Становая сила державы

Обеспечение проблем экономической безопасности на основе рационального и комплексного использования
минерально-сырьевых ресурсов
Минеральные ресурсы являются базисом развития
производства и во многом определяют экономический
потенциал России.
В статье В.В. Путина <Минерально-сырьевые ресурсы в стратегии развития российской экономики>, в частности, отмечено:
<Минерально-сырьевой комплекс России вносит весомый вклад в формирование доходной части бюджета страны. Его продукция является основным источником валютных поступлений. Предприятия, входящие в состав минерально-сырьевого комплекса обеспечивают более 50% валового внутреннего продукта страны. Объемы экспортных поступлений в бюджет государства, которые прямо или косвенно обеспечиваются за счёт разработки минерально-сырьевых богатств страны, составляют 70%>.
Ведущее место в экспорте занимают топливно-энергетические ресурсы (45%), чёрные, цветные и благородные металлы, алмазы, нерудное сырье (22,5%).
Россия сохраняет лидирующие позиции в минерально-сырьевом секторе мира. В её недрах заключено 12-13% общемировых разведанных запасов нефти, 32,2% – газа, 11,4% – угля, 26,6% – железных руд, 10,4% – свинца, 14,9% – цинка, 31% – калийных солей. По разведанным запасам никеля, меди, золота, серебра, платиноидов, алмазов Россия занимает 1-3 место в мире.
Даже в условиях экономического кризиса и спада добычи полезных ископаемых из недр доля России в мировом производстве минерально-сырьевой продукции составляет: нефти – 9%, газа – более 24, угля – 5,4, товарных железных руд – около 7, меди – 6, никеля – 20,2%. Россия стоит на втором месте в мире по добыче металлов платиновой группы и алмазов.
В настоящее время наметился рост добычи основных видов минерального сырья. Так, в 1999 г. по сравнению с 1998 г. на ряде ведущих предприятий возросла добыча таких видов полезных ископаемых:
· железные руды – ОАО <Стойленский ГОК> на 10,6%, ОАО <Лебединский> ГОК – 9,6% (Белгородская обл.); ОАО <Михайловский ГОК> – 9,5% (Курская обл.); ОАО <Ковдорский ГОК> – 20%, ОАО <ОЛКОН> – 4,6% (Мурманская обл.); ОАО <Коршуновский ГОК> – 22,1% (Иркутская обл.), ОАО <Качканарский ГОК> – 9,4% (Свердловская обл.);
· медные руды – ОАО <Башкирский МСК> – 36,2%, ЗАО <Бурибаевское РУ> – 29,1%(Республика Башкортостан); ОАО <Гайский ГОК> – 4,4%, ЗАО <Ормет> – почти в 3 раза (Оренбургская обл.); ОАО <Урупский ГОК> – 37,6% (Ставропольский край); АООТ <Сафьяновская медь> – 11% (Свердловская обл.);
· апатито-нефелиновые руды – 11,2 % ОАО <Апатит> (Мурманская обл.);
· калийные соли – 16,7 % ОАО <Уралкалий> и ОАО <Сильвинит> (Пермская область).
Почти повсеместно отмечается увеличение или стабилизация объёмов добычи драгметаллов. Так, в Хабаровском крае она возросла на 23,8%, Амурской области – 8%, Магаданской обл. – 3,8%, Алтайском крае и Республике Алтай – 3% и т.д.
За 7 месяцев 2000 г. в отношении к соответствующему периоду 1999 г. добыча нефти и угля возросла на 4,9%, железной руды – на 8,6. В целом объём промышленного производства за указанный период в топливной отрасли возрос на
4,8 %, чёрной металлургии – 21,5 %, цветной металлургии на 14,1 %, химической и нефтехимической – на 17,9 %, строительных материалов – на 10,4 %.
С оживлением горнодобывающего сектора экономики напрямую связаны перспективы возрождения отечественной индустрии. В связи с этим возрастает значение вопросов рационального и комплексного использования минерально-сырьевых ресурсов, влияющих на повышение экономической эффективности деятельности горных предприятий и продление срока их службы. Тем более что в целом вопросы обеспеченности запасов действующих горных предприятий стоят достаточно остро.
