Реализация федеральной целевой программы Обеспечение населения России питьевой водой

ПОСТАНОВЛЕНИЕ КОЛЛЕГИИ
МИНИСТЕРСТВА ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
¦ 12-1 от 9 августа 2000 г.
Рассмотрение хода реализации федеральной целевой программы LОбеспечение населения России питьевой водой¦
Обеспечение населения России питьевой водой является одной из приоритетных проблем, решение которой необходимо для сохранения здоровья, улучшение условий деятельности и повышения уровня жизни населения.
Загрязнение водных объектов-источников питьевого водоснабжения при недостаточной эффективности работы водоочистных сооружений влечет за собой ухудшение подаваемой потребителям питьевой воды и создает серьёзную опасность для здоровья населения во многих регионах России. По данным Минздрава России каждый второй житель страны вынужден использовать для питьевых целей воду, не соответствующую по ряду показателей гигиеническим требованиям.
Неблагоприятное положение с водообеспечением населения России создает угрозу национальной безопасности страны в области охраны здоровья.
Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 6 марта 1998 г. ¦ 292 LО Концепции федеральной целевой программы LОбеспечение населения России питьевой водой¦ и осуществлении первоочередных мероприятий по улучшению водоснабжения населения¦ начато финансирование первоочередных мероприятий по улучшению водоснабжения населения, разрабатываются региональные программы водообеспечения и доработан проект федеральной целевой программы LОбеспечение населения России питьевой водой¦.
В 1999-2000 гг. на реализацию первоочередных программных мероприятий выделено из федерального бюджета 741 млн. рублей, что составляет 2,6% от средств, предусмотренных утверждённой Концепцией.
В 2000 г. в рамках реализации первоочередных мероприятий Программы за счёт средств федерального бюджета продолжается строительство пускового комплекса Курского водохранилища на р. Тускарь в Курской области, пускового комплекса регулирующего гидроузла на р. Пахре в Московской области; предусмотрено финансирование строительства станции водоочистки и озонирования г. Азнакаево и объектов водоснабжения г. Нижнекамска Республики Татарстан; Чиколинского группового водопровода Республики Северная Осетия v Алания и выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.
Средства ФЭФ РФ в 2000 году предполагается направить на разработку проекта по созданию системы раннего обнаружения и предотвращения загрязнения нефтепродуктами рек Терек, Ямансу, Аксай и Ярыксу на территории Чеченской Республики и Республики Дагестан; обустройство зоны санитарной охраны водозаборного узла действующего Пресновского группового водопровода Курганской области; завершение строительства канализационной насосной станции ¦ 2 в г. Дзержинске Нижегородской области и другие мероприятия,
В рамках реализации региональных программ водообеспечения в ряде субъектов Российской Федерации начата работа по совершенствованию систем водоснабжения городов и сельских населенных пунктов; охране и восстановлению водных объектов-источников питьевого водоснабжения.
На средства субъектов Российской Федерации в 1999 г. выполнено работ на сумму 299.85 млн. рублей, внебюджетных источников v на 27,89 млн. рублей. За счёт этих средств, в том числе, осуществлялась расчистка русел рек (Республика Марий-Эл, Саратовская область), совершенствование постов наблюдений и материальной базы мониторинга водных объектов v источников питьевого водоснабжения (Республика Марий Эл, Чувашская Республика, Мурманская, Омская, Саратовская и др. области), реконструкция существующего водозабора на р. Шкотовка и реконструкция Раковского водохранилища в Приморском крае, строительство Сорочинского водохранилища в Оренбургской области, другие водохозяйственные и водоохранные мероприятия.
Неудовлетворительное состояние водоисточников, особенно поверхностных, создаёт большие трудности для эффективного решения проблемы питьевого водоснабжения населения страны. Улучшение восстановления качества поверхностных, а в некоторых регионах страны и подземных вод, должно стать приоритетным при реализации первоочередных программных мероприятий.
