bassein oka

Генеральный план (стратегия) управления водными ресурсами речного бассейна

Генеральный план (стратегия) управления водными ресурсами речного бассейна (далее план управления речного бассейна или ПУРБ) является документом, определяющим долгосрочные цели и ориентиры управления водными ресурсами.

Цели и ориентиры предложены на основании проведённого анализа существующего состояния речного бассейна и обзора влияния антропогенной деятельности на состояние поверхностных и подземных вод, с учётом динамики и направлений социальных и экономических приоритетов развития рассматриваемого региона.
Цель создания ПУРБ – способствовать процессу принятия решения путём доступного представления ответственным лицам (порой не специализирующимся в сфере окружающей среды) реальной ситуации и проблем в бассейне, а также создать адекватные механизмы для решения выявленных проблем (см. схему Генерального плана).

Для придания излагаемой информации ясности и легкости в понимании, в работе МОБВУ и проекта использовались карты, представляющие собой результат обобщения всей собранной в ходе работ над ПУРБ информации.

Генеральный план развития и управления водными ресурсами

Генеральный план развития и управления водными ресурсами (ПУРБ) включает в себя технический и финансовый компоненты и подразделяется на три основные составляющие:

· анализ и оценка существующего состояния бассейна реки (этап 1);
· общая характеристика речного бассейна;
· оценка влияния антропогенных нагрузок на состояние поверхностных и подземных вод;
· определение экологического потенциала рассматриваемой территории;
· определение целей и направлений действий в бассейне (этап 2);
· выработка согласованного подхода и общебассейновых целей;
· разработка стратегий для решения выявленных проблем, определение приоритетов (этап 3);
· определение путей для достижения конкретных целей;
· установление приоритетов и выбор адекватных решений.

Результаты различных этапов планирования согласовываются с участниками водохозяйственного комплекса, представленными в Бассейновом совете реки.

Генеральный план развития и управления водными ресурсами создаётся на срок от 10 до 20 лет и, определяя руководящие принципы, является стратегическим документом, содержащим все этапы планирования. Бассейновое водное управление является организацией, способствующей взаимодействию всех участников водных отношений при разработке ПУРБ и его дальнейшем распространении. Генеральный план направляется на рассмотрение и обсуждение Бассейнового совета. Участники Бассейнового совета располагают цели и стратегии согласно приоритетности, в зависимости от основных проблем в бассейне, что в дальнейшем и определит уровень ожидаемых субсидий. После утверждения ПУРБ курирующими организациями: Министерством природных ресурсов Российской Федерации, Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации, и Министерством финансов Российской Федерации, процесс планирования считается завершённым и можно начинать реализацию ПУРБ в бассейне.

Генеральный план не является новшеством в области управления, а представляет логическое продолжением действовавших ещё с советского периода схем комплексного использования и охраны водных ресурсов. Их методика заключается в том, чтобы предложить конкретные меры по каждому конкретному вопросу, но не способствует проведению взаимосвязанных мероприятий. Она не предлагает меры, с помощью которых сразу можно было бы решить целый ряд проблем, основываясь на общем диагностическом заключении. Кроме того, достичь взаимосвязи между различными мероприятиями тем более трудно, что эта методика не ставит перед собой целью определить задачи, на реализацию которых могли бы быть направлены все предпринимаемые мероприятия.

Предложенная методика переходит от диагностики непосредственно к рекомендациям, не обозначая задачи или стратегию (подзадачи). Если задачи не определены (то есть не выделены приоритетные тематики) и стратегия не разработана (то есть не сформулирован путь к достижению конкретных целей), каким же критерием руководствоваться для того, чтобы определить, что та или иная мера является приоритетной по отношению к другой?
В соответствии со статьёй 76 Водного кодекса РФ схемы комплексного использования и охраны водных ресурсов являются одним из инструментов государственного управления.
Предложенный Генеральный план управления бассейном реки полностью покрывает задачи, стоящие перед СКИОВР, тем самым обеспечивая комплексный подход при решении общебассейновых задач.

Выполненный с учётом современных мировых тенденций в сфере планирования и управления водными ресурсами Генеральный план может быть рекомендован при подготовке <Временных методологических положений о СКИОВР>, которые в настоящий момент разрабатываются в рамках применения Постановления Правительства Российской Федерации
№ 10971.