ПРОБЛЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ ГИДРОТЕХНИЧЕСКИХ СООРУЖЕНИЙ

В работе секции приняли участие 106 специалистов из 63 организаций, было заслушано 18 докладов, сообщений и выступлений. Доклады и выступления были посвящены различным аспектам решения проблемы безопасности гидротехнических сооружений: информационным, правовым, методическим, организационным и др.

Проблемы, затронутые в докладах и выступлениях

В настоящее время на территории Российской Федерации эксплуатируется несколько десятков тысяч гидротехнических сооружений различного класса и назначения, значительная часть которых ввиду продолжительности службы, уменьшения капитальных вложений, отсутствия текущего профилактического ремонта, сокращения эксплуатационного персонала находится в неработоспособном, предаварийном и аварийном состоянии. Ситуация усугубляется тем, что существует явная нехватка контрольно-измерительной аппаратуры на сооружениях, а имеющаяся во многих случаях морально и физически устарела. Такое положение значительно затрудняет проведение мониторинга гидротехнических сооружений и прогнозирование их состояния в будущем.

Отмечалось, что, несмотря на принятые в последнее время законодательные и нормативные документы, чётко не определены критерии безопасности ГТС. В этой связи весьма актуально в ряде докладов рассматривались методические принципы определения критериев безопасности, оценки эксплуатационного состояния ГТС, их уровня безопасности.Важную роль для обеспечения единого подхода к оценке эксплуатационного состояния и уровня безопасности отводится инвентаризации и декларированию гидротехнических сооружений. Подчёркивалось, что зачастую гидроузлы и их элементы утратили своё первоначальное назначение и требуется вновь определение их статуса, а также степени ремонта, реконструкции и перепрофилирования сооружений. Многие сооружения не имеют собственника, к которому можно было бы предъявить требования действующих нормативных документов.Так, по Челябинской области к работоспособным сооружениям относится менее 40% от всех обследованных ГТС, при этом в предельном или аварийном состоянии находится порядка 23% и процент аварийных ГТС с каждым годом стремительно возрастает.

Ремонт, реконструкция, перепрофилирование или демонтаж ГТС требует существенных финансовых затрат. Тем не менее сегодняшнее недостаточное финансирование создаст ещё более значительные трудности на этом направлении в ближайшем будущем.Необходимо отметить, что в связи с драматическими событиями последних лет, вызванными усилением террористической деятельности на территории Российской Федерации, особую важность приобрели вопросы охраны гидротехнических сооружений, в первую очередь расположенных в густонаселённых регионах или имеющих специальное назначение, например снабжение населения крупных городов питьевой водой. В сложившейся ситуации требуется незамедлительное оснащение ГТС дополнительными техническими средствами охраны и защиты сооружений, увеличение численности и квалификации охранных служб, формирование новых требований к охране объектов.Отдельный вопрос посвящён перераспределению функций центральной и региональной исполнительной власти при совершенствовании системы обеспечения безопасности ГТС. Предлагается усиление роли местных и исполнительных органов власти, передача им дополнительных правовых и финансовых полномочий для проведения различных мероприятий, направленных на повышение уровня безопасности гидротехнических сооружений.

Предложения в проект решения конгресса

Обеспечение безопасности гидротехнических сооружений является неотъемлемой и одной из наиболее важных составляющих ведения водного хозяйства страны. Необходимо сосредоточить внимание на различных аспектах проблемы обеспечения безопасности гидротехнических сооружений: информационных, правовых, методических, организационных.

По результатам работы секции обозначены и предлагаются к решению следующие основные направления деятельности в этой области:- усовершенствование нормативной и методической базы;

– применение действующих нормативных документов для сооружений 4-го класса, а также для многочисленных сооружений, не подпадающих под классификацию СНиП по классу сооружения;

– восстановление службы эксплуатации сооружений различного назначения, отвечающей современным требованиям, на федеральном, региональном, отраслевом и муниципальном уровне;

– создание в рамках НТС Государственной водной службы подсекции “Безопасность гидротехнических сооружений”;

– завершение инвентаризации и декларирования гидротехнических сооружений;

– проведение комплектации гидротехнических сооружений необходимой контрольно-измерительной аппаратурой, обеспечивающей ведение мониторинга на современном техническом уровне для получения своевременных данных о состоянии сооружений;

– разработка методов прогноза состояния гидротехнических сооружений;

– разработка методов количественной оценки риска возможных аварийных ситуаций на ГТС;

– обеспечение ГТС дополнительными охранными системами и персоналом охранной службы;

– повышение качества и эффективности обучения, повышение квалификации эксплуатационного персонала и инспекторского состава органов государственного надзора;

– усиление ответственности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений.

Резюме

Решение проблемы обеспечения безопасности гидротехнических сооружений возможно только при совместных усилиях специалистов различных ведомств, в первую очередь Министерства природных ресурсов Российской Федерации, водохозяйственных организаций и учёных научно-исследовательских институтов и высшей образовательной школы. Реализация поставленных задач должна проходить на фоне увеличения финансирования отрасли, оптимальном распределении и использовании материальных и финансовых ресурсов.Рекомендовано также обратиться в государственные органы с предложением об учреждении почётного звания “Заслуженный работник водного хозяйства РФ”.