В 2001 г. необходимо продолжить осуществление водоохранных мер и мероприятий, направленных на восстановление и охрану водных объектов-источников питьевого водоснабжения. Намечается осуществить работы по улучшению зон санитарной охраны на водозаборах подземных вод в районах с напряженной экологической обстановкой в республиках Башкортостан и Татарстан, в Краснодарском, Ставропольском, Хабаровском краях, в Воронежской, Липецкой, Московской, Ростовской, Челябинской областях. Практически повсеместно необходимо продолжить работы по установлению и обустройству водоохранных зон и прибрежных защитных полос поверхностных водных объектов, расчистке русел рек и водохранилищ v источников питьевого водоснабжения.
В числе первоочередных программных мероприятий предусматривается обеспечить развитие системы мониторинга водных объектов, оснащение наблюдательной сети станций, постов и гидрохимических лабораторий, что позволит осуществить своевременное выявление и прогнозирование развития негативных процессов, влияющих на качество вод и состояние источников питьевого водоснабжения, разработке и реализации мер по предотвращению и устранению вредных последствий этих процессов.
Коллегия ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Принять к сведению информацию о проводимой работе по организации выполнения федеральной целевой программы LОбеспечение населения России питьевой водой¦.
2. Департаменту использования и восстановления водного фонда (Беднарук), Департаменту геологии и использования недр (Морозов) с участием соответствующих подразделений Минсельхоза России и Госстроя России продолжить работу с Минэкономразвития России по утверждению ФЦП LОбеспечение населения России питьевой водой¦ как программы, реализация которой позволит решить основные социальные вопросы, связанные с улучшением качества питьевой воды и состояния здоровья населения, обеспечением надлежащих социально-бытовых условий населения, оздоровлением социальной и экологической обстановки в Российской Федерации, и включению ее в качестве самостоятельной программы в формируемый перечень федеральных целевых программ, предлагаемых к финансированию из федерального бюджета в 2001 г. и последующие годы.
3. Территориальным органам МПР России принять меры по завершению разработки и утверждению региональных программ водообеспечения; осуществлению в полном объеме первоочередных программных мероприятий, направленных на охрану и восстановление водных объектов-источников питьевого водоснабжения, расширение использования подземных вод для хозяйственно-питьевого водоснабжения.
За Председателя коллегии
Первый заместитель
Министра природных ресурсов Российской Федерации
Н.Н. Михеев.
Краткая характеристика
и меры по улучшению питьевого водоснабжения населения России
Обеспечение населения России питьевой водой является одной из приоритетных проблем, решение которой необходимо для сохранения здоровья, улучшения условий деятельности и повышения уровня жизни населения.
Современная водохозяйственная обстановка многих регионов страны свидетельствует о неблагоприятном состоянии природных водных объектов, и в первую очередь поверхностных, являющихся сегодня основными источниками водообеспечения населения питьевой водой. Одной из главных причин загрязнения водных объектов является ежегодное поступление в них около 60 куб. км сточных вод, из которых более 23 куб. км являются загрязненными.
Действующая в стране система водоснабжения населения находится в чрезвычайно плохом состоянии. Более 40% водопроводов в городах и поселках городского типа и около 10% в сельской местности не имеют необходимого комплекса очистных сооружений для обеззараживания и очистки воды. В неудовлетворительном состоянии находятся водоразводящие сети, износ которых доходит до 50% и непрерывно возрастает, что обусловливает частые аварии и, как следствие, загрязнение водопроводной воды. Потери воды в водопроводах составляют ежесуточно около
5 млн. куб. метров, более 20% воды теряется из-за утечек в водопроводных сетях жилищного фонда.
Загрязнение водных объектов-источников питьевого водоснабжения при недостаточной эффективности работы водоочистных сооружений влечет за собой ухудшение подаваемой потребителям питьевой воды и создает серьезную опасность для здоровья населения во многих регионах России. По данным Минздрава России каждый второй житель страны вынужден использовать для питьевых целей воду, не соответствующую по ряду показателей гигиеническим требованиям; почти треть населения пользуется децентрализованными источниками водоснабжения без соответствующей водоподготовки; население ряда регионов страдает от недостатка питьевой воды и отсутствия связанных с этим надлежащих санитарно-бытовых условий.
