Ключевые проблемы природопользования и пути их решения

Россия обладает огромным природно-ресурсным потенциалом: на её территории сосредоточено 34% мировых запасов природного газа; 13,7% нефти; 23,9% железных руд; 22% лесных ресурсов; более 20% пресных вод. Будущее её во многом будет зависеть от того, насколько мы умело сможем распорядиться нашим природным богатством.
Наличие значительного природно-ресурсного потенциала России таит в себе две опасности, которые могут негативно сказаться на её будущем.
С одной стороны, огромные природные богатства способствуют экстенсивному варианту развития нашей экономики, ведущего:
· к нерациональной структуре национального хозяйства;
· растрате природно-ресурсного потенциала;
· усугублению положения России, как сырьевого придатка развитых стран;
· подрыву ассимиляционных возможностей биосферы.
С другой стороны, для быстрого перехода нашей экономики на интенсивный путь развития с глубокой переработкой сырья нет достаточных средств.
Кроме того, нельзя забывать, что экспорт сырья и металла сейчас является основным источником поступления валютных средств в нашу страну.
В стратегическом плане экстенсивный путь развития нашей экономики является <тупиковым>. При таком сценарии развития экономики Россия обречена на существенное отставание от передовых стран и прозябания во втором-третьем эшелонах развивающихся стран.
Поэтому уже сейчас необходимо разработать и задействовать комплекс мер, которые способствовали бы переходу экономики нашей страны на интенсивный путь развития.
При разработке указанных мер следует учитывать то, что у России имеются два огромных источника сырья. Первый источник – природные ресурсы, второй источник – ресурсоемкое национальное хозяйство. Десятилетие неэффективного использования природных ресурсов создали в нашей стране значительный неиспользованный потенциал ресурсосбережения. Так, например, потенциал энергосбережения составляет в настоящее время 40-45% современного энергопотребления. Близко к этому складывается ситуация и с потреблением других природных ресурсов. Представьте себе – какое огромное количество первичного природного сырья можно высвободить в результате внедрения высокоэффективных ресурсосберегающих технологий.
Кроме того, необходимо учитывать, что наше национальное хозяйство характеризуется:
· нерациональной структурой экономики (с большой долей действующих отраслей, напоминающей структуру экономики стран колониально-сырьевого типа);
· низким технико-экономическим уровнем промышленности и сельского хозяйства;
· высоким износом основных фондов.
Износ основных фондов по многим предприятиям достиг критической величины. По этой причине наша промышленность оказалась на пороге тотальных аварий. Поэтому без структурной перестройки нашей экономики и её технического перевооружения мы не сможем решить ни социальных, ни экономических задач.
Россия опоздала, в сравнении с развитыми странами, в техническом перевооружении промышленности и сельского хозяйства, но зато сейчас необходимо не упустить момент, чтобы минуя эту стадию, сразу осуществить прорыв к высокотехнологическим, наукоёмким производствам. Наши действия в этом плане должны быть направлены на получение из единицы каждого вида природного ресурса конечного продукта более высокого качества с меньшими затратами и более низким суммарным воздействием на окружающую природную среду. Это имеет ключевое значение в создании высокоэффективной и конкурентоспособной отечественной экономики, без чего не может быть Великой России.
Поэтому первой ключевой проблемой экономики России является структурная перестройка национального хозяйства и его техническое перевооружение на базе высоких технологий.
Для решения указанной проблемы необходимо осуществить следующие меры:
а) Разработать ряд федеральных целевых программ (желательно, чтобы они носили президентский статус) по созданию высокотехнологических производств, которые бы положили начало новой технической революции.
Такими программами могли бы стать программы по созданию новой нетрадиционной энергетики, новых конструкционных материалов, а также изделий (машин и оборудования) нового поколения и др. Чтобы решить эту задачу у России имеется достаточный интеллектуальный и природно-ресурсный потенциал.
Что касается природно-ресурсного потенциала, к примеру, возьмём богатые железные руды Белгородской области. Прогнозные запасы этих руд составляют около 60 млрд. тонн, значительная час
ть которых может добываться нетрадиционным способом – способом скважинной гидродобычи (СГД). Сущность его заключается во вскрытии рудных залежей скважинами, гидромониторном разрушении рудного массива и выдаче руды на поверхность в виде гидросмеси. Данный способ успешно прошёл промышленную проверку. По предварительной оценке, затраты на добычу этих руд методом СГД существенно ниже, по сравнению с другими аналогичными показателями по стране. Из этих руд, после обогащения, можно получить концентраты для бездоменного получения высококачественного металла и порошковой металлургии.
