ВОДНОЕ ХОЗЯЙСТВО РОССИИ В ХХI ВЕКЕ

Накануне открытия Всероссийского конгресса работников водного хозяйства наш корреспондент встретился с Первым заместителем Министра природных ресурсов Российской Федерации, Руководителем Государственной водной службы Николаем Михайловичем ТАРАСОВЫМ.– Уважаемый Николай Михайлович, скоро начнёт работу Всероссийский конгресс работников водного хозяйства. Проходили ли ранее подобные мероприятия государственного масштаба, связанные с водопользованием?– Вообще-то, если быть предельно точным, то в России съезды, связанные с развитием отдельных направлений водного хозяйства, проводились и ранее, но имели несколько другой формат. Скажем с 1893 по 1932 г. было проведено шестнадцать Русских (Всероссийских) водопроводных съездов. На них рассматривались вопросы конструирования и строительства водопроводов, принципы очистки и обеззараживания питьевой воды, устройство водозаборов из подземных и поверхностных источников, организация эксплуатации водопроводов и другие.В начале XX столетия, когда стали больше внимания уделять санитарно-эпидемиологической надёжности централизованных систем водоснабжения, съезды стали объединять не только учёных и инженеров, но и гигиенистов, и санитарных врачей и получили название “Всероссийские водопроводные и санитарно-технические съезды”.С 1909 по 1914 г. прошла серия региональных мелиоративных съездов: I, II Южно-Русские мелиоративные съезды (1909, 1912); I Северный мелиоративный съезд (1913); I Северо-Кавказский мелиоративный съезд (1914), на которых рассматривался достаточно широкий спектр вопросов, в том числе и вопросы регулирования стока, гидротехнических сооружений, мер предохранения от наводнений и горных потоков, охраны питьевых вод, устройства плотин, водохранилищ, охраны водохранилищ от загрязнения, водоснабжения населённых пунктов, устройства артезианских скважин, колодцев, прудов, санитарных требований при водоснабжении, вопросы обводнения, орошения, осушения, вопросы законодательства и другие. В период с 1924 по 1986 г. прошло пять Всесоюзных гидрологических съездов, где рассматривались наиболее актуальные проблемы гидрологической науки, связанные с научным обоснованием общегосударственных и региональных планов в области рационального использования водных ресурсов страны и их охраны.

– Многие мировые аналитики предрекают, что в XXI веке все войны на планете будут вестись не за обладание нефтью, газом, а за воду. В России вроде бы ситуация с водными ресурсами не столь драматическая, но тем не менее у нашей страны тоже есть ряд неурегулированных вопросов с Азербайджаном, Китаем, Казахстаном, связанных с распределением водных ресурсов. Потом, в самой России водное хозяйство далеко не в идеальном состоянии. Какие меры, на Ваш взгляд, необходимы, чтобы нормализовать ситуацию в водном хозяйстве?

– Вы, вероятно, знаете, что решением 57-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН нынешний год объявлен Международным годом пресной воды. Это как раз и говорит о том, что проблемы дефицита воды, имеющиеся пока в отдельных регионах и государствах, приобретают более глобальный характер. На проходившем в марте этого года Третьем Всемирном водном форуме (Киото, Япония) широко обсуждались общемировые водные проблемы, пути выхода из сложившейся, для многих стран сложной и близкой к критической, ситуации, конкретные шаги и инициативы отдельных стран, регионов, союзов. Проблемы во многом общие: дефицит воды, низкое её качество, предотвращение наводнений, комплексное управление водными ресурсами, устойчивое водопользование, разработка стратегических планов интегрированного управления водными ресурсами.Если говорить о нашей стране, то в соответствии с данными доклада ООН о состоянии водных ресурсов мира, презентация которого состоялась на форуме, Россия включена в первую десятку стран мира по качеству воды, способности и готовности улучшить ситуацию, наряду с Финляндией, Канадой, Новой Зеландией, Великобританией, Японией, Норвегией, Кореей, Швецией и Францией.