Неблагоприятное положение с водообеспечением населения России создает угрозу национальной безопасности страны в области охраны здоровья и уже проявилось во многих регионах в качестве негативного фактора, определяющего тенденцию торможения проводимых экономических реформ и препятствующего усилению их социальной направленности.
Проблемы улучшения водоснабжения населения и качества питьевой воды имеют общегосударственное значение и требуют комплексного решения.
Правительство Российской Федерации приняло постановление от 6 марта 1998 г. ¦292 LО Концепции федеральной целевой программы LОбеспечение населения России питьевой водой¦ и осуществлении первоочередных мероприятий по улучшению водоснабжения населения¦, которым:
• утверждена Концепция федеральной целевой программы LОбеспечение населения России питьевой водой¦, предусматривающая поэтапное комплексное решение проблемы питьевого водоснабжения;
• принято решение об осуществлении в 1999-2000 гг. первоочередных мероприятий по обеспечению населения России питьевой водой;
• рекомендовано органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации разработать в 1998 г. региональные программы водообеспечения населения;
• поручено МПР России, Госстрою России, Минсельхозу России совместно с заинтересованными ведомствами доработать проект Программы и представить его в Правительство Российской Федерации в IV квартале 1999 г.
Концепция федеральной целевой программы LОбеспечение населения России питьевой водой¦
В Концепции федеральной целевой программы LОбеспечение населения России питьевой водой¦ определены основные направления программных мероприятий и механизмы их реализации, необходимые для эффективного решения проблемы обеспечения населения Российской Федерации питьевой водой.
Общие прогнозные затраты на достижение программных целей, предусмотренные Концепцией федеральной целевой программы LОбеспечение населения России питьевой водой¦, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 6 марта 1998 г. ¦92 составят в 1999-2010 гг. свыше 300 млрд. рублей из всех источников финансирования, в том числе на реализацию первоочередных мероприятий v 19,4 млрд. рублей (в ценах 1998 г.).
Выполнение первоочередных программных мероприятий
Во исполнение указанного постановления Правительства Российской Федерации начато финансирование первоочередных мероприятий по улучшению водоснабжения населения, разрабатываются региональные программы водообеспечения и доработан проект федеральной целевой программы LОбеспечение населения России питьевой водой¦. LКонцепцией федеральной целевой программы LОбеспечение населения России питьевой водой¦ общий объём финансирования программных мероприятий в 1999 г. намечался в размере 9655,12 млн. рублей, в том числе: федеральный бюджет v 868,9 млн. рублей; бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты v 6082,72 млн. рублей; внебюджетные источники v 2703,44 млн. рублей. На капитальные вложения предполагалось затратить 9013,35 млн. рублей; на НИОКР v 66,67 млн. рублей и прочие текущие затраты v 575,1 млн. рублей из всех источников финансирования.
Финансирование первоочередных мероприятий Программы в 1999 г. осуществлялось из федерального бюджета, Федерального экологического фонда Российской Федерации (далее ФЭФ РФ) бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников.
Федеральным законом LО федеральном бюджете на 1999 г.¦ на реализацию программных мероприятий в рамках федеральной целевой программы LОбеспечение населения России питьевой водой¦ было предусмотрено выделить из федерального бюджета 16,08 млн. рублей (Статья 133, пункт 5.18 приложения 3), в том числе государственных инвестиций на сумму 7,7 млн. рублей и НИОКР на сумму 8,38 млн. рублей, а также из средств ФЭФ РФ 1 млн. рублей (Статья 133, приложение 15).
Государственными заказчиками реализации первоочередных программных мероприятий определены Министерство природных ресурсов Российской Федерации (МПР России), Министерство сельского хозяйства Российской Федерации (Минсельхоз России), Государственный комитет Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу (Госстрой России).
