После встречи в Рио по охране окружающей среды.

okruzhajushhaja sreda

ДОРОГА ИЗ РИО

Основные цели всемирной встречи на высшем уровне были изложены в Повестке дня на XXI век, то есть в плане действий, содержащем 40 глав и направленном на достижение устойчивого развития. Этот поворотный документ, подписанный всеми лидерами, собравшимися в Рио-де-Жанейро, подтверждает, что “природоохранная политика, преимущественно направленная на сохранение и защиту ресурсов без учета гарантии обеспечения средствами существования тех, кто зависит от данных ресурсов, вряд ли может быть успешной” [8].
Цели, включенные в Повестку дня на XXI век, предусматривают целый ряд мер: от защиты заболоченных земель и пустынь до снижения уровня загрязнения воздуха и воды, совершенствование использования источников энергии и использование новых сельскохозяйственных технологий, более эффективную утилизацию токсических химических веществ и радиоактивных отходов, а также борьбу против болезней и голода. Охватывая самый широкий диапазон природозащитных и социальных задач, Повестка дня на XXI век отражает весь спектр проблем, с которыми сталкивается человечество. Однако крайняя амбициозность этих целей привела к снижению ее эффективности, так как превышала ограниченные возможности правительств и международных агентств [8].
Одним из самых важных объединений, возникших в рамках данной всемирной встречи, стала Комиссия Объединенных Наций по устойчивому развитию, созданная для того, чтобы контролировать выполнение положений Повестки дня на XXI век на национальном уровне и проводить высококачественную координацию действий между различными программами ООН по защите окружающей среды и развитию. Во время ежегодных встреч, проводимых в Нью-Йорке на уровне министров, Комиссия по устойчивому развитию концентрировала свое внимание на самых различных природоохранных задачах: от защиты гор и пастбищ до постепенного отказа от использования бензина, а также развития системы стандартов при проведении природоохранных мероприятий. Комиссия превратилась в полезный форум по обмену мнениями и выдвинула ряд многообещающих инициатив, включая регулярные межправительственные встречи, для консолидации усилий по защите мирового лесного хозяйства. Комиссия постоянно сталкивается с нехваткой сил и средств в своем бюджете. В результате единственное, что она может – это склонять другие програм-мы ООН и агентства к тому, чтобы они серьезнее относились к принятию своих решений [51, 52].
В соответствии с Повесткой дня на XXI век, каждое национальное правительство должно выработать стратегию устойчивого национального развития. К 1996 году в 117 странах были созданы национальные комиссии по выработке данной стратегии, многие из которых объединили представителей промышленности, неправительственных организаций и официальных правительственных органов. К сожалению, большинство подготовленных ими отчетов представляют собой пространные, риторические и превозносящие свои заслуги документы, которые только описывают уже существующие природоохранные программы и не предусматривают никаких усилий для их соответствующей переориентации. Слишком многие из этих стратегий относятся к проблеме защиты окружающей среды как к неким вопросам, которые больше касаются экологических министерств, а не входят составным элементом в практическую деятельность каждого предприятия мировой экономики [52, 108].
Тем не менее, в течение пяти лет, прошедших после проведения Всемирной встречи на высшем уровне, международное сообщество приступило к выработке концепции устойчивого развития и к практическому использованию этой идеи в переориентации существующих агентств и программ. Правительства также утвердили целый ряд специальных соглашений, включая директивы по безопасности в области биотехнологии и соглашение о предотвращении чрезмерного вылавливания рыбы в морях за пределами национальных прибрежных зон. Кроме того, была обсуждена и подписана новая Конвенция по борьбе с опустыниванием. Базельская конвенция была усилена запретом экспорта многих опасных отходов в развивающиеся страны, а также принятием программы действий по защите морской среды со стороны береговых источников загрязнения. Между тем, в настоящее время проходят переговоры в рамках подготовки договора о постоянном контроле за загрязнением органическими веществами [16, 18, 37, 80, 100, 114].
В выступлениях более чем 100 мировых лидеров на всемирной встрече на высшем уровне однозначно отмечалась необходимость выделения миллиардов долларов для того, чтобы удовлетворить новые требования в рамках выполнения программы по надежной защите окружающей среды. Секретариат Конференции, возглавляемый канадским промышленником Морисом Стронгом, подготовил отчет, в котором делается вывод о том, что только развивающиеся страны должны будут инвестировать дополнительно 600 миллиардов долларов США в год в течение девяностых годов для выполнения задач Повестки дня на XXI век. При этом 125 миллиардов из них должны иметь форму помощи со стороны промышленно развитых стран, то есть сумму, которая более чем в два раза превышает всю зарубежную помощь, полученную развивающимися странами в начале девяностых годов [56].