Резолюция Экономического и Социального Совета

Платежи за лесопользование и страхование в сфере природопользования – этим вопросам было посвящено заседание коллегии МПР России 20 декабря 2000 г. Сейчас, в условиях проводящейся реформы бюджетной системы страны, эти проблемы особенно актуальны. Ведь если не отрегулировать процесс сейчас, то дальше он пойдёт стихийно, и государственный интерес в очередной раз будет представлен лишь номинально. <Мы должны сделать этот процесс управляемым>, – так считает Министр природных ресурсов России Б.А. Яцкевич.
Вопрос платежей за лесопользование является центральным для всего лесного хозяйства, и именно от его решения зависит успех лесоуправления. Однако каждый раз, когда этот вопрос ставился на законодательный уровень, перевес мнений был за лесопромышленным комплексом, как главным лесопользователем России. Положение усугубил и налоговый статус платежей за лес, который не соответствует экономической природе лесных ресурсов. По мнению академика Н.А. Моисеева, именно слабость государства, его уполномоченных органов в управлении лесными ресурсами привела к тому, что сегодня древесина на корню – почти дармовой ресурс. Для сравнения: стоимость кубометра леса на корню у нас стоит 40 центов, а в Финляндии, куда поступает наш круглый лес, пиловочник хвойных пород стоит 60 долларов, балансовый лес – 20-30 долларов. Примерно на таком же уровне и цены в США, в Британской Колумбии. То есть платежи за лес могут быть серьёзным источником пополнения государственной казны и вместе с тем основой для финансирования лесного хозяйства. Как считает Н.А. Моисеев, исходным принципом при лесопользовании должен стать принцип: древесина на корню как и другие ресурсы леса – это товар, который, как и другие товары, должен продаваться по рыночным ценам. Поэтому предлагается новый подход к определению платы за древесину – на рентной основе. Но, по мнению Б.А. Яцкевича, <осуществить это пока невозможно, поскольку рентная схема платы за лес противоречит действующему налоговому кодексу. Сейчас нужно добиваться хотя бы повышения цены, скажем, до 2 долларов за кубометр>. Инициативу МПР России готов поддержать и присутствовавший на заседании Председатель Комитета по природным ресурсам Государственной Думы РФ А.С. Беляков.
Поддержку МПР России, но уже в сфере страхования, предложила партия <Единство>. Планируется провести совместное совещание для выработки единого подхода по страхованию в сфере природопользования.
В большинстве развитых стран уже освоено более 90% страхового рынка, а в России только 10% потенциальных рисков обеспечены страховой защитой. А полную страховую защиту получают менее 7% субъектов страхового рынка. Удельный вес обязательных видов страхования составляет около 40%.
В рамках МПР России уже действует Координационный совет по страхованию, которым разработан проект Концепции развития страхования в сфере природопользования и охраны окружающей среды. В этом документе определены основные приоритетные направления развития страхования и перечень первоочередных задач по развитию страхования. Кроме этого, планируется создание специализированной организации (ЗАО), которая будет заниматься страхованием в сфере природопользования и охраны окружающей среды.
На заседании выступил также Первый заместитель Министра природных ресурсов А.Ф. Порядин с предложением провести очередной Третий Всероссийский съезд по охране природы в г. Екатеринбурге, но с некоторой корректировкой сроков: не 5 июня 2001 г., а в октябре 2001 г. Сегодня вместе с общественными и другими экологическими организациями необходимо разработать новую совместную стратегию, исходя из структурных изменений МПР России, произошедших в 2000 г.
НИА-Природа.