Предусмотренные вышеуказанным Федеральным законом в 1999 г. государственные инвестиции в размере 5 млн. рублей выделены на строительство пускового комплекса Курского водохранилища на р. Тускарь Курской области и 2,7 млн. рублей на строительство пускового комплекса регулирующего гидроузла на р. Пахре Московской области.
В соответствии с Протоколом заседания Правления Федерального экологического фонда Российской Федерации от 05.07.99 г. ¦75 средства ФЭФ РФ в размере 0,14 млн. рублей были выделены на строительство водоочистной станции в с. Найфельд, сооружение водозаборной скважины в с. Лазареве Еврейской автономной области и 0,5 млн. рублей на доработку проекта федеральной целевой программы LОбеспечение населения России питьевой водой¦. Правление Фонда отклонило заявку МПР России, согласованную с Минсельхозом России, на разработку конструкторской документации и создание опытных образцов унифицированного ряда станций приготовления питьевой воды (для разных параметров исходной воды, включая воды повышенной минерализации) производительностью 2,15 и 25 куб. м/сутки и начало их серийного производства, начиная с 2000 г.
Работы, выполненные в 1999 г. по Программе на региональном уровне и в основном без участия федеральных инвестиций в определённой степени способствовали снятию напряженности с водообеспечением населения в ряде субъектов Российской Федерации, однако недостаток финансовых средств не позволяет в полной мере решать поставленные задачи и достигать намеченных Программой результатов.
Фактически в 1999 г. общий объём инвестиций при финансировании из всех источников первоочередных мероприятий Программы составил 327,71 млн. рублей (3,9%), в том числе из федерального бюджета 7,7 млн. рублей (0,9%), что не позволило достичь намеченных Программой промежуточных результатов в социальном, экономическом и экологическом аспектах.
В 2000 г. во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 06.03.98 г. ¦ 292 продолжается осуществление первоочередных мероприятий федеральной целевой программы LОбеспечение населения России питьевой водой¦. Федеральным законом LО федеральном бюджете на 2000 г.¦ предусмотрено выделить на эти цели из федерального бюджета 28,357 млн. рублей, в том числе из средств ФЭФ РФ v 2 млн. рублей.
Из общего объема средств федерального бюджета на инвестиции предусмотрено 17,65 млн. рублей, НИОКР v 10,157 млн. рублей, прочие текущие расходы v 0,55 млн. рублей.
В 2000 году в рамках реализации первоочередных мероприятий Программы за счёт средств федерального бюджета продолжается строительство пускового комплекса Курского водохранилища на р. Тускарь в Курской области, пускового комплекса регулирующего гидроузла на р. Пахре в Московской области; предусмотрено финансирование строительства станции водоочистки и озонирования г. Азнакаево и объектов водоснабжения г. Нижнекамска Республики Татарстан; Чиколинского группового водопровода Республики Северная Осетия v Алания и выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.
Средства ФЭФ РФ в 2000 г. предполагается направить на разработку проекта по созданию системы раннего обнаружения и предотвращения загрязнения нефтепродуктами рек Терек, Ямансу, Аксай и Ярыксу на территории Чеченской Республики и Республики Дагестан; обустройство зоны санитарной охраны водозаборного узла действующего Пресновского группового водопровода Курганской области; завершение строительства канализационной насосной станции
¦ 2 в г. Дзержинске Нижегородской области и другие мероприятия.
За первое полугодие 2000 г. освоение средств на реализацию первоочередных мероприятий федеральной целевой программы LОбеспечение населения России питьевой водой¦ по предварительным данным составило 67, 85 млн. рублей, в том числе: 17,80 млн. рублей v федеральный бюджет; 0,55 млн. рублей v средства ФЭФ РФ; 35 млн. рублей v бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты; 14,5 млн. рублей v внебюджетные источники. По сравнению с первым полугодием 1999 г. инвестиции в целом за счет всех источников финансирования увеличились в 2,1 раза.
