Партнёрство во имя леса

Устойчивое управление лесами: кто и как должен финансировать их будущее?

В Осло 22-25 января 2001 г. состоялся международный семинар экспертов по проблеме финансового обеспечения устойчивого управления лесами. Работа семинара была направлена на создание экономического механизма, позволяющего найти дополнительные финансовые ресурсы, которые необходимы для ведения лесного хозяйства с использованием тех критериев и индикаторов, которые были выработаны международным сообществом через реализацию принципов РИО (Хельсинкский, Монреальский процессы и др.) и которые приняты Российской Федерацией к практическому применению.
Практика реализации принципов устойчивого управления лесами во всех странах показала, что изменение лесного законодательства в направлении придания ему <зелёной окраски> не решает поставленной задачи – оставить будущим поколениям леса в лучшем экологическом состоянии при максимальном извлечении при использовании лесных ресурсов лесной ренты (чистого дохода).
Стремление достигнуть баланса экономических и экологических интересов оказалось нереализованным в силу того, что дополнительные затраты на ведение лесного хозяйства в условиях перехода последнего на систему экологической сертификации не восприняты адекватно как населением (из-за повышения цен на сертифицированные лесные продукты), так и частным лесопромышленным бизнесом (из-за снижения рентабельности производства). Практически во всех странах, осуществивших сертификацию лесов, возникла потребность в дополнительных финансовых ресурсах на ведение лесопользования в условиях жестких экологических ограничений, в условиях, когда из лесопользования выводится значительная часть лесных массивов на экономически доступных территориях.

Вопрос стоит так: кто и как будет оплачивать дополнительные издержки на ведение лесного хозяйства в настоящем времени во имя будущего лесов? Различные страны находят свои пути решения поставленной задачи исходя из экономических, социальных и экологических условий своего развития.  Общим для большинства стран является партнерство в названной области государства (через участие бюджета) и частного лесопромышленного бизнеса, выражающего свое согласие платить во имя лесов будущего более высокую попенную плату за используемые древесные ресурсы.  В рекомендациях семинара в качестве основного из направлений финансового обеспечения устойчивого лесоуправления рассматривается создание глобального (международного), национальных и региональных фондов, донорами которых должны стать правительства (через бюджеты), внеправительственные организации (через их фонды), частные лесопромышленные компании (через отчисления от прибыли).

Механизм образования и расходования национальных экологических фондов разработан и реализован во многих странах Латинской Америки и Юго-Восточной Азии, эксплуатирующих тропические леса. Этот механизм предложен всем странам – участникам Международного форума по лесам (INTERNATIONAL FOREST FORUM), членом которого является Российская Федерация.
Россия, как всегда, запаздывает с выполнением обязательств, принятых ею по международным соглашениям, в частности по тем, которые предусматривают ведение лесного хозяйства на принципах устойчивого лесоуправления.  Существующая установленная Лесным кодексом РФ финансовая система в лесном секторе не обеспечивает гарантированного поступления средств тем организациям, которые обязаны восстанавливать, охранять и защищать лесной фонд.
Средства федерального и региональных бюджетов, выделенные на государственное управление лесами и ведение лесного хозяйства, явно недостаточны и надежда на то, что эти средства могут быть значительно увеличены в ближайшем будущем, практически отсутствует. Частный лесопромышленный бизнес России, платя государству – собственнику лесов за древесину, отпускаемую на корню, только 15 рублей за кубометр в среднем, явно не желает участвовать в финансировании затрат на воспроизводство, охрану и защиту лесов, проявляя полное безразличие к проблеме устойчивого лесоуправления.

Такая политика лесопромышленного сектора по отношению к ведению лесного хозяйства на принципах устойчивого лесоуправления выглядит весьма опасной, если исходить из понимания того факта, что будущее лесного экспорта России будет во многом зависеть от возможностей поставки на мировые рынки экологически сертифицированной древесины. Лесопромышленному сектору достаточно выделить 1% от валового дохода от экспорта лесоматериалов на цели сертификации, и этой суммы будет достаточно для осуществления первого этапа перевода лесопользования на сертифицированную систему. Названная сумма несравнима с теми возможными потерями, которые понесет лесопромышленный бизнес из-за бойкота несертифицированных лесоматериалов на мировых рынках, а опасность таких потерь существует.

Для создания финансовой системы, обеспечивающей устойчивое лесоуправление, необходимо в кратчайшие сроки реализовать концепцию формирования платежей за пользование лесным фондом, принятую и утвержденную Министерством природных ресурсов Российской Федераци в декабре 2000 г. К сожалению, новая рыночная концепция формирования платежей за пользование лесным фондом не может быть реализована в рамках действующих налогового и лесного законодательств, а изменение законодательной базы может по политическим причинам оказаться длительным процессом. Промедление с созданием рыночно ориентированной финансовой системы в лесном секторе не только приносит государству огромные потери, обусловленные присвоением лесного дохода частным бизнесом и теневой экономикой, но и снижает престиж государства в плане реализации им международных обязательств по устойчивому развитию экономики.

А.П. Петров,
участник международного семинара, ректор Всероссийского института повышения квалификации руководящих работников и специалистов лесного хозяйства, профессор, д.э.н.