ПУТЕШЕСТВИЕ ПО РЕКЕ ЯУЗЕ

reka jauza
Яуза и высотка на Котельнической набережной

Несмотря на то, что о непрерывном экологическом образовании говорят уже более 20 лет и эта идея поддерживается всеми государственными организациями, проблема школьного экологического образования по-прежнему существует. В предлагаемой читателям статье ведущий научный сотрудник Института глобального климата и экологии Росгидромета и РАН, доктор географических наук, профессор Галина Михайловна ЧЕРНОГАЕВА делится многолетним опытом разработки и реализации школьных образовательных экологических проектов.
Анализ существующих концепций экологического школьного образования показывает необходимость не только создания интегрированных курсов, но и “экологизации” смежных естественных и гуманитарных школьных предметов. В настоящее время экологию в школе преподают в основном биологи, поэтому данный предмет избыточно биологизирован, а образовательные программы и учебно-методические материалы слабо ориентированы на изучение и решение региональных и локальных экологических проблем.Для того чтобы все школьники имели возможность получить экологическое образование и воспитание, можно использовать такую форму организации процесса, как факультативная работа над экологическими проектами с ориентацией на местные экологические проблемы. В качестве примеров можно привести реализацию школьного образовательного экологического проекта “Путешествие по Яузе”, работа по которому велась в УВК N 1800 Сокольнического района Москвы (1997-2000 гг.), и проекта “Наш дом – Ивановское”, работа по которому проводится в общеобразовательной школе N 633 Ивановского района Москвы (2000-2003 гг.).

jauza 19 vek
Яуза в конце 19 века

Каждый проект учитывал не только специфические местные экологические проблемы, но также и специфику и возможности школьного коллектива в целом (учащихся, преподавателей и администрации).В качестве конкретного объекта исследования в первом проекте была выбрана река Яуза (от Стромынки до проспекта Мира), на берегах которой живут учащиеся и преподаватели УВК N 1800. Река с прилегающими урбанизированными и природными территориями является наглядным примером исторического взаимодействия природы и человека на протяжении почти тысячи лет. С Яузой связана история флота России. Именно на этой реке с лета 1686 г. создавалась так называемая Яузская флотилия Петра I.На почти восьмикилометровом участке Яузы путём рекогносцировочных маршрутов была организована экологическая тропа и начались полевые исследования. За два года было проведено десять экспедиций, в каждой из которых принимало участие несколько отрядов учащихся (6-11-е классы) и педагогов с конкретными заданиями. Были проведены обследования состояния русла, берегов, растительности, выпусков сточных вод. Велись гидрометрические наблюдения, отбирались пробы воды. Проведено несколько социологических опросов жителей района по специально разработанным программам. В результате поисков на Новой Земле был найден второй корабль в истории Российского флота, носящий название “Яуза”, – большой морской сухогрузный транспорт ледокольного класса, завязалась переписка школьников с моряками.

Наши исследования показали, что на рассматриваемом участке реки сложилась неблагоприятная экологическая обстановка: русло реки захламлено, образовались отмели, заросшие растительностью, а в отдельных местах – завалы. По берегам реки расположены многочисленные свалки. Там, где имеются токсичные отходы, сохнут деревья даже в непосредственной близости к воде.Многочисленные выпуски промышленных и ливневых вод существенно загрязняют реку. Во время обследований были засняты замазученные участки реки. Содержание нефтепродуктов изменялось от 4,5 ПДК в районе завода “Красный богатырь” до 3,5 ПДК в районе метромоста и Матросского моста в районе Преображенской площади. Зимой на участке реки от очистных сооружений до Краснобогатырского моста ощущался резкий запах сероводорода. Вверх по течению от метромоста русло и берега реки находятся в естественном состоянии, однако, к сожалению, не соответствуют природному комплексу, вписанному в городской архитектурный ансамбль. Если там, где река забрана в каменные берега, можно увидеть красивые фасады домов, то выше метромоста дома отступают и располагаются фасадами к дорогам и автомагистралям.