Для нас очевидно, что это скорее аванс, нежели факт, и задачей водохозяйственной службы России является реализовать означенный потенциал возможностей ценой серьёзной и кропотливой работы. А потенциал наш огромный. Российская Федерация – одно из богатейших государств планеты по запасам пресных природных вод, суммарный объём которых составляет около 60 тыс. куб. км.Прогнозные ресурсы пресных и частично слабосолоноватых подземных вод оцениваются в 350 куб. км в год. Выявлены 4 тыс. месторождений подземных вод с суммарными эксплуатационными запасами, составляющими около 31,5 куб. км в год.В связи со спадом промышленного и сельскохозяйственного производства водопотребление в России за период с 1990 г. снизилось на 30%, и в современных условиях из природных водных объектов забирается 85 куб. км воды в год, в том числе 67 куб. км из поверхностных водоисточников. За счёт использования оборотных и повторно-последовательных систем водоснабжения ежегодно экономится до 133 куб. км свежей воды.В целом по России из поверхностных водных объектов забирается относительно небольшая часть водных ресурсов (около 2%), однако в отдельных бассейнах (Дон, Кубань, Терек, Урал, Иртыш, Тобол, Ишим) отмечается напряжённая водохозяйственная обстановка, усугубляющаяся неудовлетворительным качеством воды.

Для обеспечения потребности в воде населения, промышленности, энергетики, сельского хозяйства, судоходства, рыбного хозяйства, рекреации, защиты населённых пунктов и объектов экономики от наводнений и предотвращения вредного воздействия вод в России создан и функционирует мощный водохозяйственный комплекс, стоимость основных производственных фондов которого оценивается примерно в 350 млрд. рублей.Для регулирования речного стока построено около 30 тыс. водохранилищ и прудов общей вместимостью более 800 куб. км, в том числе 2290 водохранилищ объёмом свыше 1 млн. м3 каждое, из них 110 крупнейших объёмом свыше 100 млн. м3.Для межбассейнового перераспределения стока рек из районов с избытком речного стока в районы с их дефицитом используется 37 водохозяйственных систем с суммарной протяжённостью каналов переброски 3 тыс. км и объёмом перебрасываемого стока 17 куб. км в год.Всего же в составе водохозяйственного комплекса насчитывается около 65 тыс. водохозяйственных объектов, из которых большинство составляют водоподпорные сооружения малых и средних водохранилищ, находящиеся в эксплуатации 30 и более лет.

Практически все поверхностные и большая часть подземных водных объектов, особенно в европейской части страны и в районах размещения крупных промышленных и сельскохозяйственных комплексов, испытывают значительное антропогенное воздействие, что при недостаточной барьерной роли очистных сооружений и учащающихся год от года авариях на нефтепроводах, шламонакопителях, очистных и других сооружениях выразилось в загрязнении, истощении и деградации водных объектов.Общий ущерб от загрязнения водных объектов для населения, отраслей экономики и природы оценивается почти в 70 млрд. рублей ежегодно.Существующее состояние водных объектов при неудовлетворительном состоянии водопроводного хозяйства стало представлять угрозу безопасности населения. Это и вспышки инфекционных заболеваний, обусловленных водным фактором, и увеличение степени риска воздействия на организм человека канцерогенных и мутагенных факторов, а также рост проявлений воднозависимых патологий. Отставание России по средней продолжительности жизни населения от развитых стран в значительной степени связано с потреблением некачественной воды.Вызывает серьёзные опасения ухудшение технического состояния и эксплуатации напорных гидротехнических сооружений, многие из которых находятся в аварийном и предаварийном состоянии, значительная часть сооружений в настоящее время являются бесхозными.

– В последние несколько лет всеобщее внимание приковывает проблема чрезвычайных ситуаций, связанных с наводнениями. Это наносит огромный ущерб экономике нашего государства. Почему это происходит?

