мщвф м кщыышш

Финансирование водных проблем

Новое мышление: аргументировать расходы для заявки в бюджет

Повышение эффективности управления водными ресурсами в значительной степени обусловлено решением вопросов финансирования водоохранных и водохозяйственных мероприятий. При бассейновом подходе финансовый принцип <вода платит за воду> является основополагающим. То есть все платежи за воду должны идти на целевые нужды и покрывать расходы на восстановление и охрану водных ресурсов.
Предварительный анализ сумм, поступающих за использование и загрязнение водных объектов в бассейне реки Оки, показал, что они с одной стороны не оказывают сёрьёзного влияние на наполнение бюджетов субъектов федерации, а с другой стороны при их консолидации возможно решить значительную часть необходимых природоохранных мероприятий. Интересным решением было бы создание бассейнового фонда, тем более, что некоторые из субъектов РФ, находящиеся в бассейне реки Оки, уже высказывали подобную точку зрения и выражали готовность выделить средства для общих целей.

Еще несколько лет назад разговоры о бюджете бассейна заводить не имело смысла. Все понимали, что он необходим, но у многих не было реальной возможности профинансировать такие нужные для бассейна программы. Но, похоже, ситуация начинает постепенно меняться. Экономика, хоть и медленно, становится на ноги. А значит, появляются средства у тех, кто пользуется водой.
В 2017 году средства от платы за воду увеличились вдвое и поступают в бюджеты субъектов РФ. На федеральном уровне продолжает действовать механизм целевых бюджетных программ. Но и этого пока явно недостаточно для того, чтобы была возможность сформировать полноценный бюджет речного бассейна.

Идёт процесс перехода от финансового управления к бюджетному регулированию. В этой ситуации финансирование бассейновых мероприятий в достаточном объёме возможно при представлении аргументированных согласованных бюджетных заявок, отвечающих стратегии и целям управления бассейна.
Одна из возможных схем финансирования и реализации бассейновой программы мероприятий была разработана экспертами проекта ТАСИС. Назвали ее <Финансовое стимулирование>. Эта схема позволяет легко адаптироваться к изменениям финансовой политики и нормативно-правовой базы водопользования. Еще одно её преимущество состоит в том, что каждый участник водных отношений прямо или косвенно вовлечен в процесс финансирования.

Не последнюю роль в этой схеме играют БВУ. Они координируют составление плана управления речным бассейном.
В начале все участники водных отношений составляют заявки на реализацию того или иного проекта, где указывается, какая часть будет финансироваться за счет федеральных субсидий. Их источником могут быть, например, федеральные программы или кредиты из федерального бюджета. Эти субсидии и выступают основным финансовым стимулом.
Затем определятся, сколько средств смогут выделить субъекты федераций, а что согласны взять на себя водопользователи.
Заручившись финансовой поддержкой, водопользователи подают заявки в БВУ на основании ПУРБа. После этого БВУ анализирует и обобщает все заявки и сводит их в единую пятилетнюю программу мероприятий. При этом БВУ может выступать в роли разработчика обоснования для представления заявки в федеральный бюджет и инициатора поиска дополнительных источников финансирования.
Окончательно все согласовывается на Бассейновом совете, где и подписывается затем бассейновое соглашение, которое реализуется за счет заключения индивидуальных контрактов по каждому мероприятию.

На основании принятой пятилетней программы мероприятий разрабатываются годовые планы действий который направляются Правительству РФ в виде заявки на федеральное бюджетное финансирование.
При реализации этой схемы финансирования водных проблем достигается мультиплицированный эффект от экономии средств в рамках единого речного бассейна за счёт сокращения количества проводимых мероприятий, определения их приоритетности и её открытости для всех участников водных отношений.