Методы исследования природных вод

izuchenie vodyЛ.С.Пузарина, А.Г.Баранова. Многопрофильная гимназия ╧13, ПГАСА, Пенза.

Ведущая роль в экологическом образовании учащихся должна быть отведена активным методам обучения, в частности, исследовательской работе, связанной с решением конкретных практических задач. Такая работа стала возможной в стенах гимназии ╧13 после организации химико-биологического профиля обучения. Школьным компонентом химического образования в этих классах являются летние практические занятия (8 кл.) и факультативные занятия по программе “Одаренные дети”, на которых используется химический практикум.

Он разработан кафедрой химии Пензенской государственной архитектурно-строительной академии совместно с учителями химии многопрофильной гимназии ╧13 г.Пензы и содержит перечень работ, позволяющих проводить систематические исследования по динамике химического состава воды, оценить общесанитарное состояние водоема, выяснить влияние климатических и антропогенных факторов на качество воды и почвы. Практикум включает в себя определение основных показателей, характеризующих свойства природных вод: ионов натрия, кальция, магния, железа, хлора (III), свинца (II), карбонатной и общей жесткости, pH, гидрокарбонат-, хлорид- и сульфат ионов, перманганатной окисляемости, растворенного кислорода, поверхностно-активных веществ. Определение содержания ионов кальция, магния, хлора- и гидрокарбонат ионов, жесткости, щелочности воды проводится объемным методом. Тяжелые металлы, сульфат-ионы, поверхностно-активные вещества определяются фотоэлектроколорометрическим методом.

Потенциометрический метод применяется для определения pH, растворенного кислорода, иона натрия. Работы по исследованию динамики химического состава воды водоемов города проводились в период с 1995 до 1999 год учащимися 9-11-х классов. Результаты исследований докладывались на всероссийских конференциях: в МГТУ им. К.А.Баумана (по программе “Шаг в будущее”) и в г.Обнинске. Три ученика были избранны членами-корреспондентами Всероссийского научного общества молодежи, а один из них был зачислен без экзаменов в МГТУ. Мы предлагаем включить проводимые нами работы в химический практикум для занятий с детьми в летней школе. Работы, не требующие сложного аппаратурного оформления, могут быть предложены учащимся 8-9 классов (упрощенный вариант), а для старших школьников – в полном объеме. Полное описание лабораторных работ дано в пособии (2).

ЛИТЕРАТУРА.
1. Г.А.Богдановский. Химическая экология.: – М.: изд. МГУ. 1994.
2. А.Г.Баранова, П.Р.Таубе. Практикум по химии воды.: – Пенза: РИО ПГАСА, 1997.
3. П.Р.Таубе, А.Г.Баранова. Химия и микробиология воды. – М.: Высшая школа, 1983.

Один комментарий

  1. Меня всегда интересовала химия и разные исследования. Методы исследования природных вод также очень важны, и не только для ученых, но и для простых людей, ведь вода – это наша жизнь.

Комментарии закрыты.