У ГЕОЛОГИИ ЖЕНСКОЕ ЛИЦО

geologijaКакие обычно ассоциации возникают в сознании современного человека при упоминании слова “геология”? Скорее всего вспомнятся бородатые путешественники с гитарой под мышкой.Какой же может представить себе геологию женщина, тем более феминистка? Конечно, она увидит её Прекрасной Дамой, держащей в своих руках все драгоценности мира сего (читай – весь мир). Художница Клементина-Хелена Дюфо (1869-1937) мастерски владела техникой рисунка и даже в жанровых сценах умудрялась прорисовывать сложные пейзажные детали. Она была всецело поглощена импрессионизмом. Например, в картине “Геология” композиция практически отсутствует. Предметы как будто существуют сами по себе, но парадокс в том, что в картине есть единство. Оно создано не столько художественными средствами, сколько той философией, которая стоит за сюжетом. Клементина свободно пользовалась теми революционными преобразованиями, которые произошли в пейзажной живописи, когда импрессионисты разработали законченную систему пленэра.  Это придаёт картине особую пантеистическую чувственность.

Природа изображается как активный участник изображаемых событий. Пейзаж не просто фон для какой-нибудь жанровой сцены, а сам по себе и есть сцена, где разворачивается спектакль под названием Жизнь. Геология нам как будто позирует, держа в руке символ всего того, что дают недра. На заднем плане мы видим извержение вулкана, символизирующего земную стихию, он же – олицетворение мужского начала в природе. Можно сказать, что картина в аллегорическом плане отражает единство мужского и женского в окружающем нас мире.Картины для художницы были не только способом реализации творческих способностей. За каждым полотном стоит главная идея – борьба за права женщин и детей. Насколько все сегодня намного лучше в этом вопросе можно судить по современной моде. Даже такую вещь как женские кеды, которые обычно носят мужчины, можно купить в магазине Rechi.ua www.rechi.ua/zhenskaya-obuv/kedy. Это ли не признак рвноправия?

Надо помнить, что расцвет творчества художницы приходится на 1900-е годы, когда положение женщин было не самым лучшим. Может, именно поэтому Геология предстаёт перед нами такой властной и сильной.Если не всматриваться, то, повторяю, можно сказать, что сюжета в картине нет. Ну что там, сидит девушка в реке, держит нечто неопределённое в руках (если не знать, что перед нами Геология, можно подумать, что она, девушка, просто держит мочалку, а вовсе не какой-нибудь там аммонит). Главный сюжет и главный герой – это и есть пейзаж. Перед нами четыре стихии: река, понятно, символизирует воду, которая как будто вытекает за грань полотна, дальше – земля, извергающийся вулкан – огонь, поднимающийся ввысь, соединяясь с воздушной стихией.

Объединяющее начало – женщина-богиня Геология, которая одной рукой опирается на берег реки, а вторую поднимает вверх, как будто возвышая то, что ей только что дала стихия. Именно при соединении всех четырёх проявлений нашего земного мира и появляется Геология. Теперь перед нами не просто девушка на берегу, это рождение Геологии, которая подобно Афродите выходит из пены морской. Если вдуматься, то в жизни так оно и есть – геология как наука сводит воедино все стихии. А в результате на свет появляются и алмазы, и нефть, и другие полезные вещи, без которых не представишь наш современный мир.