Таким образом, на базе этих руд можно получить новые конструкционные материалы для производства изделий, машин и оборудования нового поколения, и тем самым внести существенный вклад в начало технической революции.
б) Создать экономико-организационный механизм стимулирования технического перевооружения национального хозяйства.
Важнейшими элементами такого механизма являются:
государственная поддержка технического перевооружения предприятий в виде выдаче безвозмездного кредита. Размер данного кредита должен определяться количеством сэкономленного сырья и разницей между мировой и внутренней его ценой. В этом случае государство отдаёт предприятию ту дополнительную прибыль, которая может быть получена в результате высвобождения сырья из внутреннего потребления для мирового рынка и практически не несёт при этом никаких потерь;
введение налога на сверхнормативное потребление топливно-энергетических и других материальных ресурсов по отдельным видам производств. Нормативы потребления указанных ресурсов должны устанавливаться на уровне лучших мировых достижений. Предлагаемый налог с экономической точки зрения обоснован. Уменьшая потребление природных ресурсов на единицу продукции, мы тем самым вытесняем из народнохозяйственного баланса худшие из них. В результате этого средние затраты на производство единицы первичного природного сырья уменьшаются. Поэтому предприятия, допустившие перерасход материальных ресурсов, должны возместить обществу упущенную выгоду в результате удорожания первичного природного сырья;
совершенствование системы экологических платежей (налогов). Существующая система платежей за загрязнение окружающей природной среды далека от совершенства. Предприятиям сейчас гораздо выгоднее платить за загрязнение окружающей среды и не вкладывать средства в природоохранные мероприятия. Такое положение нами рассматривается как серьезная деформация нормального рыночного механизма, в результате которой, с одной стороны, ухудшаются результаты хозяйственной деятельности в связи с экологическими затратами на охрану окружающей среды, а с другой – происходит скрытое субсидирование загрязнений за счёт экономии на затратах по предотвращению загрязнений.
При новой системе налогообложения экологические налоги (платежи) должны устанавливаться как минимум на уровне общественно необходимых затрат на подавление вредных загрязнений. В перспективе должны действовать экологические налоги и платежи. Экологические налоги устанавливаются в рамках предельно допустимых нормативов (стандартов) вредных воздействий на окружающую природную среду, а платежи – за вредное воздействие сверх указанных нормативов. Это связано с разным уровнем налогов и платежей (последние являются более весомыми), а также разными их финансовыми потоками.
Налоги направляются в бюджет и используются на социально-экономические нужды, а платежи взимаются в предлагаемый нами Целевой бюджетный фонд охраны окружающей природной среды и воспроизводства природных ресурсов и используются на природоохранные цели. Такая система налогообложения будет стимулировать внедрение экологически чистых и ресурсосберегающих технологий.
Создание Государственного российского банка высоких технологий. Данный Банк должен работать только с высокотехнологическими и наукоёмкими производствами. Основной целью его должно быть кредитование строительства новых и реконструкцию действующих предприятий с использованием высоких технологий. Процентная ставка за кредит при этом не должна превышать 2-3% в год, а в отдельных случаях возможен и беспроцентный кредит. Чтобы осуществить это, необходимо оказать государственную поддержку указанному банку в виде части отчислений от налога за сверхнормативное потребление топливно-энергетических и других материальных ресурсов;
Создание Российского центра высоких технологи
й. Основными задачами такого Центра должны быть:
· организация научных исследований (разработка научно-технических заданий на выполнение научно-исследовательских работ по созданию высоких технологий с указанием достижений конкретных целевых показателей), проведение конкурса и выделение грантов победителям на выполнение указанных работ;
· ведение банка данных высоких технологий;
· сертификация высоких технологий;
· разработка пилотных проектов с высокими технологиями;
· организация конкурсов среди потенциальных инвестеоров на реализацию указанных проектов;
· новые производства с сертифицированными высокими технологиями до массового их распространения должны иметь льготное налогообложение.
Вторая проблема. Обеспечение неистощительного использования возобновляемых природных ресурсов и необходимого резерва запасов полезных ископаемых.
Природные ресурсы страны в сочетании с природными условиями служат фундаментом материального производства и жизнедеятельности населения. Состояние природно-ресурсного потенциала страны, качественный уровень его использования, охраны и воспроизводства во многом определяют темпы экономического роста и эффективность производства в целом. Поэтому, при переходе России на устойчивый путь развития, прежде всего, необходимо обеспечить гарантированные поступления средств в необходимых объёмах на охрану и воспроизводство природных ресурсов, чтобы обеспечить неистощительное природопользование.