– Действительно, в настоящее время среднемноголетний ущерб от наводнений оценивается суммой свыше 40 млрд. рублей в год. Проблема усугубляется тем, что, по данным многих экспертов, антропогенные изменения глобального климата уже в ближайшие два-три десятилетия приведут к весьма значительным изменениям гидрологического режима водных объектов России и увеличению вероятности прохождения выдающихся паводков.К тому же степень изученности водных объектов не соответствует современным требованиям. В последние годы постоянно сокращается количество пунктов государственной сети наблюдений и объём получаемой на них информации, не совершенствуется система государственного учёта вод и государственного водного кадастра, практически не разрабатываются схемы комплексного использования и охраны водных ресурсов, водохозяйственные балансы и нормативы предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты.Вообще-то проблемы в водохозяйственном комплексе вызваны кардинальным изменением институциональных условий в стране, экономическими трудностями государства и связанным с этим многократным уменьшением объёмов финансирования водохозяйственных мероприятий, необходимых для обеспечения нормального функционирования и развития водохозяйственного комплекса. Велико влияние и многолетней ведомственной и территориальной разобщённости в сфере использования, восстановления и охраны водных объектов, отсутствия стимулирующего рациональное водопользование и охрану водных объектов экономического механизма, недостаточность правоприменительной практики.

Скажем, в соответствии с Федеральным законом “О плате за пользование водными объектами” на финансирование водохозяйственной деятельности должно направляться не менее 50% средств от платы за пользование водными объектами. В 1999 и 2000 гг. это положение Федерального закона реализовывалось через создание Федерального фонда восстановления и охраны водных объектов, что позволило несколько улучшить финансирование работ по обустройству водных объектов. Однако с 2001 г. функционирование такого фонда Законом о федеральном бюджете не было предусмотрено. Средства от платы за пользование водными объектами в настоящее время поступают в бюджеты субъектов РФ и составляют незначительную долю в доходах бюджетной системы страны.Если обобщить сказанное, то основными проблемами водного хозяйства Российской Федерации в настоящее время являются:Неудовлетворительное состояние хозяйственно-питьевого водоснабжения, связанное с низким качеством подаваемой населению воды из-за загрязнения поверхностных и подземных вод, недостаточным использованием современных методов очистки питьевой воды, неудовлетворительным состоянием водопроводных сетей.

Расточительное водопользование с относительно высокими удельными расходами воды на единицу произведённой продукции и на хозяйственно-питьевые нужды городского жителя.Неудовлетворительное качество воды в водных объектах в связи с тем, что до нормативного качества очищается только около 10% требующих очистки коммунальных и промышленных сточных вод, а также со значительным количеством загрязняющих веществ, поступающих в водные объекты с поверхностным стоком с водосборов, в первую очередь с сельхозугодий и ливневым стоком с селитебных территорий.Возрастание материального ущерба от вредного воздействия вод в связи с ухудшением технического состояния защитных сооружений, снижением объёмов эксплуатационных и профилактических мероприятий, ухудшением качества прогнозов, нарушениями режима использования паводкоопасных территорий, недостаточными объёмами дноуглубительных и руслоочистительных работ, снижением водопропускной способности сооружений транспортных пересечений рек.

Ухудшение технического состояния основных производственных фондов водного хозяйства в результате снижения инвестиционной активности. Средства от платы за пользование водными объектами (в 2003 г. планируется получить около 12 млрд. рублей), не дают возможности должного инвестирования водохозяйственной деятельности, проведения в необходимых объёмах работ по реконструкции и капитальному ремонту гидротехнических сооружений.Низкая эффективность системы государственного управления водным хозяйством в результате непрерывных реорганизаций структуры управления водным хозяйством, слабой координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов власти субъектов Российской Федерации, утраты материальной базы мониторинга водных объектов, значительного сокращения финансирования научных исследований и проектных работ.Несовершенство законодательной базы и практически полное отсутствие правоприменительной практики в области изучения, использования, воспроизводства водных ресурсов, восстановления и охраны водных объектов, предотвращения и ликвидации вредного воздействия вод.

– Уважаемый Николай Михайлович, в начале сентября этого года в Ростове-на-Дону состоялось заседание президиума Государственного Совета Российской Федерации, на котором был рассмотрен вопрос о водных ресурсах и развитии водохозяйственного комплекса России. Это подтверждает Ваши слова о важности проблем водного хозяйства России для развития нашей страны. Насколько продуктивным оказалось это заседание, получило ли водное хозяйство страны импульс для своего развития или это было просто дежурное мероприятие?