При крайне ограниченных лимитах государственных инвестиций в программную часть в 1999-2000 гг. эффективность достижения целей оправдывает вкладывание средств федерального бюджета на продолжение (завершение) строительства 2-3 объектов федерального значения, а не Lраспыление¦ этих средств по многочисленным объектам.
Для эффективной организации управления Программой и обеспечения контроля за ходом ее реализации, необходимо после ее утверждения создать Объединенную исполнительную дирекцию Программы при государственном заказчике-координаторе Программы.
Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в рамках Первоочередных мероприятий Программы в 1999
2000 гг. ведутся по следующим основным направлениям:
• разработка технологий по рациональному использованию и экономии питьевой воды;
• совершенствование водозаборов из поверхностных и подземных источников и технологий подготовки питьевой воды;
• научно-исследовательские и поисково-оценочные работы для расширения использования подземных вод в хозяйственно-питьевом водоснабжении;
• развитие систем подачи и распределения питьевой воды;
• научные исследования по обеспечению защиты от загрязнения источников питьевого водоснабжения.
Нормативно-правовое обеспечение
Всего на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в 1999 и 2000 гг. из средств федерального бюджета выделено 18,537 млн. рублей, в том числе: 1999 г. v 8,38 млн. рублей, 2000 г. v 10,157 млн. рублей.
При формировании тематического плана НИОКР, намеченного к выполнению в очередном финансовом году, государственными заказчиками Программы проводился анализ и сопоставление предлагаемых работ с целью исключения их дублирования с научными разработками, осуществляемыми в других федеральных целевых программах.
Государственные заказчики Программы в обязательном порядке при подготовке бюджетной заявки на ассигнование научных исследований и опытно-конструкторских работ в очередном финансовом году согласовывают тематический план и требуемое обоснование к бюджетной заявке с Министерством промышленности, науки и технологий Российской Федерации.
Для повышения качества НИОКР, выполняемых в рамках Программы проведены конкурсы по выбору головных разработчиков для научно-технической продукции для государственных нужд (НТПр) по указанной выше тематике.
В 1999 г. за счет федерального бюджета осуществлялось выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по 35 темам. Завершены разработки по 30 темам, имеющим наибольшую актуальность для решения первоочередных задач улучшения водоснабжения населения и обеспечивающим применение и своевременное внедрение уже проведенных научных исследований, доведенных до стадии разработки конструкторской документации, в частности по:
• оценке состояния разведанных месторождений подземных вод и возможности их дальнейшей эксплуатации, по результатам которой проведено обобщение данных, характеризующих состояние 3,5 тыс. месторождений подземных вод, предназначенных для хозяйственно-питьевого водоснабжения; установлены закономерности распределения месторождений по величине их запасов и величине водоотбора, проанализирована степень освоения запасов подземных вод; разработаны принципы и проведена типизация месторождений по степени защищенности подземных вод от загрязнения; рассмотрено распределение месторождений по соответствию качества подземных вод установленным требованиям; проведена типизация месторождений по условиям дальнейшего освоения запасов подземных вод; выделены месторождения, на которых необходимо проведение дальнейших гидрогеологических работ. Использование результатов позволит повысить эффективность и перспективы использования существующих месторождений подземных вод и оптимизировать мероприятия по увеличению доли использования подземных вод в хозяйственно-питьевом водоснабжении;
• разработке критериев допустимого влияния отбора подземных вод на поверхностные водные объекты, в результате которой проанализировано на фактическом материале влияние отбора подземных вод на поверхностный сток по отдельным водозаборам; проведено сопоставление фактических и возможных дебетов водозаборов с меженными расходами рек в маловодные периоды; установлено, что оценка влияния отбора подземных вод на поверхностный сток актуальна главным образом только для малых рек с площадью водосбора менее 500 км2; разработаны новые подходы к определению допустимого влияния отбора подземных вод. Использование полученных результатов позволит оптимизировать работу водозаборов подземных вод, обеспечивая при этом охрану и восстановление водных объектов;
• разработке критериев для обоснования экологических попусков в водных объектах, используемых для питьевого водоснабжения, в результате которого рассмотрены существующие подходы к понятию экологического попуска методов его определения; несмотря на многочисленные исследования проблемы выявлены существенные различия в понимании экологических попусков и методов их определения; предложено разделять собственно экологические попуски применительно к зарегулированным регионам и экологический сток для незарегулированных рек в увязке с предельно допустимыми изъятиями воды;
• определены методические подходы к определению экологического стока и попусков, основанные на связях гидрологических характеристик и показателей состояния биоты. Выполненная работа является основой ДЛУ разработки методических указаний по определению экологических попусков и безвозвратного изъятия стока поверхностных водоисточников, предусмотренной планом НИОКР, выполняемых в 2000 г. и необходимых для разработки бассейновых соглашений; определения: лимитов водопользования, разработки водохозяйственных балансов и СКИОВР, являющихся основой рационального водопользования.
