АЛЬТЕРНАТИВНОЕ ПИТЬЕВОЕ ВОДОСНАБЖЕНИЕ: ПУТИ РЕШЕНИЯ

pitjavaja vodaПроблема качества питьевой воды характерна для всех мегаполисов. Не обошла она и самый водный город России – Санкт-Петербург. Уже почти десять лет идет острая дискуссия, плохая или хорошая вода в Петербурге, можно пить воду из крана или она небезопасна. За это время Россия стала другим государством, испытала на себе “шоковую терапию” экологических реформ, встала на рельсы новой социально-экономической формации. В новых рыночных условиях, возможно, необходим новый подход к решению проблем питьевого водоснабжения, учитывающий факторы и альтернативные варианты питьевого водоснабжения.

Актуальным с точки зрения ограниченных финансовых возможностей города и экологически обоснованным видится внедрение в широкую практику локальных полупромышленных и бытовых систем доочистки и кондиционирования питьевой воды. В настоящее время российский рынок бытовых систем, представлен более, чем 50-ю наименованиями изделий, почти половина из которых производится в Санкт-Петербурге. Характерно для нашего времени, что бурный рост числа производителей начался 3-4 года назад. Среди полупромышленных систем только в Санкт-Петербурге их производится с десяток. Конечно, далеко не все из них удовлетворяют требованиям рекомендаций ВОЗ, имеют сертификаты соответствия. Вместе с тем коллективами специалистов РАН, бывших предприятий ВПК, уже созданы высокоэффективные, надежные системы, использующие совокупность методов очистки – сорбционную, мембранную технологии, ультрафиолетовое излучение.

В сравнении с зарубежными аналогами они уступают лишь в дизайне и удобстве эксплуатации. Существуют установки производительностью до 5 м3/час. Для справки, цена системы, готовящей воду соответствующую рекомендациям ВОЗ производительностью 150 л/час – 7 млн.руб. Средняя цена многоступенчатого фильтра – 120 тыс.руб. средняя цена литра воды от 30 до 50 руб.

Безусловно, эта технология приготовления чистой воды на “финише” или “на кране” обладает и рядом недостатков. Наиболее уязвимы сорбционные методы очистки, где отсутствует контроль на выходе – это характерно для бытовых приборов. Специально никто не контролирует качество воды на выходе фильтра, но какая вода течет из крана конкретного потребителя тоже никому не известно. С одной стороны потребителю приходится доверять Водоканалу, с другой – паспортным данным, инструкциям по эксплуатации бытовой или полупромышленной установки.

Очевидно, что неправильная эксплуатация, превышение ресурса может нанести вред пользователю. А дальше возникают проблемы обслуживания, замены элементов и т.д. Если учесть, что бытовые системы сейчас совершенно неквалифицированно продаются в магазинах, на рынках, и где угодно, то в этой ситуации потребитель остается один на один с проблемой, что делать с вещью, которую он купил, продолжать ли пользоваться, выбросить или искать изготовителя, в случае возникновения проблем. В этой ситуации оптимальным решением очевидно является создание специализированного Центра с комплексом услуг от индивидуального подбора системы на основе анализа исходной воды до гарантийного, сервисного обслуживания, решения технических вопросов, установки, контроля эксплуатации и т.д. При достаточно квалифицированной научной и технической поддержке, в т.ч. академических учреждений, организационной и финансовой поддержке мэрии и при наличии инициативы предпринимателей, только такой Центр с разветвленной сетью специализированных отделов в хозяйственных магазинах может решить практически все названные проблемы.

К настоящему моменту после почти 3-х летней практической работы, на этом новом для России рынке – индустрии чистой питьевой воды можно констатировать, что база для такой структуры в Санкт-Петербурге есть   К настоящему моменту это – Центр комплексного обслуживания, где работают опытные консультанты, имеется сервисная служба – от индивидуального подбора систем доочистки воды для региона (например, заключен комплексный договор с Государственной санитарной службой г.Славутич – города атомщиков Чернобыля) или конкретного потребителя, до установки и абонементного обслуживания. В Центре представлено около 60 систем различных по производительности, дизайну, удобству, цене.