Ребенок и собака 2

Пsobaka i rebenokРОДОЛЖЕНИЕ РАЗГОВОРА.В ЧАЛО РАЗГОВОРА ЧТО ЗНАЧИТ  СОБАКА ДЛЯ ДЕТЕЙ

Также следует сказать о таком следствии совместного проживания ребенка с собакой, как «развитие навыков невербального общения» – применительно к нашей теме это означает, например, что ребенок улавливает, «чего хочет собачка», не получая от нее словесно выраженной просьбы (естественно). Но для того, чтобы это понять, нужно внимательно смотреть на поведение и мимику четвероногого друга, сравнивать их в разные периоды времени и в разных ситуациях, напрягать зрительную память и воображение, использовать логику для обработки информации. Причем, начав этот процесс применительно

 

к одному обьекту (собаке) ребенок использует его и для получения информации обо всем окружающем мире – как сказала дочка одной нашей читательнице, «мама, не пытайся скрыть, что у тебя болит голова – я же это вижу и слышу».

 

В свою очередь, отвечая животному на его невысказанные просьбы и пожелания, дети учатся активно пользоваться богатым набором интонаций, жестов и выражений лица, и не уподобляются �­ллочке-людоедке, имевшей в своем распоряжении несколько стандартных фраз, произносимых двумя-тремя способами.  Так что дети, растущие вместе с домашним животным, приобретают способность тоньше  чувствовать окружающих и разнообразней реагировать на них.

 

Момент, о котором всегда говорят сторонники совместного проживания детей и животных – развитие чувства ответственности и сострадания в детях. Вот цитата из письма Марии Кузовлевой, матери 9-летнего Жени и хозяйки полуторагодовалой Трейси (бернского зенненхунда):

 

«когда Трейси болела отитом, он сам (Женя) закладывал входную и балконную двери тряпочками и пледами, чтобы девочке, не дай бог, не надуло в ушко больное». Как говориться, ни прибавить, ни убавить…

 

Понятие долга перед окружающими прекрасно иллюстрируется необходимостью выгуливать собаку, и, как показывают многие письма, дети обычно привыкают относиться к этому подобающим образом – не как к подвигу, и не как к обременительной обязанности, а с чувством спокойной уверенности в том, что это просто должно быть сделано.

 

Хотя, когда ребенок подрастает настолько, что эта часть ухода за собакой перекладывается на него, иногда возникают проблемы – как со стороны подростка, которому прибавилось забот, так и со стороны собаки, которая может вдруг обнаружить, что «и этот теперь командовать будет». Здесь от родителей требуется очень внимательное отслеживание ситуации и при необходимости – своевременное принятие мер.

 

Маленькие дети обычно в восторге от выгуливания собаки – и как «помощи маме», и просто для себя – они  гордятся своими «подопечными», однако, так как по закону (и здравому смыслу), дети моложе 14 не должны выгуливать животных без присмотра, родители обязаны обеспечить реальный контроль над ситуацией.

 

Вот как забавно описывает подобную сцену Валерий, на тот момент  – владелец ризеншнауцера:

 

«Щеки надуют, и вышагивают с поводком в руке «вот смотрите, какой я и какая моя собака».  Но с маленькими собаками – гордости меньше, а больших более трех шагов провести не удается.  Шаг первый – собака шагает больше, шаг 2- тянет  сильно, шаг 3  – рыскает, не удержишь! А как охота. �� опыт уже печальный есть – падали, не удерживались, и за кошками гонялись на пузе метров 5,  и обвязывали поводками –  так что ребенок был как мумий! Что я придумал – на карабин, вместе со свои поводком, пристегивал петлю – есть такие поводки, практически одна большая петля под руку – для догообразных,  От это картинка!!! – малек идет и ведет, сзади папан старается не светится своим поводком, и кажется, что 5-летняя кроха ведет ризенуху. С нее ростом!»

 

Согласитесь, что сама необходимость совместных действий, помощи друг другу, на фоне детского восторга – неоценимый дар…

 

Многократно растиражированная сентенция – насчет воспитания животными ответственности в детях – обрастает живой плотью конкретных жизненных ситуаций в конкретных человеческих семьях.

 

Вот что пишет Елена Васильева (детям 16 и 14, дома – два вест-хайленд-вайт терьера – 4 года и 1 год,  8-месячный скотч-терьер, черепахи – сухопутная и красноушка, и аквариум с рыбками):

 

«…наши дети, выросшие в “зоопарках” – они другие. Они более нормальные человечки, если так можно сказать. Я сразу вижу, у кого из пришедших к нам ребят есть дома живность. Когда эти дядьки, выше меня на 2 головы, брякаются в прихожей на коленки и радостно подставляют свои  почти усатые физиономии под три языка, пытаются обнять всю троицу за раз, каждую погладить отдельно. Басят – “тетя Лена, я еще Гизму не погладил”, – я понимаю, что вот за них можно быть спокойной. У них в душе все как надо. Они умеют любить и принимать любовь, сострадать и общаться. Мой старший “дядька” –  спец по закладыванию в пасть таблеток, и этим занимается только он. Он же успокаивает при любых лечебных процедурах….. Я спокойно могу оставить собак на детей. Более того, они сами ответственность за собак чувствуют. Старший не поехал в гости, остался с беременной собакой, сказав, что не может ее оставить одну, мало ли что.»

 

Кстати, готовность заботиться и оберегать друг друга у детей и животных очень часто взаимная. Снова слово Марии Кузовлевой:

 

«� ебенок, укладываясь спать, сказал: “Мама, не вставайте рано завтра, вам надо поспать, я сам выйду утром с Трейси”. С тех пор, каждые субботу и вокресенье Женька сам, один, выгуливает нашу девочку. В лес, конечно, через дорогу мы их не отпускаем, но вокруг дома они вышагивают, а иногда и бегают вполне радостно. Правда, по свидетельству очевидцев, не Женя Трейси выгуливает, а наоборот, но я думаю, в этом нет ничего страшного. Собака-то пастушья, вот она его и пасет))»

 

А вот цитата из письма Ольги Сороколет (в доме – ребенок, сенбернар, бернец, перс, британка, карликовый кролик и черепашка):

 

«На прогулке собаки обязательно бегают рядом с велосипедом нашего ребенка, охраняют, так сказать. Единственное, от чего я не могу их отучить – это когда к ребенку подходит пьяный – они готовы разорвать того человека. Причем если этот пьяный идет мимо – все нормально, но стоит ему только подойти к нам (знаете, как это бывает: надо обязательно прикопаться к ребенку или ко мне и т.д.) – все!!! Хватаем собак за ошейники…. Как ко всему этому зоопарку относится наш ребенок: первое, что он делает, когда просыпается – бежит кормить черепашку и кроля, затем достает кошачий корм, ну а уж потом доходит черед и до собак. Живя с животными, как мне кажется, ребенок научился быть ответственным, понимает, что есть кто-то, кто слабее его и что о нем надо заботиться.»

Продолжение следует