• разработке технологий и сооружений для глубокой очистки питьевой воды повышенной антропогенной нагрузки водоисточников, по результатам которой обосновано применение методов биологической предочистки поверхностных вод в специально разработанных биореакторах (получен патент РФ за 1999 г. на изобретение), как альтернативных первичному хлорированию на первой стадии обработки вод с целью снижения образования канцерогенных хлорорганических загрязнений в питьевой воде; на основании натурных исследований, проведённых на конкретном действующем объекте v станции водоподготовки Вологодского горводоканала v разработана методика расчета и получены расчетные параметры на проектирование биореактора нового типа. Результаты работы включены в подготовленный к изданию LКлассификатор технологий очистки природных вод¦, который позволит на основании характеристик природных вод и других условий обеспечить оптимальный выбор необходимой технологии очистки и скорейшее внедрение результатов проведенных разработок;
• обследованию работы водопроводных станций различных городов России и определению основных проблем по очистке воды поверхностных водоисточников, по результатам которой разработаны рекомендации по повышению эффективности реагентной обработки воды за счет оптимального использования существующих реагентов и применения новых коагулянтов и флокулянтов, по применению механического смешения реагентов с водой в смесителях и камерах хлопьеобразования, по удалению из воды загрязнений природного и антропогенного происхождения, по повышению эффективности работы очистных сооружений. Указанные результаты отражены в LМетодических рекомендациях по обеспечению выполнения требований СанПиН 2.1.559.96 на водопроводных станциях при очистке природных вод¦, одобренных Госстроем России для широкого применения, что позволит уже в существующих рамках существенно повысить эффективность работы водоочистных станций.
Все НИОКР, профинансированные из средств федерального бюджета в 1999 г. выполнены в соответствии с условиями заключенных государственных контрактов.
Из-за недостатка финансовых средств на разработку НИОКР в 1999-2000 гг. не удалось развернуть в полном объеме опытно-конструкторские работы по уже проведенным научным исследованиям, доведенным до стадии разработки конструкторской документации и вводу в эксплуатацию опытно-промышленных образцов на базе новых технологий хозяйственно-питьевого водоснабжения и водоотведения.
МПР России совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами подготовлена бюджетная заявка на финансирование первоочередных мероприятий по Программе и средств федерального бюджета на 2001 г. Предусматривается осуществить работы на 1198 млн. рублей, в том числе: госинвестиции v 1184 млн. рублей, НИОКР v 14 млн. рублей.
Разработка региональных программ водообеспечения населения
Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 06.03.98 г. ¦292
LО Концепции федеральной целевой программы LОбеспечение населения России питьевой водой¦ и осуществлении первоочередных мероприятий по улучшению водоснабжения населения¦ с 1998 г. ведется разработка региональных программ водообеспечения населения.
В целях осуществления скоординированных действий и выработке единого методического подхода при разработке региональных программ МПР России, Госстроем России и Минсельхозом России были разработаны LМетодические рекомендации по разработке региональных программ обеспечения населения питьевой водой¦, которые были доведены до представителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации на Всероссийском совещании по разработке региональных программ водообеспечения населения, проведенном 25 мая 1998 г. в г. Москве в рамках Международного конгресса LВода v экология и технология¦.