– Сложность и многогранность современных водохозяйственных проблем России обуславливает необходимость системного подхода и реализации комплекса последовательных мер, направленных на совершенствование и развитие системы управления водными ресурсами и водохозяйственным комплексом, активное подключение к решению вопросов, связанных с использованием и охраной водных объектов, муниципальных образований, водопользователей, общественности и граждан. В этих целях разработана Национальная программа “Развитие водохозяйственного комплекса России”.3 сентября этого года в Ростове-на-Дону на заседании президиума Государственного Совета Российской Федерации по сути дела она и рассматривалась. По итогам заседания во исполнение поручений Президента Российской Федерации В.В. Путина Правительство Российской Федерации поручило:МПР России, Минэкономразвития России, Минсельхозу России, Госстрою России, Минтрансу России и Минфину России разработать и до 31 марта 2004 г. представить в Правительство Российской Федерации согласование проекты основных направлений развития водохозяйственного комплекса России до 2010 г. и плана мероприятий по их реализации;Минфину России, МПР России, Госстрою России и Минэкономразвития России обеспечить осуществление предусмотренных федеральными целевыми программами водохозяйственных и водоохранных мероприятий, необходимых для повышения качества водоснабжения населения, улучшения состояния водных объектов и обеспечения защиты территорий от наводнений и других опасных гидрологических воздействий.

Президент Российской Федерации также рекомендовал органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления при подготовке проектов бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований на 2005 г. и последующие годы предусматривать необходимые средства на развитие и техническое совершенствование систем водоснабжения городов и населённых пунктов и обеспечение безопасности гидротехнических сооружений. Полномочным представителям Президента Российской Федерации в федеральных округах поручено взять на контроль выполнение этой работы.Предусматривается, что по своей структуре Основные направления развития водохозяйственного комплекса России до 2010 г. будут соответствовать разработанным и апробированным в составе Национальной программы “Развитие водохозяйственного комплекса России” (более привычное название “Вода России – ХХ1 век”) программным проектам. Это, напомню:

  • гарантированное обеспечение потребностей населения и хозяйственного комплекса в водных ресурсах с приоритетом хозяйственно-питьевого водоснабжения, рационализация водопользования в промышленности, сельском и коммунальном хозяйстве;
  • защита населения и объектов экономики от наводнений, сведение к минимуму ущербов от вредного воздействия вод;
  • снижение антропогенной нагрузки и загрязнения водных объектов;
  • обеспечение безопасного состояния и эксплуатации гидротехнических сооружений, в первую очередь водоподпорных;
  • развитие системы наблюдений за водными объектами, анализа и прогнозирования состояния водных объектов;
  • совершенствование системы государственного управления и внедрение эффективного экономического механизма рационального водопользования и охраны водных объектов;
  • разработка нормативно-правовой базы.

Реализацию Основных направлений намечается осуществить в два этапа:

  • 1 этап – 2004 – 2005 гг. – неотложные мероприятия, обеспечивающие совершенствование системы управления, внедрение эффективного экономического механизма, создание нормативно-правовой базы, прекращение негативных тенденций и стабилизацию ситуации в водохозяйственном комплексе, в водообеспечении населения и хозяйственного комплекса регионов и страны в целом.
  • 2 этап – 2006 – 2010 гг. – первоочередные мероприятия, обеспечивающие рационализацию водопользования в промышленности, сельском и коммунальном хозяйстве, снижение загрязнения водных объектов, снижение ущербов от наводнений и другого вредного воздействия вод.

В Основных направлениях будут намечены меры по реализации в 2011 – 2015 и последующих годах перспективных мероприятий, обеспечивающих рациональное комплексное использование водных ресурсов и их воспроизводство, восстановление водных объектов и их экосистем, предупреждение и ликвидацию вредного воздействия вод, совершенствование и развитие водохозяйственного комплекса.Все эти вопросы мы будем обсуждать во время работы Всероссийского Конгресса работников водного хозяйства. Надеюсь, что дискуссии на конгрессе будут плодотворными и мы определим стратегические направления развития водохозяйственного комплекса страны на ближайшую перспективу.Всем участникам Конгресса желаю успешной работы по реализации в высшей степени благородной задачи обеспечения одного из фундаментальных жизненно важных прав человека – пользования чистой водой!