С этой целью необходимо:
а) разработать Федеральную целевую программу по охране и воспроизводству природных ресурсов;
б) создать Целевой бюджетный фонд охраны окружающей среды и воспроизводства природных ресурсов;
в) установить систему платежей за пользование природными ресурсами на их охрану и воспроизводство. Эти платежи должны взиматься в указанный выше фонд, и размер их должен быть таким, чтобы собранных средств было достаточно для реализации упомянутой выше программы.
Третья проблема. Формирование отношений каждого гражданина страны к природным ресурсам России, как к собственному богатству.
Этого можно достичь путём:
· введения природно-ресурсного рентного налога в сфере природопользования;
· превращения его в основной источник доходной части бюджета и роста общественного благосостояния народа.
Природная рента, представляющая собой доход, полученный без труда и предпринимательской деятельности в результате эксплуатации лучших природных ресурсов (по качеству, местоположению, естественным и экологическим условиям производства), должна принадлежать каждому гражданину России в равной степени и использоваться на общественные нужды общества. Всё то, что человек заработал своим трудом, должно принадлежать ему и не должно облагаться налогом с целью перераспределения в пользу других.
Если каждый будет выплачивать ренту, соответствующую местоположению и качеству природного ресурса, конкуренция на рынке станет более честной, никто не будет иметь преимуществ, если только они не получены благодаря его способностям и уму. В этом случае мы сможем перейти на систему налогообложения, при которой заработная плата и прибыль целиком останутся рабочим и капиталу. Это будет заработный доход, на который не должно покушаться государство, поскольку появится новый источник пополнения бюджета – природная рента. В результате этого возникнут условия, стимулирующие повышение эффективности производства и обеспечивающие справедливое распределение благ, получаемых от использования природных ресурсов.
Таким образом, предлагаемая нами система налогов и платежей будет способствовать переходу России на экологически безопасный и устойчивый путь развития.
Четвёртая проблема. Превращение природных ресурсов в главный экономический актив страны.
С этой целью необходимо осуществить экономическую оценку природных ресурсов и включить её в систему социально-экономических отношений в обществе. Отсутствие денежной оценки природных ресурсов приводит к существенным сокращениям поступления в государственный бюджет.
Так, например, в процессе приватизации огромные запасы полезных ископаемых попали в частные руки предпринимателей по нулевой стоимости, хотя их стоимость составляла десятки миллиардов долларов США. В результате этого пострадали государство и основная масса граждан России.
Показатели экономической оценки природных ресурсов нужно учитывать при определении стоимости лицензий на право пользования этими р
есурсами и при проведении аукционных торгов при продаже лицензий, а также при решении всего комплекса вопросов, связанных с рациональным использованием природно-ресурсного потенциала страны.
В связи с постепенным истощением природных ресурсов на планете, в перспективе будет ощущаться острый дефицит в них, и ценность их будет со временем возрастать. Поэтому в стратегическом плане мы должны стремиться к тому, чтобы национальное богатство России, основу которого составит стоимостная оценка природных ресурсов (не менее 80-85%), стала главным активом, обеспечивающим её денежную единицу, фундаментом новой финансовой системы государства. Наш рубль, если он будет опираться на природные ресурсы России, как активы, может стать одной из самых <твёрдых> и надёжных валют в мире.
Пятая проблема. Освоение природных богатств Сибири и Дальнего Востока.
Сибирь и Дальний Восток занимают около 75% территории Российской Федерации и по своей площади превосходят любую из стран мира. В этом регионе сосредоточены огромные природные богатства нашей страны. Освоение этих богатств с привлечением трудовых ресурсов, в том числе русскоязычного населения из стран СНГ, имеет огромное стратегическое и геополитическое значение. Данный регион мало заселён и, несмотря на это, численность его населения с каждым годом уменьшается. Смертность здесь превышает рождаемость, идёт отток населения в Европейскую часть России.
По оценкам учёных, занимающихся исследованием экономической и демографической ситуации, численность населения на территории от Урала до Сахалина в течение 15-20 лет нового тысячелетия может сократиться с 32 млн. человек до 8-10 млн. человек. Такого демографического вакуума нельзя допустить в этом регионе, так как в перспективе он может быть заполнен людскими и экономическими ресурсами других стран.
С Сибирью и Дальним Востоком граничит Китай с низким уровнем жизненного пространства и постоянно увеличивающейся большой численностью населения (около 1,2-1,3 млрд. человек). Китай в ближайшей перспективе, учитывая высокие темпы развития экономики, превратится в супердержаву с огромным промышленным и военным потенциалом. XXI век будет веком Китая. Уже сейчас осуществляется тих ая экспансия жителей Китая на Дальний Восток. В перспективе, если не будут приниматься специальные меры по её предотвращению, вряд ли она уменьшится. Не исключено, что и другие страны, такие как США, Япония и Корея, объявят этот регион зоной своих интересов, объясняя нам, что они действуют в противовес Китаю на пользу России.
