Экологический семинар “Культ природы и ее охрана”

ochrana prirody ekologijaЖЕМЧУЖИНА ЗАЛЕСЬЯ

5-9 июня на базе экостанции “Костеневский Ям” (Московская область, заказник “Журавлиная родина”) состоялся семинар “Культ природы и ее охрана”.Семинар проводился Киевским эколого-культурным центром и Гуманитарной экологической инициативой (проект “Любовь к природе”) при организационной поддержке Кольского центра охраны дикой природы и Культурно-экологического объединения “Китаврас” (Нижний Новгород) и финансовой поддержке Фонда МакАртуров.

Семинар был посвящен экологическим традициям, верованиям и фольклору, перспективам их развития и применения в практике охраны природы. На него приехали специалисты, изучающие народные экологические традиции в самых разных регионах Украины и России, активисты природоохранного движения, журналисты. Несколько рассказов участников семинара мы представляем вашему вниманию. В них говорится об опыте изучения связанных с природой и отраженных в фольклоре поверий, обрядов, запретов и об использовании собранного материала в природоохранной и просветительской практике.

 

Одной из своих основных задач сотрудники эколого-просветительского центра “ЭКО” Переславского национального парка (Ярославская обл.) всегда считали изучение народных экологических традиций Переславского района и распространение этих традиций среди подрастающего поколения. Ведь все меньше и меньше остается в селах носителей народной природоохранной культуры, а на смену коренному сельскому населению приходят горожане – владельцы дач.

В разных уголках Переславского района были свои обряды и поверья, связанные с природой. На их формировании сказался характер традиционных занятий и промыслов местных жителей, в свою очередь тесно связанный с природными условиями этих территорий. На лесном и болотистом северо-западе население издревле жило “от леса”, дополняя скудный урожай бедных почв его дарами. На юго-востоке – во Владимирском ополье, известном плодородием почв, занимались в основном сельским хозяйством, торговали пшеницей. А озеро Плещеево и его берега были главными источниками существования жителей государевой рыбной слободы.

Собирали народные природоохранные традиции во время фольклорно-этнографических экспедиций, отпусков и выходных дней сотрудник Лаборатории духовной культуры Переславского нацпарка М.А.ДЖУРАЕВ и методист центра “ЭКО” М.А.ДОРОФЕЕВА. Деревенские старики и пожилые люди, охотники, рыбаки, лесники рассказывали им о традиционных сроках заготовки леса, сбора грибов и ягод, охоты и рыбалки, сенокошения. Пересказывали местные поверья и былички, связанные с духами, охраняющими природу: лешим, водяным, болотницами, полевиком и другими. Показывали особо почитаемые в этих местах объекты природы: родники, камни, рощи, отдельные деревья. Жители рыбной слободы говорили о былых строгих правилах и сроках рыбного лова, о необходимых для удачного лова ритуалах. Наконец о том, что в период нереста ряпушки – царской селедки, эндемика Плещеева озера – колокола на окрестных церквях не звонили, чтобы не пугать рыбу.

Используя опыт своей работы и стремясь привлечь к ней детей, сотрудники парка разработали специальный опросник по изучению народной природоохранной культуры. В 1998 году он был предложен руководителям экологических и краеведческих кружков сельских школ. Тем, кто попробовал работать по нему, это очень понравилось. Учителя, руководствуясь опросником, получают возможность не только собирать новую информацию, но и систематизировать ее, составлять целостную картину природоохранных традиций данной местности и использовать полученный материал на уроках и внеурочных занятиях. Для детей же такая работа превращается в увлекательную “игру-экспедицию”.

Слушая и записывая рассказы старшего поколения “о том, как раньше жили”, среди массы бытовых подробностей дети отмечали то, что относилось к народным экологическим традициям. И результат не замедлил сказаться: послушав рассказы о том, какая раньше была деревня, какие пруды, какое отношение к посадкам на улице, мусорным свалкам, школьники провели рейд, сравнили – что было раньше и что сейчас, и принялись за восстановление традиций: взяли под охрану родники и особо важные природные объекты: небольшие участки леса, малые реки, старые парки. Ликвидировали мусорные свалки посреди улиц, почистили пруды.

Другой способ пропаганды народных природоохранных традиций – это включение собранного фольклорно-этнографического материала в экскурсию по экологической тропе. В начале 90-х в национальном парке была разработана тропа под названием “Историко-экологическая жемчужина Залесья” (она проходит вокруг Плещеева озера, по форме напоминающего жемчужину) протяженностью 56 км. Маршрут многовариантен: можно сделать либо автобусную экскурсию, либо трехдневный поход, либо выброску на автобусе на любую точку. Постепенно естественнонаучное содержание экскурсии дополнялось собранным этнографическим и историческим материалом. Эти места имеют богатую историю человеческих поселений и большое эколого-этнографическое наследство. По любой точке (природному объекту, поселению) можно найти легенды, предания, поверья.

