ВОЛГА – НАША ЖИЗНЬ

reka volgaСегодня, несмотря на некоторые успехи, экологическая обстановка в Волгоградской области остаётся напряжённой: не уменьшается сброс загрязняющих веществ в водоёмы; не улучшается качество воды в реках Волжского и Донского бассейнов, в связи с чем снижаются рыбные запасы; медленно решаются вопросы переработки и утилизации накопленных отходов производства и потребления; не остановлена деградация почв; в связи с отсутствием нормативных правовых актов, регламентирующих порядок транспортировки, хранения и применения пестицидов, на территории области не обеспечиваются требования экологической безопасности в сфере обращения с пестицидами и агрохимикатами.Качество природной (поверхностной) воды водных объектов, поступающей с территории сопредельных областей (Саратовской, Воронежской, Ростовской), не соответствует требованиям правил охраны поверхностных вод для воды водных объектов, имеющих рыбохозяйственное значение, по 3-6 ингредиентам. Основными загрязнителями воды водных объектов области, как и в предыдущие годы, являются: нефтепродукты, ионы меди, фенол, фосфаты.Донные отложения контролируемых водных объектов загрязнены выше ПДК и допустимого уровня загрязняющих веществ в почве фенолами и фосфором.В рыбе, отловленной в реке Волге, обнаружены превышения допустимых уровней токсичных веществ в печени стерляди и леща (по меди), а также в мышцах леща (по ДДТ).Проблемные задачи, стоящие перед службой государственного контроля в области природопользования и экологической безопасности, идентичны и для других регионов Российской Федерации. Их можно разделить на две группы.

Первая группа задач связана с несовершенством, а порой и отсутствием по отдельным вопросам законодательной и нормативно правовой базы. Часть законодательных актов устарела, а нормативные документы, определяющие деятельность органов госконтроля, не успевают за реструктурированием федеральных органов. Выпуск многих нормативных документов, согласуемых с другими министерствами и ведомствами, задерживается на межведомственном уровне. В качестве примеров можно привести проблему реализации Постановления Правительства РФ N 83 от 06.02.02 г. “О проведении регулярных проверок транспортных и иных передвижных средств на соответствие техническим нормативам выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух” и Постановления Правительства РФ N 833 от 19.11.02 г. “О государственном земельном контроле”.Вторая группа задач связана с недостаточностью финансирования и материально-технического обеспечения деятельности органов госконтроля (транспорт, современные средства связи, программное обеспечение), ограниченностью лимита командировочных расходов, слабой социальной защищённостью инспекторского состава.Для дальнейшего совершенствования и обеспечения деятельности службы госконтроля в сфере природопользования и экологической безопасности необходимо:

1. Разработать и утвердить, в установленном порядке, нормативные правовые документы:- пакет документов в развитие Федерального закона “Об охране окружающей среды”;- пакет документов в развитие Кодекса об административных правонарушениях РФ;- методику определения ущерба, наносимого окружающей среде в результате хозяйственной или иной деятельности и другие.

2. Привести в соответствие с действующими законами нормативные и методические документы, регламентирующие деятельность органов госконтроля МПР России.

3. Разработать и ввести в действие единые методические указания по проведению государственного контроля в области природопользования и охраны окружающей среды по всем направлениям контрольной деятельности.

4. Решить вопрос об обеспечении должностных лиц государственной службы контроля в сфере природопользования и экологической безопасности МПР России, являющихся государственными инспекторами, необходимыми техническими средствами (транспортом, оргтехникой, средствами связи), форменным обмундированием.

5. Организовать постоянно действующие курсы повышения квалификации инспекторов по комплексному контролю в области природопользования и охраны окружающей среды, с выдачей соответствующих удостоверений (аттестатов).

6. Организовать разработку единых программных средств и справочно-информационных систем госслужбы контроля в сфере природопользования и экологической безопасности МПР России.

7. Обеспечить страхование жизни и здоровья государственных инспекторов.Государственная служба охраны окружающей среды совместно с другими службами ГУПР МПР России по Волгоградской области осуществляет управление природоохранной деятельностью по реализации государственной политики в области охраны окружающей среды, и в этих целях подготовлен проект концепции государственной экологической политики Волго-градской области на период до 2020 г.