– Уважаемый Николай Михайлович, скоро начнёт работу Всероссийский конгресс работников водного хозяйства. Проходили ли ранее подобные мероприятия государственного масштаба, связанные с водопользованием?- Вообще-то, если быть предельно точным, то в России съезды, связанные с развитием отдельных направлений водного хозяйства, проводились и ранее, но имели несколько другой формат. Скажем с 1893 по 1932 г. было проведено шестнадцать Русских (Всероссийских) водопроводных съездов. На них рассматривались вопросы конструирования и строительства водопроводов, принципы очистки и обеззараживания питьевой воды, устройство водозаборов из подземных и поверхностных источников, организация эксплуатации водопроводов и другие.В начале XX столетия, когда стали больше внимания уделять санитарно-эпидемиологической надёжности централизованных систем водоснабжения, съезды стали объединять не только учёных и инженеров, но и гигиенистов, и санитарных врачей и получили название “Всероссийские водопроводные и санитарно-технические съезды”.

С 1909 по 1914 г. прошла серия региональных мелиоративных съездов: I, II Южно-Русские мелиоративные съезды (1909, 1912); I Северный мелиоративный съезд (1913); I Северо-Кавказский мелиоративный съезд (1914), на которых рассматривался достаточно широкий спектр вопросов, в том числе и вопросы регулирования стока, гидротехнических сооружений, мер предохранения от наводнений и горных потоков, охраны питьевых вод, устройства плотин, водохранилищ, охраны водохранилищ от загрязнения, водоснабжения населённых пунктов, устройства артезианских скважин, колодцев, прудов, санитарных требований при водоснабжении, вопросы обводнения, орошения, осушения, вопросы законодательства и другие. В период с 1924 по 1986 г. прошло пять Всесоюзных гидрологических съездов, где рассматривались наиболее актуальные проблемы гидрологической науки, связанные с научным обоснованием общегосударственных и региональных планов в области рационального использования водных ресурсов страны и их охраны.

– Многие мировые аналитики предрекают, что в XXI веке все войны на планете будут вестись не за обладание нефтью, газом, а за воду. В России вроде бы ситуация с водными ресурсами не столь драматическая, но тем не менее у нашей страны тоже есть ряд неурегулированных вопросов с Азербайджаном, Китаем, Казахстаном, связанных с распределением водных ресурсов. Потом, в самой России водное хозяйство далеко не в идеальном состоянии. Какие меры, на Ваш взгляд, необходимы, чтобы нормализовать ситуацию в водном хозяйстве?

– Вы, вероятно, знаете, что решением 57-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН нынешний год объявлен Международным годом пресной воды. Это как раз и говорит о том, что проблемы дефицита воды, имеющиеся пока в отдельных регионах и государствах, приобретают более глобальный характер. На проходившем в марте этого года Третьем Всемирном водном форуме (Киото, Япония) широко обсуждались общемировые водные проблемы, пути выхода из сложившейся, для многих стран сложной и близкой к критической, ситуации, конкретные шаги и инициативы отдельных стран, регионов, союзов. Проблемы во многом общие: дефицит воды, низкое её качество, предотвращение наводнений, комплексное управление водными ресурсами, устойчивое водопользование, разработка стратегических планов интегрированного управления водными ресурсами.Если говорить о нашей стране, то в соответствии с данными доклада ООН о состоянии водных ресурсов мира, презентация которого состоялась на форуме, Россия включена в первую десятку стран мира по качеству воды, способности и готовности улучшить ситуацию, наряду с Финляндией, Канадой, Новой Зеландией, Великобританией, Японией, Норвегией, Кореей, Швецией и Францией.Для нас очевидно, что это скорее аванс, нежели факт, и задачей водохозяйственной службы России является реализовать означенный потенциал возможностей ценой серьёзной и кропотливой работы. А потенциал наш огромный. Российская Федерация – одно из богатейших государств планеты по запасам пресных природных вод, суммарный объём которых составляет около 60 тыс. куб. км.