Учитывая сказанное, Сибирь и Дальний Восток должны осваиваться и заселяться. В первую очередь необходимо осваивать зону Байкало-Амурской магистрали (БАМ).
Это объясняется следующими причинами:
· Байкало-Амурская магистраль, построенная в стратегических целях, в настоящее время мало загружена. Она имеет прямой выход в страны Азиатско-Тихоокеанского региона с бурно развивающейся экономикой, являющиеся крупными потребителями природного сырья;
· в зоне БАМа располагаются крупнейшие месторождения разнообразного минерального сырья – Южно-Якутский бассейн с коксующимися каменными углями, Удоканское медное месторождение, Катугинское редкометальное месторождение, Холоднинское свинцово-цинковое и Молодежное хризотил-асбестовое месторождения, Чаро-Токкинский железорудный район с бедными, но легкообогатимыми железными рудами, концентраты которых пригодны для бездоменной металлургии, имеются также проявления других цветных, редких и благородных металлов, нерудного сырья (слюда, горный хрусталь, бор, калийные соли);
· вдоль трассы БАМ сосредоточены значительные запасы древесины, которые практически не используются и также могут быть на основе концессий вовлечены в хозяйственный оборот.
БАМ является готовым плацдармом для доступа к огромным запасам минерального сырья, имеющего спрос на мировом и внутреннем рынках России, более того, магистраль может сыграть роль катализатора интенсивного освоения и стабилизации не только данного региона, но и всего Дальнего Востока с Забайкальем. Помимо зоны БАМ, в эксплуатацию могут быть вовлечены и другие участки минерального сырья и природных ресурсов в районах Восточной Сибири, Дальнего Востока, включая и нефтегазовые месторождения шельфа дальневосточных морей, лесные и сельскохозяйственные угодья.
Значительный интерес для развития данного региона представляют ресурсы питьевой воды озера Байкал. В нём сосредоточено около 20% мировых запасов пресных вод. Глуб
инная вода Байкала (400-1000 м) является исключительно чистой. Она имеет постоянный состав, общая минерализация её мала (около 0,1 г /л). Состав ионов обеспечивает её высокие вкусовые и гигиенические качества. Чистота глубинных вод обеспечивается тем, что верхний слой озера действует как высокоэффективный биологический фильтр: примеси удаляются развивающимися здесь микроорганизмами и водорослями, которые поедаются мельчайшим рачком – фильтратором эпишурой – и затем захороняются в донных осадках, поступая туда в виде <морского снега>.
Имея такой природный ресурс, можно получить воду высокого качества как для питьевых, так и лечебных целей путем добавления в нее различных микроэлементов. Воду Байкала можно разливать не только в бутылки, организовав такое производство на месте, но и по трубопроводам транспортировать на большие расстояния, в том числе в Азиатско-Тихоокеанский регион, где ощущается острый дефицит пресной воды. По предварительной оценке, осуществление такого проекта может дать значительный экономический эффект.
При развитии данного региона особое внимание должно уделяться решению транспортных проблем. С этой целью требуется реконструкция Транссибирской железнодорожной магистрали и превращение её в важную транспортную артерию для перевозки кратчайшим путём транзитных грузов из Европы в Азию.
Перспективными направлениями железнодорожных транзитных сообщений через Сибирь и Дальний Восток являются:
Европа – Россия – Китай и страны Индийского бассейна;
Европа – Россия – Япония и ряд стран Тихоокеанского бассейна;
Европа – Россия – Аляска – Канада – США.
Представляет также интерес создание Северо-Сибирской железнодорожной магистрали, а также расширение использования Северного морского пути за счет применения в эксплуатации создаваемых тяжёлых экранопланов НВА-1000.
Для решения проблем Сибири и Дальнего Востока нужны трудовые ресурсы. В связи с этим должны быть созданы все необходимые условия для переселения туда людей. Переезд должен быть свободным и экономически мотивированным. Это предполагает бесплатный переезд, выделение субсидий на решение бытовых задач, достойную заработную плату, упреждающее создание социальной инфраструктуры, налоговые льготы и другие виды государственной поддержки.
Для освоения природных богатств Сибири и Дальнего Востока следует широко практиковать привлечение иностранных инвестиций на основе концессионных договоров, соглашений о разделе продукции и контрактов на предоставление услуг.

Н.Н. Лукьянчиков,
профессор, д.э.н.