В настоящее время обеспеченность запасами большинства горнодобывающих предприятий страны составляет 15-30 лет. Однако большая часть этих запасов была утверждена в 60-80-е гг., и в настоящее время требуется их переоценка применительно к рыночным условиям.
Примером может служить угольная промышленность, где по результатам переоценки минерально-сырьевой базы из
201 млрд. т запасов угля, находящихся на Государственном балансе, к отработке в наиболее благоприятных условиях находится лишь 64 млрд. т. В других отраслях горнодобывающей промышленности работы по переоценке минерально-сырьевой базы в достаточных объёмах не проводились.
Несмотря на значительное количество разведанных запасов, ряд предприятий испытывает их недостаток.
Так, обеспеченность разведанными запасами железных руд в целом по России высока. Однако практически не имеют собственной сырьевой базы металлургические комбинаты Южного Урала: Магнитогорский в Челябинской и Орско-Халиловский в Оренбургской областях.
Обеспеченность запасами олова в целом по стране при сохраняющемся низком уровне добычи составляет около 30 лет, а по разрабатываемым месторождениям – 12 лет. Особенно низкую обеспеченность разведанными запасами имеют рудники Чурпунья (5 лет) в Республике Саха-Якутия и ряд рудников в Приморском крае.
Обеспеченность разведанными запасами золота в целом по России составляет по россыпным месторождениям 9 лет, а по коренным и комплексным соответственно 20 и 35 лет. В то же время предприятия, разрабатывающие россыпные месторождения Дальнего Востока и северо-востока России, имеют обеспеченность порядка 2-4 лет. Предприятия по добыче россыпного золота в Республике Бурятия (ООО <Старатели Каралона>, ООО <Старательская артель ><Бурятия>, ОАО <Байкалгео>) имеют обеспеченность запасами от 1 до 4 лет.
В повышении уровня рационального и комплексного использования запасов можно выделить ряд приоритетных направлений:
· переоценка запасов, стоящих на учёте действующих горных предприятий;
· обновление нормативной базы охраны недр, включая вопросы учёта и нормирования потерь полезных ископаемых при их добыче и переработке;
· обновление проектной документации на разработку месторождений полезных ископаемых;
· техническое перевооружение производств по переработке минерального сырья, внедрение прогрессивных и малоотходных технологий;
· осуществление мероприятий по обеспечению безопасного ведения горных работ в сложных горно-геологических условиях и охрана недр при ликвидации горных предприятий и объектов;
· укрепление систем производственного контроля за решением вопросов охраны недр, повышение роли и значения геолого-маркшейдерских служб организаций-недропользователей.
Так, государственная экспертиза запасов полезных ископаемых действующих предприятий осуществляется низкими темпами, соответствующие рекомендации ГКЗ МПР России зачастую не выполняются. Особенно актуальна эта проблема для угольной отрасли.
Основные технические нормы и правила охраны недр не обновлялись с 70-х и 80-х гг. и не соответствуют условиям рыночной экономики.
Проектная документация на значительном количестве горных предприятий устарела, не соответствует реальным условиям разработки месторождений, а в случае разработки месторождений общераспространённых полезных ископаемых зачастую отсутствует.
Около 40% имеющейся проектной документации по нефтяным и газонефтяным месторождениям России нуждается в пересмотре. Отмечены случаи ввода в разработку нефтяных месторождений по устаревшим проектным документам (Тюменская область); расхождения фактических и проектных показателей по фонду скважин и соответственно по добыче углеводородов.
Например, ОАО <Юганскнефтегаз> в течение 9 лет разрабатывает в Тюменской области Восточно-Правдинское месторождение нефти по проекту пробной эксплуатации, который не был утверждён в установленном порядке. При этом в нарушение законодательных требований добыча нефти и газа ведется из запасов, не прошедших государственную экспертизу, из которых отобрано свыше 30% начальных извлекаемых запасов нефти.
Дороховское нефтяное месторождение в Пермской области (ОАО <ЛУКойл-Пермьнефть>) разрабатывается с 1984 г. по технологической схеме, не отвечающей реальным особенностям месторождения. Это произошло из-за того, что вплоть до ноября 1999 г. государственной экспертизы запасов не производилось.
В Республике Дагестан практически по всем месторождениям необходим пересмотр проектной документации, а на месторождениях Шамхал-Булак и Восточное-Сухокумское, разрабатываемых ОАО <Роснефть-Дагнефть>, она вообще отсутствует.
