Майолика – керамические изделия из глины

keramicheskie izdelija
Керамические технологии существуют давно. А глина такая мелкодисперсная, что изделия могут иметь толщину стенок, сравнимую с яичной скорлупой.

Майолика – изделия из цветной обожженной глины, крупнопористой, покрытой глазурью. Ей свойственны массивные формы, плавные текучие силуэты, блеск, яркие контрастные цвета. В нашем случае речь пойдет не о посуде и панно, а только о керамической плитке.

Польские дизайнеры развивают итальянскую традицию

Майолика из Португалии в начале 90-х так поразила воображение польского бизнесмена, что уже в 1995 году была специально основана фабрика, куда пригласили художников-керамистов.

Изучение техники письма на керамической плитке и обжига ее при температуре близкой 800° для профессионалов не было сложной задачей. Ведь в Польше налажено производство разнообразной плитки, она активно используется во внешней и внутренней отделке зданий. Новой задачей была разработка оригинальных рисунков, современных, но и близких традиции майолики, характерных именно для нее. Так родились целые тематические серии с анималистическими сюжетами и веселыми ангелочками.

К слову сказать, рисунок для майолики может быть взят “со стороны” – со стороны заказчика или художника, который выполняет более крупный заказ, и только часть его – плитка. Как адаптировать эскиз для технологии – проблема керамиста-исполнителя.

Несмотря на высокую стоимость майолики, находятся не только желающие оформить в этой технике полностью ванную комнату, но и покупатели портретов. Их тоже можно выполнить, например, по фотографии, и как живописный портрет повесить в гостиной. Стены декорируют майоликой во многих странах Западной Европы.

Рецептура красок и состав глины постоянно совершенствуются. Мастера стараются не удешевить свои изделия, а сделать их более качественными технологически и приблизить к старинным итальянским образцам.

Если бы существовала реальная возможность совместить эти требования с приемлемым для среднего потребителя уровнем цен, майолика перестала бы быть предметом искусства в интерьере состоятельных ценителей прекрасного.

У себя на родин

maiolika
Керамические технологии существуют давно. А глина такая мелкодисперсная, что изделия могут иметь толщину стенок, сравнимую с яичной скорлупой.

Майолика получила свое имя от названия острова Majolica, через который в Италии ввозились произведения испанско-мавританской керамики. В XV-XVII вв. в мастерских Фаэнцы, Флоренции, Кафаджоло, Сиены, Урбино стали расписывать определенными сюжетами сырую непрозрачную оловянную глазурь.

Некоторые мастера в городах Дерута, Губбио наносили сверху люстр – особый пигмент, который после восстановительного муфельного обжига проявляется на поверхности предмета как металлический или перламутровый блеск. Тона люстра очень живописны – золотые, оливковые, медно-красные, фиолетовые. Такой была майоликовая живопись – портреты, многофигурные композиции на посуде и даже скульптура.

Майолика была популярна и в странах Древнего Востока, и в средневековой Европе. А в России майолику знали с XI века. Ею оформляли наличники окон, порталы, фризы, изразцовые печи в Малом Ярославле и Москве в XVII веке. В XVIII веке изделия с монохромной росписью выпускал завод Гребенщикова, с полихромной – мастерские Гжели.