Радиоактивному грузу в Калининграде – не место

radioaktivnosty

Чиновники всегда готовы нарушать закон, если это им выгодно.

Но это им не всегда удается. Особенно когда в дело вмешивается Социально-экологический союз…

Все началось в декабре 1993 года, когда в Калининградском порту впервые появился корабль с радиоактивным грузом на борту. Корабль назывался “Александр Мусоргский” и вез он гексафторид урана. У природоохранных структур информации о заходе судна не было, не было и необходимых приборов, чтобы проконтролировать ситуацию. К тому же для того, чтобы принимать корабли, везущие радиоактивные грузы, согласно закону, нужна лицензия, которой у порта тоже нет.

До июля 1996 года опасные корабли заходили в порт 7 раз. И об этом почти никто не знал. Говорят, что в одном из них перевозился плутоний, но об этом стало известно уже потом.

В июле 1996 года, во время празднования 300-летия российского флота, у порта встало на рейд судно “Амбер – 2”, на борту корабля, направлявшегося в Сан-Франциско, находилось 19 контейнеров с гексафторидом урана. (Это соединение в газообразном состоянии используется для получения ядерного топлива.)

Но все оказалось не так-то просто. О корабле сразу же стало известно калининградским соэсовцам: организации “Экозащита” и Антиядерной кампании СоЭС. Они сообщили всю имеющуюся у них информацию Пресс-службе СоЭС. Совместные действия обеспечили успех акции. По городу были расклеены листовки. Были подняты на ноги все возможные инстанции, средства массовой информации. На администрацию города и природоохранные структуры обрушился шквал факсов с протестами от различных общественных организаций, в том числе отделений СоЭС. Жители города тоже не остались равнодушными: городским чиновникам не удалось провести спокойно ту злополучную неделю, так как телефоны на их столах не умолкали ни на минуту. Несколько сотен жителей звонили, протестовали и спрашивали разъяснений.

Выяснилось, что в Калининграде корабль планировалось загрузить еще какими-то контейнерами. О их содержимом узнать не удалось. В местном комитете по охране природы нам был дан неконкретный ответ: да, будут загружать, “контейнерами… с чем-то”.

Но на этот раз, благодаря общественному протесту, радиоактивный корабль, простояв на рейде больше недели, в порт так и не зашел.

И это “что-то” на корабль так и не попало.

Более того, на днях следствие, организованное балтийской морской прокуратурой, признало действия властей порта по приему подобных кораблей незаконными. Теперь транзит урана через Калининград станет невозможным. Если конечно порт не получит соответствующую лицензию. Но пока руководство порта не спешит ее оформлять…

В. Колесникова