Прогнозные ресурсы пресных и частично слабосолоноватых подземных вод оцениваются в 350 куб. км в год. Выявлены 4 тыс. месторождений подземных вод с суммарными эксплуатационными запасами, составляющими около 31,5 куб. км в год.В связи со спадом промышленного и сельскохозяйственного производства водопотребление в России за период с 1990 г. снизилось на 30%, и в современных условиях из природных водных объектов забирается 85 куб. км воды в год, в том числе 67 куб. км из поверхностных водоисточников. За счёт использования оборотных и повторно-последовательных систем водоснабжения ежегодно экономится до 133 куб. км свежей воды.В целом по России из поверхностных водных объектов забирается относительно небольшая часть водных ресурсов (около 2%), однако в отдельных бассейнах (Дон, Кубань, Терек, Урал, Иртыш, Тобол, Ишим) отмечается напряжённая водохозяйственная обстановка, усугубляющаяся неудовлетворительным качеством воды.Для обеспечения потребности в воде населения, промышленности, энергетики, сельского хозяйства, судоходства, рыбного хозяйства, рекреации, защиты населённых пунктов и объектов экономики от наводнений и предотвращения вредного воздействия вод в России создан и функционирует мощный водохозяйственный комплекс, стоимость основных производственных фондов которого оценивается примерно в 350 млрд. рублей.Для регулирования речного стока построено около 30 тыс. водохранилищ и прудов общей вместимостью более 800 куб. км, в том числе 2290 водохранилищ объёмом свыше 1 млн. м3 каждое, из них 110 крупнейших объёмом свыше 100 млн. м3.Для межбассейнового перераспределения стока рек из районов с избытком речного стока в районы с их дефицитом используется 37 водохозяйственных систем с суммарной протяжённостью каналов переброски 3 тыс. км и объёмом перебрасываемого стока 17 куб. км в год.

Всего же в составе водохозяйственного комплекса насчитывается около 65 тыс. водохозяйственных объектов, из которых большинство составляют водоподпорные сооружения малых и средних водохранилищ, находящиеся в эксплуатации 30 и более лет.Практически все поверхностные и большая часть подземных водных объектов, особенно в европейской части страны и в районах размещения крупных промышленных и сельскохозяйственных комплексов, испытывают значительное антропогенное воздействие, что при недостаточной барьерной роли очистных сооружений и учащающихся год от года авариях на нефтепроводах, шламонакопителях, очистных и других сооружениях выразилось в загрязнении, истощении и деградации водных объектов.Общий ущерб от загрязнения водных объектов для населения, отраслей экономики и природы оценивается почти в 70 млрд. рублей ежегодно.Существующее состояние водных объектов при неудовлетворительном состоянии водопроводного хозяйства стало представлять угрозу безопасности населения. Это и вспышки инфекционных заболеваний, обусловленных водным фактором, и увеличение степени риска воздействия на организм человека канцерогенных и мутагенных факторов, а также рост проявлений воднозависимых патологий. Отставание России по средней продолжительности жизни населения от развитых стран в значительной степени связано с потреблением некачественной воды.Вызывает серьёзные опасения ухудшение технического состояния и эксплуатации напорных гидротехнических сооружений, многие из которых находятся в аварийном и предаварийном состоянии, значительная часть сооружений в настоящее время являются бесхозными.

– В последние несколько лет всеобщее внимание приковывает проблема чрезвычайных ситуаций, связанных с наводнениями. Это наносит огромный ущерб экономике нашего государства. Почему это происходит?