В большинстве субъектов Российской Федерации была начата разработка региональных программ водообеспечения населения, однако события августа 1998 г. не позволили завершить эту работу в ряде субъектов Российской Федерации и до настоящего времени.
По состоянию на 20.07.2000 г. представлены материалы из 82 субъектов Российской федерации, в том числе из 57 v региональные программы водообеспечения; из 25 v первоочередные мероприятия. Кроме того, при доработке проекта федеральной целевой программы LОбеспечение населения России питьевой водой¦ использовались материалы прошлых лет, подготовленные в регионах по решению проблемы водообеспечения.
По информации с мест разработка региональных программ водообеспечения задерживается в основном из-за отсутствия финансовых средств и должна быть завершена до конца 2000 г.
Доработка проекта ФЦП LОбеспечение населения Россия питьевой водой¦
В 1999 г. МПР России, Госстроем России, Минселъхозом России осуществлена доработка проекта федеральной целевой программы LОбеспечение населения России питьевой водой¦ с учетом мероприятий, предусмотренных в региональных программах. Доработка проекта Программы на федеральном уровне осуществлялась силами ведущих организаций страны: ГП LСоюзводоканалпроект¦, ИНПЦ LСоюзводпроект¦ и ГП СНЦ LГос-экомелиовод¦ с участием ряда научно-исследовательских и пректно-изыскателъских коллективов. Решение о выделении финансовых средств на доработку проекта Программы было принято Правлением ФЭФ РФ 5 июля 1999 г. (протокол ¦75), а фактическое финансирование начато в октябре 1999 г.
В доработанном проекте Программы удалось обобщить и конкретизировать сроки и этапы реализации мероприятий, а также источники их финансирования с учетом реальных возможностей. Проведенная работа позволила уточнить и сократить в целом по России намечаемые объемы финансирования мер и мероприятий, направленных на улучшение обеспечения населения питьевой водой нормативного качества и в достаточном количестве.
Ход доработки проекта Программы был рассмотрен и в целом одобрен 2 сентября 1999 г. на заседании Межведомственного научно-технического совета по координации научных исследований, проводимых в рамках федеральной целевой программы LОбеспечение населения России питьевой водой¦ (далее Совет), созданного во исполнение вышеуказанного правительственного постановления совместным Приказом МПР России, Госстроя России и Минсельхоза России. Одновременно Советом было рекомендовано конкретизировать состав, сроки и источники финансирования программных мероприятий в тесной увязке с региональными программами обеспечения населения питьевой водой, а также считать целесообразным осуществить разработку проекта Программы для двух этапов ее реализации.
Несмотря на финансовые проблемы и отсутствие по ряду регионов утвержденных программ водообеспечения населения, проект Программы был доработан, в том числе по материалам прошлых лет по решению проблемы водообеспечения населения, а также анализа свыше 40 социально-экономических и экологических программ по ряду регионов России и, согласованный с заинтересованными министерствами и ведомствами, проект Программы представлен в установленном порядке в Мин-экономразвития России.
По предложению Минэкономразвития России Правительство Российской Федерации приняло решение вернуться к рассмотрению вопроса об утверждении Программы после завершения формирования Перечня федеральных целевых программ на 2001 и последующие годы.
Основные задачи, требующие решения и направленные на эффективную реализацию ФЦП LОбеспечение населения России питьевой водой¦
1. Включение Программы в качестве самостоятельной программы в формируемый Минэкономразвития России Перечень федеральных целевых программ, предлагаемых к финансированию из федерального бюджета в 2001 г. и последующие годы.
2. Утверждение Программы Правительством Российской Федерации.
3. Формирование бюджетной заявки на ассигнования из федерального бюджета для финансирования в полном объёме мероприятий Программы на 2001 г.
4. Создание Объединенной исполнительной дирекции Программы при государственном заказчике-координаторе Программы.