Проведённые статистические опросы и наблюдения показали, что жителям района нужна река. Даже на грязной и захламленной Яузе можно увидеть горожан, прогуливающих собак, рыбаков, огородников, спортсменов-любителей, а зимой лыжников. Сто процентов опрошенных жителей района не удовлетворены отношением к реке городских властей и руководства тех предприятий, которые сбрасывают сточные воды в реку.Результаты наших исследований регулярно в виде отчётов направлялись в Мосгорприроду, обсуждались на заседаниях школьного научного общества, публиковались в периодической районной и городской печати, 50 школьников стали дипломантами различных городских, всесоюзных и международных экологических фестивалей. При поддержке Мосгорэкофонда и Совета ассоциации “Росэкопресс” был издан сборник очерков “Путешествие по Яузе” (3 тыс. экземпляров). Весь тираж был передан в школы Москвы, Зеленограда и ряд школ Московской области.В настоящее время в школе N 633 заканчивается работа по проекту “Наш дом – Ивановское”. Древнейшая территория Ивановского поселения находилась севернее Большой Владимирской дороги. Местность представляла собой равнину, тянувшуюся на юг и восток. Здесь начиналась Мещёрская низменность. Письменнопоселение упоминалось уже вXVI веке. Местность оставалась сельской до 1960 г. В 1960 г. при строительстве МКАД на месте села Ивановское и его окрестностей был построен новый скромный окраинный район Москвы. Практически вся территория района Ивановское урбанизирована, за исключением небольшой южной части Измайловского парка и Терлецкой рощи. Небольшие постоянные водотоки сохранились только в Терлецкой дубраве и в Измайловском лесопарке. В жилых же кварталах речушки и ручьи исчезли с поверхности во время строительства микрорайона: либо засыпаны, либо взяты в подземные трубы – коллекторы. К водоёмам искусственного происхождения относятся семь прудов. Среди них четыре Терлецких пруда, которые находятся в Терлецкой дубраве.

В воспоминаниях Бахрушина говорится, что эти пруды были выкопаны на ключах после одной из русско-турецких войн. Терлецкая роща с прудами является основным историческим природным памятником района, излюбленным местом отдыха жителей.”Нужно беречь свой район” – так пишут школьники школы N 633 в своих экологических сочинениях. В ходе работы по проекту “Наш дом – Ивановское” ребята собрали данные, которые показывают, какой была природа на территории Ивановского до её преобразования человеком, выявили этапы хозяйственного освоения, которое происходило на протяжении нескольких столетий. С помощью данных опросов, отборов проб снега, проб воды в Терлецких прудах им удалось оценить экологическую обстановку в районе, выяснить, что основным источником загрязнения является автотранспорт.В Терлецкие пруды не сбрасываются сточные воды, но начало Верхнего Терлецкого пруда находится в пятидесяти метрах от шоссе Энтузиастов. Анализ проб воды, отобранных в разных точках пруда на содержание в них взвешенных веществ, нефтепродуктов, хлоридов и бенз(а)пирена, показал, что вода в верхней части пруда, куда попадают талые и ливневые воды с шоссе Энтузиастов, грязнее в среднем в 1,5 раза по сравнению с другими участками.Что же, по мнению ребят, нужно сделать, чтобы улучшить экологическую обстановку и гордиться своим районом? Вот их основные предложения:

  • отрегулировать поток машин, исключить “пробки” на дорогах;
  • посадить побольше зелёных насаждений, устойчивых к загрязнению, но так, чтобы они не затеняли первые этажи в домах;
  • регулярно вывозить мусор;
  • штрафовать водителей, предприятия и конкретных жителей, ухудшающих экологическую обстановку.

Как видим, предложения ребят довольно грамотные.А главное, в целом они согласуются с Программой улучшения экологической обстановки в Москве, реализация которой осуществляется Правительством города и администрацией районов.Почему же результаты работы ещё не везде видны? На этот вопрос ответы школьников были такими:

  • в таком крупном городе, как Москва, вообще очень сложно наладить хорошую экологическую обстановку;
  • жители сами должны беречь свой район: не мусорить, выходить на субботники на уборку и озеленение хотя бы своих дворов;
  • если бы люди не ленились следить за экологической обстановкой, она была бы лучше, а люди могли бы сохранить Землю для последующих поколений.

Результаты работы учащихся из школы N 633 были высоко оценены на V Международном фестивале “Дети и экология: ХХI век”, который проходил в мае 2002 г. в Саранске. Ребята и преподаватели привезли, кроме ярких впечатлений, несколько дипломов. А собранных в ходе реализации проекта “Наш дом – Ивановское” материалов хватило на небольшую книгу, которую мы готовим к изданию. Она могла бы пригодиться всем школьникам Ивановского на уроках экологии, природоведения, биологии, истории, географии и москвоведения. Мы ищем спонсоров. Так как, к сожалению, реализация экологических проектов проводится на скудные школьные и учительские деньги.Необходимо подчеркнуть, что работа над школьными образовательными экологическими проектами невозможна без поддержки и активного участия администрации школ и преподавателей. Хочется выразить огромную благодарность директору УВК N1800 (теперь “Центр образования имени А.С. Пушкина”) Сергею Алексеевичу Иванову, директору школы N 633 Юрию Юрьевичу Терновому и всем преподавателям, которые помогали ребятам работать над проектами