– Действительно, в настоящее время среднемноголетний ущерб от наводнений оценивается суммой свыше 40 млрд. рублей в год. Проблема усугубляется тем, что, по данным многих экспертов, антропогенные изменения глобального климата уже в ближайшие два-три десятилетия приведут к весьма значительным изменениям гидрологического режима водных объектов России и увеличению вероятности прохождения выдающихся паводков.К тому же степень изученности водных объектов не соответствует современным требованиям. В последние годы постоянно сокращается количество пунктов государственной сети наблюдений и объём получаемой на них информации, не совершенствуется система государственного учёта вод и государственного водного кадастра, практически не разрабатываются схемы комплексного использования и охраны водных ресурсов, водохозяйственные балансы и нормативы предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты.Вообще-то проблемы в водохозяйственном комплексе вызваны кардинальным изменением институциональных условий в стране, экономическими трудностями государства и связанным с этим многократным уменьшением объёмов финансирования водохозяйственных мероприятий, необходимых для обеспечения нормального функционирования и развития водохозяйственного комплекса. Велико влияние и многолетней ведомственной и территориальной разобщённости в сфере использования, восстановления и охраны водных объектов, отсутствия стимулирующего рациональное водопользование и охрану водных объектов экономического механизма, недостаточность правоприменительной практики.

Скажем, в соответствии с Федеральным законом “О плате за пользование водными объектами” на финансирование водохозяйственной деятельности должно направляться не менее 50% средств от платы за пользование водными объектами. В 1999 и 2000 гг. это положение Федерального закона реализовывалось через создание Федерального фонда восстановления и охраны водных объектов, что позволило несколько улучшить финансирование работ по обустройству водных объектов. Однако с 2001 г. функционирование такого фонда Законом о федеральном бюджете не было предусмотрено. Средства от платы за пользование водными объектами в настоящее время поступают в бюджеты субъектов РФ и составляют незначительную долю в доходах бюджетной системы страны.Если обобщить сказанное, то основными проблемами водного хозяйства Российской Федерации в настоящее время являются:Неудовлетворительное состояние хозяйственно-питьевого водоснабжения, связанное с низким качеством подаваемой населению воды из-за загрязнения поверхностных и подземных вод, недостаточным использованием современных методов очистки питьевой воды, неудовлетворительным состоянием водопроводных сетей.Расточительное водопользование с относительно высокими удельными расходами воды на единицу произведённой продукции и на хозяйственно-питьевые нужды городского жителя.

Неудовлетворительное качество воды в водных объектах в связи с тем, что до нормативного качества очищается только около 10% требующих очистки коммунальных и промышленных сточных вод, а также со значительным количеством загрязняющих веществ, поступающих в водные объекты с поверхностным стоком с водосборов, в первую очередь с сельхозугодий и ливневым стоком с селитебных территорий.Возрастание материального ущерба от вредного воздействия вод в связи с ухудшением технического состояния защитных сооружений, снижением объёмов эксплуатационных и профилактических мероприятий, ухудшением качества прогнозов, нарушениями режима использования паводкоопасных территорий, недостаточными объёмами дноуглубительных и руслоочистительных работ, снижением водопропускной способности сооружений транспортных пересечений рек.Ухудшение технического состояния основных производственных фондов водного хозяйства в результате снижения инвестиционной активности. Средства от платы за пользование водными объектами (в 2003 г. планируется получить около 12 млрд. рублей), не дают возможности должного инвестирования водохозяйственной деятельности, проведения в необходимых объёмах работ по реконструкции и капитальному ремонту гидротехнических сооружений.Низкая эффективность системы государственного управления водным хозяйством в результате непрерывных реорганизаций структуры управления водным хозяйством, слабой координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов власти субъектов Российской Федерации, утраты материальной базы мониторинга водных объектов, значительного сокращения финансирования научных исследований и проектных работ.Несовершенство законодательной базы и практически полное отсутствие правоприменительной практики в области изучения, использования, воспроизводства водных ресурсов, восстановления и охраны водных объектов, предотвращения и ликвидации вредного воздействия вод

.– Уважаемый Николай Михайлович, в начале сентября этого года в Ростове-на-Дону состоялось заседание президиума Государственного Совета Российской Федерации, на котором был рассмотрен вопрос о водных ресурсах и развитии водохозяйственного комплекса России. Это подтверждает Ваши слова о важности проблем водного хозяйства России для развития нашей страны. Насколько продуктивным оказалось это заседание, получило ли водное хозяйство страны импульс для своего развития или это было просто дежурное мероприятие?