Многие обогатительные фабрики работают на оборудовании 60-70 гг. выпуска, что ведёт к неоправданно высоким потерям полезных компонентов, некомплексному использованию минерального сырья. Между тем опыт отдельных предприятий показывает наличие значительных экономических резервов за счёт совершенствования технологии переработки.
На ООО <Дальневосточная горная компания> за счёт введения дополнительного цикла флотации меди потери меди в хвостах сократились на 2,9 %, олова – 2,8%.
В Иркутской области на всех золотодобывающих предприятиях в 1999 г. организованы сбор и дополнительная переработка шлиховых продуктов (хвосты доводочных операций), в результате чего получено 103 кг золота на сумму 21 115 тыс. рублей. На ЗИФ рудника <Кубака> (Магаданская обл.) применены высокоэффективные технологии переработки, внедрено новое оборудование, что позволило достичь извлечения золота 97%, серебра – 87,5%, при извлечении в целом по области от 75 до 87% и от 87 до 92,3%.
Мероприятия по реконструкции АНОФ-2 на ОАО <Апатит> (Мурманская обл.) позволили повысить величину товарного извлечения Р2О5 на 0,5% по сравнению с плановыми показателями. При обогащении апатито-нефелиновых руд в 1999 г. расширено производство эгиринового концентрата на ОПУ <Пигмент> до 600 т в год, создано производство титано-магнетитового концентрата мощностью 600 т в год, увеличены объёмы производства нефелинового концентрата с
885 тыс. т до 910 тыс. т.
На Высокогорском ГОКе за счёт флотации меди из хвостов в 1999 г. получено 1850,3 т меди в медном концентрате, что на 50% больше, чем в 1998 г. На обогатительной фабрике Турьинского медного рудника переработано 2870 т медистых магнетитов с получением как медного, так и железного концентратов, при извлечении в соответствующие товарные продукты меди – 86,67% и железа – 72,5%.
Продолжается выполнение программы <Переработка техногенных образований в Свердловской области>. Перерабатываются шлаки доменного и сталеплавильного производства Нижнетагильского металлургического комбината, как текущего производства, так и лежалые. Аналогично перерабатываются шлаки на Северском и Алапаевском металургических заводах. Извлекают из шлаков железо, ферромарганец (Алапаевск), а также получают щебень, песок и др. строительные материалы.
В отдельных регионах не решены проблемы обеспечения безопасности подрабатываемых зданий и сооружений, сохранности месторождений.
В 1999 г. для обеспечения сохранности зданий и сооружений от вредного влияния горных разработок в Пермской области на предприятиях ОАО <Сильвинит>, ОАО <Уралкалий> по требованию органов Госгортехнадзора России были значительно увеличены объемы закладочных работ выработанного пространства с целью предотвращения техногенных катастроф и обеспечения безопасности населения городов Березники и Соликамск. Объёмы закладочных работ в 1999 г. в целом
по месторождению выросли почти на 20% и достигли
9,59 млн.  м (8,0 млн. м в 1998 г.).
Вместе с тем оценка обстановки с безопасной эксплуатацией и охраной недр Верхнекамского месторождения калийных солей показала, что угроза аварийных ситуаций техногенного характера до настоящего времени не снята. В результате добычи калийных руд большая часть жилой и промышленной застройки, расположенной на территории Верхнекамского месторождения, оказалась подработанной и по состоянию на 1 января 2000 г. объёмы незаложенных пустот составили около 66 млн. м3, в том числе под городами Березники и Соликамск 24 и 3 млн. м3 соответственно.
Весьма остро стоят вопросы ликвидации горных предприятий. Так, в угольной промышленности из 156 шахт и 5 разрезов, включённых в <Перечень убыточных шахт и разрезов>, в различной стадии ликвидации находятся 149 шахт и 4 разреза. В 1999 г., по данным Госгортехнадзора России, техническая ликвидация была завершена на 116 шахтах. При этом программа ликвидационных работ по направлению <Ликвидация последствий вредного влияния горных работ>, которая напрямую связана с созданием безопасных условий, как на ликвидируемых шахтах, так и на действующих смежных шахтах, выполнена только наполовину.
