pdk sreda

Контроль ПДК (предельно допустимой концентрации)загрязняющих веществ

Существует три концепции относительно того, какие именно параметры следует нормировать, контролировать и, исходя из этого, начислять плату. Одна из них возникла не без вашего авторства: – Три концепции. Первая – открытый список веществ, в котором их тысячи. Вторая, наиболее популярная, – ограниченный список, который был реализован в 632-м Постановлении и который сейчас присутствует в минфиновском варианте проекта экологического налога. И третья концепция – которую отстаиваем мы и которая основана на практическом опыте.Наше законодательство порой декларирует вещи, заведомо невыполнимые.

Так, в 106-й статье Водного кодекса говорится: сброс веществ, для которых не установлен ПДК и ПДВ, запрещён (именно в этом идеологическая и экологическая основа концепции открытого списка). Но современная аналитическая техника позволяет идентифицировать тысячи и тысячи веществ. Наращивание вала разработок ПДК – это тупиковый путь. Допустим, мы обнаружили продукт трансформации, который даже никто не производит, он возникает сам собой вследствие химических реакций в сточных водах, причём в различных водах продукты трансформации различны – так что же, мы будем делать на каждый из них ПДК? Специально синтезировать эти вещества, чтобы провести по ним испытания? Разработка одного ПДК стоит 10 тысяч долларов, между прочим. А ещё один мой знакомый химик предложил взимать плату за сброс Н2О: ведь на неё ПДК не установлена.Теперь о концепции ограниченного списка. Допустим, приняли 500 веществ для нормирования и контроля, но завтра появляется 501-е, очень вредное, а послезавтра 502-е. Что будем делать?- А действительно, что делать? – Давайте рассмотрим попросту, на школьном уровне, какие негативные изменения могут вызвать в водном объекте поступающие в него сбросы. Засоление, повышение минерализации, эвтрофирование, снижение прозрачности, и, наконец, токсическое воздействие. Всё, ничего иного не происходит. Соответственно, и контролировать надо те параметры ПДК , которые отвечают за это. Мутность – по этому показателю проблем контроля нет, а проблемы нормирования решаемы.

Эвтрофирование – достаточно проконтролировать азот и фосфор, и не надо никаких нитратов аммония, которых в воде не существует. Общая минерализация измеряется через электропроводность (вместо многочисленных анализов на магний, калий, натрий и т.д.). Что ещё нужно измерять и нормировать в  ПДК? Конечно, комплексные кислородные показатели – биохимическое (БПК) и химическое (ХПК) потребление кислорода; именно этими показателями пользуется весь мир. Конечно, нефтепродукты, из-за их способности создавать плёнку на поверхности воды. Итак, остаётся токсичность.Именно применительно к ней, к токсичности, и создано большинство ПДК отдельных веществ, которые могут оказать вредное воздействие на человека или на гидробионтов. Но, используя экосистемный подход, мы можем, образно выражаясь, не собирать косвенные доказательства вины, накапливая тьму тьмущую исследований, а схватить за руку, поймать с поличным. Как? При помощи теста на токсичность, то есть биотестирования на ПДК. Если биота погибает, сбросы токсичны, вот по этому факту и надо взимать плату.Разумеется, надо определить, откуда эта токсичность. Но это уже вопрос производственного экологического контроля. Пусть предприятие устанавливает, какой процесс, какое вещество делает сбросы токсичными.

Пусть устраняет эту причину. Я вообще считаю, что производственный контроль – самый важный из всех видов контроля, только он может вовремя отследить негативные процессы, только он поможет справиться с ними. Несколько лет назад мы подготовили рамочный документ для ПДК <Производственный экологический контроль> – он не прошёл в Министерстве. Сейчас, в связи с выходом нового Закона <Об охране окружающей среды>, готовим в инициативном порядке новый вариант такого документа. Но нас, практиков, которые бегают по заводам, очень мало слушают. А ведь ясно, что система нормирования качества окружающей среды и нормирования воздействия на неё должна быть максимально проста и максимально приближена к жизни. Необходимо отказаться от эфемерных <городов Солнца> типа ПДВВ и руководствоваться следующими приоритетами:- принцип <загрязнитель платит>;- наличие системы нормативов;- ограниченное количество параметров для включения в экономический механизм;- система контроля по комплексным показателям, и прежде всего биотестирование. – А кто будет осуществлять контроль при помощи биотестирования ПДК?

Дело-то новое.-На сегодняшний день аккредитованы на эту деятельность около 100 лабораторий, но это направление, перспективность которого неопровержимо доказана, не может развиваться до тех пор, пока данный параметр не будет включён в экономический механизм природопользования. – Какими словами вы могли бы охарактеризовать – не скажу <будущую>, скажу <желаемую> – систему нормирования  ПДК и соответственно контроля и платности природопользования?- Справедливость, ясность, гибкость. Именно эти принципы мы стремились заложить в проект <Положения о нормировании качества вод>, который был нами подготовлен в инициативном порядке. Какова будет его судьба? Этого я пока не знаю.

Беседовала Ольга Шевелёва.