– Сложность и многогранность современных водохозяйственных проблем России обуславливает необходимость системного подхода и реализации комплекса последовательных мер, направленных на совершенствование и развитие системы управления водными ресурсами и водохозяйственным комплексом, активное подключение к решению вопросов, связанных с использованием и охраной водных объектов, муниципальных образований, водопользователей, общественности и граждан. В этих целях разработана Национальная программа “Развитие водохозяйственного комплекса России”.3 сентября этого года в Ростове-на-Дону на заседании президиума Государственного Совета Российской Федерации по сути дела она и рассматривалась. По итогам заседания во исполнение поручений Президента Российской Федерации В.В. Путина Правительство Российской Федерации поручило:МПР России, Минэкономразвития России, Минсельхозу России, Госстрою России, Минтрансу России и Минфину России разработать и до 31 марта 2004 г. представить в Правительство Российской Федерации согласование проекты основных направлений развития водохозяйственного комплекса России до 2010 г. и плана мероприятий по их реализации;Минфину России, МПР России, Госстрою России и Минэкономразвития России обеспечить осуществление предусмотренных федеральными целевыми программами водохозяйственных и водоохранных мероприятий, необходимых для повышения качества водоснабжения населения, улучшения состояния водных объектов и обеспечения защиты территорий от наводнений и других опасных гидрологических воздействий.

Президент Российской Федерации также рекомендовал органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления при подготовке проектов бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований на 2005 г. и последующие годы предусматривать необходимые средства на развитие и техническое совершенствование систем водоснабжения городов и населённых пунктов и обеспечение безопасности гидротехнических сооружений. Полномочным представителям Президента Российской Федерации в федеральных округах поручено взять на контроль выполнение этой работы.Предусматривается, что по своей структуре Основные направления развития водохозяйственного комплекса России до 2010 г. будут соответствовать разработанным и апробированным в составе Национальной программы “Развитие водохозяйственного комплекса России” (более привычное название “Вода России – ХХ1 век”) программным проектам. Это, напомню:

  • гарантированное обеспечение потребностей населения и хозяйственного комплекса в водных ресурсах с приоритетом хозяйственно-питьевого водоснабжения, рационализация водопользования в промышленности, сельском и коммунальном хозяйстве;
  • защита населения и объектов экономики от наводнений, сведение к минимуму ущербов от вредного воздействия вод;
  • снижение антропогенной нагрузки и загрязнения водных объектов;
  • обеспечение безопасного состояния и эксплуатации гидротехнических сооружений, в первую очередь водоподпорных;
  • развитие системы наблюдений за водными объектами, анализа и прогнозирования состояния водных объектов;
  • совершенствование системы государственного управления и внедрение эффективного экономического механизма рационального водопользования и охраны водных объектов;
  • разработка нормативно-правовой базы.

Реализацию Основных направлений намечается осуществить в два этапа:

  • 1 этап – 2004 – 2005 гг. – неотложные мероприятия, обеспечивающие совершенствование системы управления, внедрение эффективного экономического механизма, создание нормативно-правовой базы, прекращение негативных тенденций и стабилизацию ситуации в водохозяйственном комплексе, в водообеспечении населения и хозяйственного комплекса регионов и страны в целом.
  • 2 этап – 2006 – 2010 гг. – первоочередные мероприятия, обеспечивающие рационализацию водопользования в промышленности, сельском и коммунальном хозяйстве, снижение загрязнения водных объектов, снижение ущербов от наводнений и другого вредного воздействия вод.

В Основных направлениях будут намечены меры по реализации в 2011 – 2015 и последующих годах перспективных мероприятий, обеспечивающих рациональное комплексное использование водных ресурсов и их воспроизводство, восстановление водных объектов и их экосистем, предупреждение и ликвидацию вредного воздействия вод, совершенствование и развитие водохозяйственного комплекса.Все эти вопросы мы будем обсуждать во время работы Всероссийского Конгресса работников водного хозяйства. Надеюсь, что дискуссии на конгрессе будут плодотворными и мы определим стратегические направления развития водохозяйственного комплекса страны на ближайшую перспективу.Всем участникам Конгресса желаю успешной работы по реализации в высшей степени благородной задачи обеспечения одного из фундаментальных жизненно важных прав человека – пользования чистой водой!