При производстве ликвидационных работ имеют место нарушения требований действующего <Эталона ТЭО (проекта) ликвидации шахты (разреза)>, несоблюдения требований по охране недр. Работы по ликвидации шахт ведутся без достаточного финансирования, особенно по охране недр и окружающей среды, рекультивации земель, нарушенных горными работами. Общая площадь земель, подлежащая рекультивации согласно проектам ликвидации шахт, составляет 10 158 га. Однако за период с 1995 г. рекультивировано лишь 725 га нарушенных земель (7,1% от проектного объёма). Отстают или откладываются на неопределённый срок работы по засыпке провалов, ликвидации горящих отвалов горных пород.
Несвоевременно решаются вопросы по защите от загрязнения питьевых водозаборов (шахта <Западная> ОАО <Тулауголь>), Практически не изучена проблема воздействия массового затопления выработанного пространства шахт на региональную экологическую обстановку, подтопление территории жилой застройки.
Непринятие своевременных мер в будущем приведёт к резкому увеличению издержек на ликвидацию негативных последствий и снижению общей экономической эффективности горнодобывающего комплекса.
На большинстве горных предприятий не внедрены системы производственного контроля за охраной недр, низок статус работников геолого-маркшейдерских служб, медленно внедряются прогрессивные технологии в производство геолого-маркшейдерских работ, включая геоинформационные системы.
В целях решения имеющихся проблем рационального и комплексного использования минерально-сырьевых ресурсов, охраны недр, необходимо проведение единой государственной политики в области горного дела при участии заинтересованных министерств и ведомств, обеспечение государственной поддержки мероприятий по созданию пилотных проектов, обеспечивающих решение приоритетных задач охраны недр.
В этой связи первоочередной задачей должно стать совершенствование проекта федеральной целевой программы воспроизводства и использования минерально-сырьевой базы Российской Федерации на 2001-2005 гг., преодоление его узкой геологической направленности, за счет включения вопросов использования минерально-сырьевой базы, развития горного дела и охраны недр.
Проект программы воспроизводства и использования минерально-сырьевой базы должен объединить действующие целевые федеральные программы, сократив их число. В частности, в нём должно быть проанализировано выполнение и учтены Федеральная целевая программа развития рудно-сырьевой базы металлургической промышленности Российской Федерации <Руда> на 1997-2005 гг., утверждённая постановлением Правительства Российской Федерации от 26 апреля 1997 № 502; <Концепция реформы и дальнейшего развития алмазо-бриллиантового комплекса России до 2005 года>, одобренная Правительством Российской Федерации (протокол от 28 октября 1999 г. № 42), Федеральная целевая программа на 1997-2005 гг. <Переработка техногенных образований в Свердловской области>, утверждённая постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июня 1996 г. № 738 (Указом Президента Российской Федерации от 29 января 1997 г. № 59 программе присвоен статус президентской); <Федеральная целевая программа комплексного освоения нефтегазовых ресурсов Тимано-Печорской провинции до 2005 года и в последующие годы> (проект) и другие решения Правительства Российской Федерации, касающиеся развития горной промышленности. Проект должен предусматривать:
· анализ состояния мирового рынка минерального сырья и определена роль России как импортёра и экспортёра минерального сырья с учётом национальных стратегических интересов;
· воспроизводство и увеличение минерально-сырьевой базы за счёт повышения комплексности использования минерального сырья конкретных разрабатываемых месторождений;
· раздел нормативно-правовой работы по совершенствованию законодательства о недрах в части охраны недр;
· целевое направление средств на мероприятия по охране недр, повышению комплексности минерального сырья по отдельным регионам и месторождениям, научно-исследовательские работы по совершенствованию горной техники и технологии для конкретных отраслей промышленности и видов минерального сырья.
Госгортехнадзор России подготавливает проект федеральной целевой программы <Обеспечение промышленной безопасности, рационального использования и охраны недр России при эксплуатации опасных производственных объектов>. Для консолидации усилий министерств и ведомств целесообразно подготовить общую федеральную целевую программу развития и рационального использования минерально-сырьевых ресурсов, в котором вопросы охраны недр должны найти полное отражение.
В.В. Грицков,
начальник Управления по надзору
за охраной недр и геолого-маркшейдерскому контролю
Госгортехнадзора России.