Лесхоз в системе управления

Каждая эпоха в истории России создает свои понятия – символы, характеризующие наиболее примечательные свершения в различных сферах деятельности государства: в научно-технической революции таким символом стал <спутник>, в государственном устройстве – советы, в воспитании молодежи – комсомол и т.п.
Символом социалистического хозяйствования на земле стали колхозы и совхозы, а государственное управление лесами невозможно представить без лесхозов, хотя их родословная берет начало только от 30-х годов прошлого, ХХ века и в более ранней, дореволюционной истории России такая форма управления лесами неизвестна, равно как она неизвестна и в практике ведения лесного хозяйства в зарубежных странах.
Колхозы, совхозы и лесхозы стали формой управления землей и хозяйствования на ней в результате ее национализации и полного отчуждения от собственников. Именно в этой форме коллективного землепользования государству удалось реализовать на монопольной основе все права собственности, соединив государственное директивное управление с производством.
Лесхоз довоенного и послевоенного времени был государственным предприятием, который осуществлял функции лесоуправления через директивное планирование и контроль за своей деятельностью, лесопользование, включая проведение рубок главного пользования, воспроизводство, охрану и защиту лесов через проведение лесохозяйственных мероприятий.
Производственная деятельность лесхозов, подкрепленная экономическими хозрасчетными стимулами, постепенно превратила лесхозы в комплексные лесные предприятия, мало чем отличающиеся по своей структуре и методам хозяйствования от комплексных лесопромышленных предприятий, работавших в системе бывшего Минлеспрома СССР.
Управляя лесопользованием, лесхозы оказались неспособными противостоять давлению лесной промышленности, которая, имея неограниченный доступ к лесным ресурсам, нерационально их использовала, перерубая расчетные лесосеки, особенно по хвойному хозяйству, во многих районах Европейской части России.
О фактах огромных перерубов расчетных лесосек в 70 и 80-х годах, дезорганизовавших лесопользование, а также о фактах низкой результативности лесохозяйственных работ, когда органы народного контроля находили при проверках <прижившимися> только 10-20% от количества посаженных по отчетам лесных культур, сейчас не принято или не хочется вспоминать. Тем, кто ратует за сохранение лесхозов в их прежнем <советском> виде, необходимо помнить эти факты из <биографии> лесхозов.
Получив доступ к бюджетным средствам, лесхозы стали <наркотически> зависимы от этого источника финансирования, не проявляя никакого интереса к управлению лесным доходом через систему платежей за пользование лесным фондом. Именно безразличие лесхозов к стоимости лесных ресурсов, вовлекаемых в эксплуатацию, и предопределило ту негативную ситуацию с доходностью лесопользования, которая имеет место в настоящее время (средняя цена древесины на корню составляет около
15 рублей за кубометр).
Сметно-бюджетное финансирование лесохозяйственных работ предопределило экономическую организацию этого вида деятельности лесхозов на том уровне, как это имеет место в отраслях нематериальной сферы (здравоохранение, образование и т.п.). В лесохозяйственном производстве всегда отсутствовали и отсутствуют сейчас показатели, характеризующие продукцию (результаты), не определяется себестоимость по полному перечню затрат, как в промышленной сфере, не рассчитывается прибыль в качестве конечного результата, не производится оценка эффективности осуществляемых мероприятий.
Все сказанное выше характеризует лесхозы прошлого (советского) времени как монопольную нерыночную структуру, не способную управлять лесопользованием и воспроизводством лесов на рыночных принципах.
Признавая эту реальность, Основами лесного законодательства в 1993 году был осуществлен первый этап реформы лесхозов с изменением их правового статуса, превратившего лесхозы из предприятий в органы государственного управления лесным хозяйством. При этом основные распорядительные функции в лесоуправлении были переданы органам власти административных районов, лесхозам было запрещено проводить рубки главного пользования и перерабатывать заготовляемую от них древесину.
За лесхозами были оставлены обязанности выполнять работы по воспроизводству лесов, включая проведение рубок ухода за лесом, т.е. на законодательной основе лесхоза