Например, приводят детей на гору Гремячую – святилище вятичей и одновременно место, связанное с Петром I, с Пришвиным. Заинтриговав названием, рассказывают о Дереве в славянской мифологии, обрядах и обычаях, связанных с деревьями, легенду о названии горы. Согласно ей один из местных жителей напрасно обвинил другого в серьезных проступках. Разбирательство происходило в священной роще. Поскольку у обвиняемого не было свидетелей, он призвал в свидетели Перуна – бога грома у славян, отвечающего за справедливость на Земле. Священное дерево громовержца – дуб. В подтверждение правоты несправедливо обвиненного человека Перун метнул громовую стрелу, и из-под дуба забил родничок. Дальше ведется рассказ об этом роднике, его использовании, о качествах воды. Затем переходят к Петру I и его потешной флотилии, к указу Петра о сохранении чистоты озера. Попутно детям показывают, где петровская флотилия строилась. До Петра-то в окрестностях этой горы была чудесная дубовая роща, а сейчас там чистое поле.

Такие рассказы появлялись постепенно на каждой из одиннадцати точек тропы. В результате из обычной туристической экскурсии с экологическим уклоном появилось “Путешествие в Берендеево царство”, где в зависимости от аудитории и продолжительности маршрута наряду с экологическим научным материалом рассказываются истории, легенды и предания. Здесь можно услышать про историю возникновения древних поселений, экологию древнего города и жилища, очистительное значение обрядовых костров, причинах моров и эпидемий в средние века. Узнать легенды о родниках иих охране в древности и сейчас, о составе воды и ее лечебных свойствах, о родниках в славянской мифологии, о русалках, берегинях. Познакомиться с историей спасения Пришвинского бора, открыть для себя заново Блудово болото и пришвинскую “Кладовую солнца”, послушать о хранителях болот – кикиморе, бабе-болотнице, водянице и узнать причину нарушения естественного гидрорежима Плещеева озера.

Использовался эколого-этнографический материал и при создании учебных курсов для переславских детей, занимавшихся в учебном классе центра “ЭКО” и в профильных эколого-краеведческих лагерях. Участники лагерей и слушатели класса – старшие подростки, имеющие опыт исследований и практической работы в области охраны природы. Занятия, проводившиеся в учебном классе в течение учебного года, посвящались определенным темам, например, “Вода на Земле” с включением курса “Вода в культуре древних славян” и участием в проекте “Родники”. На основе этого проекта ряд городских школ разработали собственную туристско-краеведческую программу “Родники Залесья”, в ходе которой дети находят неизвестные или забытые источники, собирают о них легенды и предания, чистят и благоустраивают их.

В работу летних палаточных эколагерей, дважды проводившихся на берегу Плещеева озера, наряду с другими программами был включен курс лекций “Природоохранные традиции в России”, начиная с “Русской правды” Владимира Мономаха и кончая первым экологическим процессом в Переславле-Залесском в 1886 г. и первым экомониторингом на его территории год спустя. Вместе с переславскими школьниками в работе лагерей участвовали юные экологи из Дзержинска и Углича.

На основе фольклорного материала – и местного, полученного в ходе опросов, и сказок Афанасьева, и сборников народных легенд, был составлен слайд-фильм “Легенды о цветах” для детских садов и младших классов. Каждый слайд с цветком сопровождается легендой. Например, ландыш: рассказывают, что летела над лесом Весна-Красна, уронила на землю свои волшебные бусы, порвалась тонкая нитка, рассыпались бусинки, и выросли из них чудо-цветы ландыши. Слайд-фильм пользовался таким успехом, что возник вопрос, как быть тем, до кого он не добирается. Тогда текст фильма был распечатан, к нему добавились сочиненные детьми сказки (к тому времени было проведено два детских литературных конкурса сказок о природе), и получившийся сборник был роздан по школам. Так для детей района появилась возможность посмотреть на мир природы совсем иным взглядом.

В 1997-98 годах были сделаны первые попытки опубликовать часть собранных материалов по народной экологической культуре. Вышел сборник “Легенды и предания Переславского края”, появились статьи. Однако это вызвало резко отрицательную реакцию со стороны администрации национального парка как “пропаганда язычества и суеверий”.

Затем в результате реорганизации Переславского нацпарка была ликвидирована Лаборатория духовной культуры, центр “ЭКО” перестал существовать как самостоятельный отдел. В результате работа по сбору, изучению, систематизации и распространению народных экологических традиций, обрядов и поверий, начатая в парке, в настоящее время продолжается только в некоторых сельских школах района и используется в экскурсионных программах туристической фирмы “СМВ-принт”.