Подготовлен проект Плана действий по охране окружающей среды и обеспечению рационального природопользования в Волгоградской области на 2003-2005 гг., как механизм реализации государственной экологической политики в Волгоградской области.Завершено составление перечня предприятий и организаций, подлежащих государственному федеральному контролю и отчитывающихся по 2-ТП (токсичные отходы), 2-ТП (воздух), 2-ТП (водхоз).Доработан ряд документов нормативной, инструктивно-методической базы в области нормирования, лицензирования, организации и проведения государственной экологической экспертизы и государственного экологического мониторинга на территории Волгоградской области.Создан отдел по связям с общественностью, организована работа телефона “горячей линии” по экологии, осуществляется работа по реализации федеральных и областных целевых программ по решению экологических проблем региона, подписано соглашение о совместных действиях с МНС России по Волгоградской области и с прокуратурой Волгоградской области, территориальным управлением Министерства по антимонопольной политике России по Волгоградской области и Республике Калмыкия, управлением Минюста России по Волгоградской области.

Реализация этих и других мероприятий позволила решить наиболее актуальные проблемы государственного управления охраной окружающей среды и природопользования в Волгоградской области. Вместе с тем природоохранная система в области имеет ряд нерешённых вопросов как правового, финансового, так и организационного характера. Управление природоохранной деятельностью, например, в настоящее время осуществляется органами государственной власти и муниципальными органами по нескоординированной схеме, что приводит к осложнению острейших проблем в области охраны окружающей среды. Наличие нечётких и непоследовательных решений по финансово-экономической ответственности природопользователей за нормативные и (или) сверхнормативные сбросы, выбросы и размещение отходов повлекло снижение возмещения реального вреда, наносимого природной среде.Нуждается в особом внимании состояние экологической экспертизы и, прежде всего, в обеспечении принятия грамотных и своевременных решений при размещении различного рода производств, при изъятии биоресурсов, при обращении с отходами. Нужны, прежде всего, средства на оснащение этого направления и на повышение квалификации специалистов.Значительных усилий требует повышение эффективности работ по организации и функционированию территориальной системы государственного экологического мониторинга, по совершенствованию существующих и расширению сети особо охраняемых природных территорий, сохранению биологического разнообразия, развитие экологического образования и вовлечение неправительственных организаций в решение экологических проблем в Волгоградской области.

Объёмы лабораторных работ по экологическому мониторингу (в том числе за источниками загрязнения окружающей среды), осуществляемых СИАК ФГУ “ВТФГИ”, из года в год снижаются в связи с отсутствием их финансирования из федерального и областного бюджетов, а в этом году СИАК вообще вынесена из штата ФГУ “ВТФГИ”.С целью реализации мер, направленных на оздоровление, улучшение качества окружающей среды и обеспечение экологической безопасности на территории Волгоградской области, определились приоритетные направления работы государственной службы охраны окружающей среды ГУПР по Волгоградской области на 2003 г.:- создание в области единого аналитического центра контроля и мониторинга в сфере природопользования и охраны окружающей среды, финансируемого из федерального и областного бюджетов, объединив аналитические службы МПР России, Росгидромета, Минздрава России, Администрации Волгоградской области и местного самоуправления;- ведение непрерывного образования в целях подготовки и переподготовки специалистов по обращению с опасными отходами;- совершенствование механизма взаимодействия ГУПР по Волгоградской области и общественных объединений, привлечение широких слоёв общественности к ресурсосберегающей и природоохранной деятельности;- внедрение предложений, обосновывающих необходимость оснащения и переоснащения отделов ГУПР по Волгоградской области оргтехникой, методической, учебной литературой, программами и информационным обеспечением;- продолжение и усиление работ по развитию различных форм международного сотрудничества в области природопользования и охраны окружающей среды.

 

В.Ф. ЖЕЛТОБРЮХОВ, Начальник Главного управления природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Волгоградской области