоологии стоит особая задача – с одной стороны, познакомить детей с основами науки, с другой – как можно более полно проиллюстрировать эти основы фактическим материалом. Отдельно взятая “функциональная” часть нашей книги не дает возможности за набором функций увидеть конкретное животное. С другой стороны, одно лишь изучение многообразия животных подобно созерцанию узоров в калейдоскопе. Таким образом, нельзя изучать одно вместо другого. При разработке плана учебника вопрос стоял так: одно вместе с другим или одно после другого? Мы решили вначале дать подробный и по возможности всеохватывающий обзор разнообразия животного мира, и лишь затем упорядочить полученную учеником сумму знаний о животных представлением о системе основных жизненных функций.

Методическое значение функционального подхода к изучению зоологии в том, что он превращает ее из описательной, статичной науки прошлого в более строгую дисциплину со своими законами, пользуясь которыми, ученик может понять и истолковать многое, что ему предстоит узнать. Комплекс зоологических наук бурно развивается и в наши дни. Это развитие идет не столько количественно, сколько качественно. Чтобы не затеряться в этом ошеломляющем многообразии, необходим некий инструмент, которым, по нашему мнению, и может послужить функциональный подход.
Этот подход не является чем-либо новым и традиционно проводился в отечественной зоологии. В этом отношении нельзя не назвать классический труд В.Н.Беклемишева “Основы сравнительной анатомии беспозвоночных”. Подобным образом построены и многие школьные учебники общей биологии, вышедшие недавно на русском языке (Кемп, Армс, 1988; Грин, Стаут, Тейлор, 1990).

В качестве основы для построения настоящей книги нам послужил вышедший в 1992 году учебник для младших курсов вузов Р.Барнса, П.Кейлоу и других “Беспозвоночные. Новый обобщенный подход”. Мы остановились на нем, так как в этой книге разделы о разнообразии животного мира и о его функциональной биологии имеют примерно одинаковый вес. Другая большая удача авторов указанной книги – беспристрастность в отведении места для материала и о хорошо известных группах животных, и об экзотических, которые порой даются в зоологических учебниках мелким шрифтом – мелких типах червеобразных животных (сипункулиды, эхиуриды), морских пауках и др.

Вместе с тем, эта книга рассчитана на продвинутого читателя – на студента, который уже прошел базовый курс зоологии беспозвоночных, имеет представление обо всех основных типах животных, о зоологических терминах, об эволюции живого мира.
Выстроенный указанным образом сокращенный курс зоологии читается нами для школьников уже в течение нескольких лет в Воскресной биологической школе Новосибирского государственного университета.
Фактический материал раздела школьного учебника, посвященный разнообразию животных, должен быть, во-первых, дан подробно, во-вторых, должен быть эмоционально окрашен, поскольку лучше всего запоминаются именно факты, не укладывающиеся в общую схему. Поэтому наш раздел о биоразнообразии порой обращается к “Жизни животных” А.Э. Брэма и к другой научно-популярной литературе. В функциональной же части мы старались дать лишь базовые понятия физиологии животных и поэтому раздел может показаться излишне сухим. Чтобы избежать этого, мы включили в текст этой части довольно много примеров и приложений.

О структуре учебника

Программы биологии в различных школах сильно различаются. Поэтому мы постарались организовать материал в обеих частях учебника так, чтобы каждый читатель смог выбрать для себя уровень изучения или подачи материала. Для этого весь материал учебника разделен на три уровня.
Первый (базовый) уровень изучения подразумевает минимальную, необходимую каждому ученику сумму знаний. Материал первого уровня наиболее велик и охватывает самые известные и практически важные группы животных в первой части и простейшие “функциональные” разделы – во второй. В учебнике он дан наиболее крупным шрифтом.

Второй уровень изучения добавляет к первому некоторые главы и параграфы, содержание которых охватывает знания и умения ученика после овладения традиционным школьным курсом зоологии. Этот уровень достаточен, например, для сдачи школьных выпускных экзаменов по биологии. Текст этого уровня дан в учебнике шрифтом среднего размера.

Третий уровень изучения включает весь материал учебника, в том числе и приложения. Он предназначен для учеников, глубоко интересующихся биологией, для изучения в профильных биологических классах и школах, для занятий в кружках и для подготовки к экзаменам в вузы. Материал, относящийся к третьему уровню, дан мелким шрифтом.
Предлагаемая авторами принадлежность материала ко второму или третьему уровню изучения обозначена в тексте учебника звездочками (соответственно, две, **, или три, ***), разным шрифтом и полями. При необходимости учитель может сам выбирать свой путь в подаче материала учебника, перераспределяя уровни изучения согласно своему педагогическому опыту, количеству имеющихся учебных часов, общему уровню подготовленности класса и т.д.

Материал учебника разбит на введение, две части, 25 тематических глав, в большинстве из которых для удобства подачи материала выделены параграфы. Материал одного параграфа примерно соответствует одному уроку. После каждого параграфа, а иногда и непосредственно в тексте, приводятся контрольные вопросы, уровень сложности в которых обозначен звездочками. Большинство приведенных вопросов – “олимпиадного” характера, рассчитанные на применение всех знаний школьника и умение сопоставлять известные ученику факты не только из разных разделов учебника, но и относящиеся к разным учебным предметам.
Наиболее важные термины и понятия выделены в тексте курсивом. Соответствующие им определения (более трехсот) можно найти в словаре терминов и понятий в конце книги.
Учебник содержит более 150 цветных иллюстраций, схем и фотографий.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *